Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На стройке. Зайчишка. Слон-жонглер




Блок 6


Сугробы снега вьюги (на мели, намели).

И у ворот, как баржа (намели, на мели).

Полуторка стоит.

Ну и (за нос, занос)!

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит - и хвать меня (занос, за нос).

11. Составьте и проанализируйте словосочетания. Придумайте с
ними предложения. Подчеркните приставки и предлоги.

Набрал, выбрал, (профессию, воды). Впустил, уступил (собаку, время). Надел, одел (сестру, пальто). Сошел, взошел (с тротуара, на лестницу). Ушел, вышел (из класса, домой). Забрался, взобрался (на гору, под одеяло). Внес, занес (оживление, газету).

12. Спишите. Выберите в скобках нужный предлог. Выделите та­
кие же приставки в словах. Сделайте вывод о том, как пишем приставки
и предлоги.

Пароход отошел (от, до) пристани. Лестница достает (от, до) крыши. От дождя заяц прячется (за, под) куст. Автомобиль завернул (за, под) угол. Мышка вылезла (из, с) норы. Миша взял книгу (из, с) полки.

13. Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги, прочтите
получившиеся предложения. Назовите предлоги, затем приставки.

| брел я \/ сарай и   | снул глубоко \/ копной сена. Все ребята  (бежали \/ льду \/ коньках. Широкая дверь | перлась, | скрипела \/ удара \/ стену.

14. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и сто­
ящие после них названия предметов. Докажите, что это предлоги.

Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по)аллее. Она (до)бежа-ла (до)поворота. Потом (вз)бежала (на) холмик, (с)бежала (с)него и (по) бежала (к)беседке.

15. Измените словосочетания по образцу. Сравните их значение.
Выделите предлоги и приставки.


Использование приставок и предлогов______________ 137

Образец: Прийти в библиотеку - уйти из библиотеки.

Приехать в Новосибирск. Влезть на дерево. Отодвинуть стул. От­цепить вагон. Налить чай. Отвязать веревку. Унести книгу. Вынести ба­гаж. Входить в дом. Влететь в окно. Подойти к машине. Прибежать в школу. Привезти на фабрику. Отплыть от берега.

16. Раскройте скобки. Обозначьте графически приставку и предлог.

(До) плыть (до) берега. (В) писать (в) тетрадь. (На) мазать (на) хлеб. (За) шел (за) водой. (У) ехать (из) города. (До) шел (до) города. (Пере) ехал (с) места (на) место. Мальчик первым (до) бежал (до) дома. Я (у) знал (у) ребят короткую дорогу (к) деревне. Лодка (от) плыла (от) берега.

17. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и
приставки. Обобщите, где приставка, где предлог. Докажите.

Набросился на врага.... кинула... плечи.... вел дело... конца. Ставил ведро... кран.... резал замок... дверь. ... читал рассказ... конца.... гулял... парку. ... ехал... станции.... рисовал... листке бумаги.... плела ленту... косу.

18. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и
предлогов. Обобщите.

На стройке

Нашему классу (об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, как идет строительство нового (об)ъекта. (К)дому все время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (подъемные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

19. Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу
пропущенные приставки и предлоги. Обозначьте приставки и предлоги
условными значками» •. Прочтите получившийся текст.

Зайчишка

Бегал ночью зайчик... полю... голодного волка да... хитрой лисы. Вдруг... пал он... яму и... вихнул себе ногу. Зайчишка... полз... лесу, чтобы... крыться там,... видел его филин ушастый и... летел... бедного зверь.. ка. Куда... прятаться зайке? Вдруг он... видел елочку и... валился



Блок 6


... снег... ее колючие иглы. Кружился филин... елкой, но зайчика... хва­тить не мог.

20. Графический диктант. Расшифруйте по памяти.

Наступила осень. Листья в лесах пожелтели; ветер срывал их и раз­носил по воздуху. По небу ходили тучи. На заборе от холода громко кар­кала ворона. На закате солнца из-за леса поднялась стая чудных птиц с длинными стройными шеями. Это были лебеди. Они полетели в теплые края, за синее море.

Образец:

21. Графический диктант.

Лесник Иван Петрович шел домой по лесу. Лил проливной дождь. Вдруг на лесной дорожке он увидел маленького зайчонка. Лесник подержал его на ладони. Зайчонок едва дышал. Тогда он положил его за пазуху и понес домой. Зайчонок отогрелся, зашевелился. Дома дочка из пипетки покормила его коровьим молоком. Через неделю зайчонок пил молоко из чашки. Больше трех месяцев прожил заяц в доме лесника.

Работа с текстом •

1) Чтение расшифрованного текста.

2) Составление картинного плана к тексту.

3) Пересказ текста по плану.

4) Анализ текста.

5) Обобщение по тексту о приставках и предлогах.

22. Раскройте скобки и запишите текст.

Слон-жонглер

(В)зоопарке (около)слона всегда много ребят. Однажды (к)слону (в)(за)городку (по)пал воздушный шарик. Слон осторожно (под)хватил его хоботом, (под)нял (к)глазам и (от)пустил. Ударившись (о)землю, шарик (под)прыгнул. Это (по)нравилось животному. Слон стал (под)брасывать шарик кверху, не давая ему (у)пасть (на)землю. Долго (про)должалась эта игра, а ребята (с)восторгом (на)блюдали (за)слоном-жонглером.


Использование приставок и предлогов______________ 139

Выпишите из текста изменяемое слово слон вместе с предлогами Подберите синоним к слову зоопарк (зверинец). Какой из этих синони-мов чаще употребляется в речи?

23. Работа с текстом:

1) Прочитайте текст.

2) Составьте план.

3) Перескажите.

4) Зашифруйте текст.

5) Восстановите текст по шифровке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...