Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речь на торжественном заседании, посвящением юбилею А. М. Горького




С чувством глубокой радости я исполняю поручение ЦК ВКП(б), ЦИК и СНК СССР, передаю самый горячий привет Максиму Горькому. Я не стану перечислять того, что сделал Горький за сорок лет своей литературной, общественной и политической деятельности в интересах трудящихся. Сделано им много и сделано хорошо. Наше горячее пожелание, чтобы эта деятельность Горького продолжалась еще долгие и долгие годы. Да здравствует Максим Горький!
1932

Молодежь в прошлом

Из книги «Славный путь комсомола. (К 20-летию ВЛКСМ)
Юношеские годы считаются лучшим периодом в жизни человека. Да это и естественно. Ведь в эти годы роста организма человек особенно чувствует избыток физических сил и гибкость тела, быстрым темпом обогащается ум, расширяется горизонт его познания. Интенсивная физическая и психологическая жизнедеятельность влечет человека к героике, к товариществу, к желанию бороться за счастье людей. Гордое стремление овладеть «истиной мира»...
...жду от духа слов и сил,
Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб не болтать, трудясь по пустякам,
О том, чего не ведаю я сам,
Чтоб я постиг все действия, все тайны,
Всю мира внутреннюю связь;
Из уст моих чтоб истина лилась —
Не слов пустых набор случайный!
Но эти присущие молодежи черты подвергаются сильнейшему влиянию окружающей среды. Народ это отметил поговоркой: «С кем поведешься, от того и наберешься». Классовая принадлежность, как правило, кладет свой отпечаток на характер человека, на его поступки, на его отношение к людям, и потому на окружающую обстановку он смотрит через призму интересов своего класса.
Всем известно, что в прошлом молодежь даже господствующих классов была более революционна, чем взрослое поколение этих классов, из ее среды выходило значительное количество бойцов за дело народа. Да и вообще я не знаю ни одной революции, ни одного народного движения, в котором бы молодежь активно и в значительном количестве не принимала участия. Чем это можно объяснить?
Сущность классового общества дает этому достаточное объяснение. Классовое общество базируется на угнетении трудящихся господствующим классом. Поскольку господствующий класс непосредственным насилием укрепляет свое господство над угнетенными, значит и вся надстройка классового общества — от аппарата государственной власти до бытовой обстановки в самом господствующем классе — приспособлена к угнетению, которое в известных формах распространяется и на молодежь, и потому у нее чаще всего проявлялась тревога за смысл существующего. Молодой Н. Огарев выразил это словами:
Чего хочу?, чего?.. О! Так желаний много,
Так к выходу их силе нужен путь,
Что кажется порой — их внутренней тревогой
Сожжется мозг и разорвется грудь.
Чего хочу? Всего со всею полнотою!
Я жажду знать, я подвигов хочу,
Еще хочу любить с безумною тоскою,
Весь трепет жизни чувствовать хочу!
И сейчас в классовом обществе молодежь господствующих, эксплуататорских классов находится далеко не в лучшем положении. Даже государство к ней относится недоверчиво, подозрительно. Недаром в самых демократических странах капитала при выборах, в особенности в верхние палаты, возрастной ценз повышается до сорока лет. Служба начинается с самых незначительных должностей, и, чтобы двигаться вперед, молодой человек должен обладать качествами прислуживания, внешнего благоговения перед старшими чинами. В русской литературе такой тип чиновника ярко выведен Грибоедовым в «Горе от ума» в лице Молчалина, который говорит:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье.
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Впоследствии это имя стало нарицательным, как чиновника — подхалима и пролазы, который считает, что:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Чиновники типа Молчалина пользуются поощрением и поддержкой сильных мира во всех капиталистических странах.
В быту молодежь подвергается еще большему угнетению. Мораль господствующих, эксплуататорских классов — это мораль рабовладельца, крепостника, капиталиста. В ней столько преступлений и грязи, что она неизбежно захватывает своими отвратительными чертами людей своего класса, в том числе молодежь. Почти все молодое поколение находится в материальной зависимости от главы семьи. Эта материальная зависимость распространяется не только на детство, но и на многие годы зрелого возраста. Богатые отцы смотрят сквозь пальцы, когда так называемая золотая молодежь бросает тысячи на разгул, на разврат. Но попробуй сын такого отца израсходовать гроши на революционное дело, — из ста случаев в девяноста девяти он лишается средств, подвергается остракизму.
