Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усвоение традиционных написаний




К традиционным относятся написания, которые не имеют спо­собов проверки.

1 См.: Аксенова А. К. Русский язык: Учебник для 3 класса вспомогатель­ной школы. —М.: Просвещение, 1987.

 

 

Слова с непроверяемой безударной гласной (собака, газета, тетрадь, заяц и др.). Правописание слов с непроверяемой безудар­ной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных, или, как принято говорить, «словарных» слов.

Трудности усвоения их написания связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.

Лучшему усвоению написания этих слов будет способствовать прежде всего значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа можно рекомендовать выделение ор­фограмм другим цветом, шрифтом или подчеркиванием. Немало­важное значение следует придавать орфографическому проговариванию, т. е. соответствующему написанию.

Рекомендуется следующая последовательность работы со «сло­варными» словами.

1. Прочитать напечатанное на таблице слово. Определить его значение.

2. Прочитать слово в учебнике (в рамке), уточнить его напи­сание.

3. Проговорить слово по слогам, записать его в тетрадь, по­ставить ударение, выделить проверяемую орфограмму.

4. Написать строчку данного слова (для второго класса обя­зательно, для третьего и четвертого — по возможности).

5. Составить и записать с данным словом словосочетание и предложение.

6. Записать слово в индивидуальный словарик (во втором классе, иногда и в третьем рекомендуется подбирать к слову со­ответствующий рисунок). Выделить орфограмму.

7. Можно записать в словарик составленное с данным словом предложение.

8. В четвертом классе, наряду с ведением индивидуальных словариков, пользоваться школьным орфографическим словарем.

Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Обязательным требо­ванием является включение данных слов в различного рода уп­ражнения при изучении других тем. Овладению написанием слов способствуют также «Орфографические пятиминутки», для кото­рых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включить эти слова в серию других; комментированное письмо, требующее четкого проговаривания того, что подлежит написа­нию. При составлении словосочетаний, предложений, связного тек­ста необходимо использовать «словарные» слова в качестве опорных.

Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) фактически относится к традиционным написаниям, однако, по­скольку они не единичны, их можно подвести под обобщение, т. е. сформулировать правило.

Правописание гласных после шипящих по сравнению с други­ми правилами усваивается умственно отсталыми школьниками довольно успешно, что связано, как уже говорилось, с характе­ром самого правила, дающего конкретное указание на способ написания слова. Кроме того, немаловажное значение имеет со­ответствие этих написаний слоговому принципу русской графики.

В то же время обобщенная формулировка правописания глас­ных после шипящих на первых порах не доступна умственно от­сталым детям. Поэтому во вспомогательной школе изучается от­дельно каждый конкретный случай, а затем делается обобщение: согласные ж, ш, ч, щ — шипящие, правописание гласных после шипящих надо запомнить. После этого опять идет, констатация: «жи-ши пиши с буквой и», «чаща пиши с буквой а», «чу-щу пиши с буквой у».

Как и все традиционные написания, правописание гласных после шипящих требует развития орфографической зоркости уче­ника, навыка всматриваться в написанное, умения выделить и запомнить характер сочетаний. Этому способствуют упражнения в зрительном анализе слов, выделении цветом или графически не одной буквы, а целого сочетания, которое выступает как орфо­грамма.

В качестве основных упражнений можно рекомендовать все виды списывания — текстуальное, выборочное, творческое, а так­же списывание с орфографическим заданием, зрительные диктан­ты, объяснительные и предупредительные слуховые диктанты.

Однако следует помнить, что умственно отсталые школьники вследствие особенности их познавательной деятельности овладе­вают написанием только тех слов, которые часто встречаются в их речевой практике. Новые слова, значение которых ученики не знают, они могут писать ошибочно, так как не в состоянии при­менить выученное правило в иных условиях. Это обязывает при обучении грамотному письму не забывать о таком направлении коррекционной работы во вспомогательной школе, как развитие речи учащихся, в данном случае обогащение и уточнение их сло­варя. Необходимо на всех годах обучения включать в речевую практику школьников новые слова, подводить их правописание под уже знакомые правила.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...