Невежественная родительская власть над юношеством исключительно ярко выражена в комедии Фонвизина «Недоросль», где Простакова говорит: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!.. Митрофанушка, не учись этой дурацкой науке... Друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».
...Современник Фонвизина А. Н. Радищев — протестант, мужественный поборник свободы и «рабства враг», как называл его Пушкин. Хотя в то время молодому человеку было более чем трудно бороться с Простаковыми — Приплодиными — Скотиниными и вообще «прати против начальственного режима», Радищев показал изумительную нравственную чистоту и самоотверженность в борьбе с «зверями алчными и пиявицами ненасытными». Это он со страстью изобличал крепостное право: «Се жребий заклепанного во узах, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола в ярме!» Это он открыто выступал против царского самодержавия и заявил во всеуслышание, что «самодержавство есть наипротивнейшее человечеству состояние».
Вот эти причины толкали и до сих пор в капиталистических странах толкают наиболее даровитую и чествую молодежь на протесты, на революционные действия. Их можно проследить и в русской истории. Например, восстание декабристов в 1825 году было отчасти навеяно идеями молодого офицерства, побывавшего во Франции в кампанию 1813—1814 годов. Но все эти протесты и революционные действия имели в виду лишь изменение форм и методов эксплуатации и классового господства, а не уничтожение всякой эксплуатации и классов вообще.
Разночинная молодежь — дети попов, дьячков, мелких чиновников, торговцев, крестьян, учителей, врачей и т. п.— выдвинула из своей среды замечательных борцов за народное дело, которые зачастую выступали тогда одновременно «поэтами и социалистами». Такие разночинцы, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов, заняли выдающееся место и в литературе и на арене классовой борьбы. Они были настоящими властителями дум передового общества своего времени. Уже в двадцатилетнем возрасте Чернышевский объявил себя «партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев». Он был глубоко уверен в том, что в России «скоро будет бунт», он был готов «непременно участвовать в нем», его не смущали ни трудности народной революции, ни ее зигзаги, ни кровь и беспощадность гражданской войны. Вместе с ним Добролюбов громил царский режим и трусливо-угодливый либерализм. Они были революционными демократами и вождями крестьянской революции.
Дикие драмы вражды «отцов» и «детей» описывает Максим Горький, опираясь на свои многолетние наблюдения жизни и быта мещан. «Как только в юноше того времени пробуждался серьезный интерес к вопросам жизни и обнаруживалось естественное стремление в сторону критики тяжелого, темного быта, — вокруг «критически мыслящей личности» создавалась атмосфера враждебной настороженности отцов, возникали подозрения в «измене старине», затем следовало «внушение истины» кулаком, палкой, вожжами, розгами. Кончалось это «внушение» чаще всего тем, что человека забивали в «первобытное состояние», то есть отцы делали из него «себе подобного» мещанина. Если же молодой критик оказывался упрям, — его вышибали из семьи в пространство, где он очень редко находил место и время для дальнейшего развития критического отношения к действительности и где у него не было защитника, какого он имел бы теперь в лице рабочего класса».
«...Помяловского за время его учения в семинарии секли розгами около 400 раз. Левитов был выпорот в присутствии всего класса; он рассказывал Каренину, что у него «выпороли душу из тела» и что живет он, «как будто чужой сморщенной душой». Кущевский написал рассказ об одном литераторе, которого отец отпускал в столицу «на оброк» — так же, как помещики отпускали крепостных, и если сын не присылал ему денег, он требовал его в деревню и там сек. Сам Кущевский работал грузчиком на Неве, упал в воду, простудился, написал свой роман «Николай Негорев, или благополучный россиянин» в больнице, ночами, покупая огарки свечек на больничный паек, затем он спился и умер, не дожив до 30 лет».
В семидесятых — восьмидесятых годах в подпольных революционных кружках рядом с разночинцами стала появляться и рабочая молодежь. Классы нового, капиталистического общества в России все больше и больше дифференцировались, зарождалось классовое самосознание пролетариата, в развитии которого огромную роль сыграла молодежь из социалистической интеллигенции, выступившей с проповедью учения Маркса и Энгельса. В 1883 году Плеханов создал в Швейцарии группу «Освобождение труда», которая теоретически обосновала социал-демократию и сделала шаг навстречу практическому рабочему движению в России.
1938

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...