Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1-й ЭТАП. Тараторка




Блок 7


ный, талантливый - бездарный, толстый - худой, тонкий, умный - глу­пый, храбрый - трусливый, частый - редкий, чистый - грязный, широ­кий - узкий, ясный - мрачный.

Глаголы - антонимы, которые необходимо вводить в речь учащихся

Белеть - чернеть, богатеть - беднеть, брать - отдавать, веселить­ся - печалиться, веселиться - грустить, веселиться - тосковать, веселить­ся. - скучать, взлетать - падать, возвышать - унижать, возникать - исче­зать, впускать - выпускать, вставать - ложиться, вспыхивать - гаснуть, погасить, угасать, встречать - провожать, встречаться -расходиться, всхо­дить, - заходить, заходить - выходить, выигрывать - проигрывать, въез­жать - выезжать, говорить - молчать, гордиться - стыдиться, давать - брать, доказывать - опровергать, жить - умирать, заболевать - выздоравливать, забывать - вспоминать, забывать - помнить, завышать - занижать, завя­зывать - развязывать, загораться - гаснуть, погаснуть, зажигать - гасить, закрывать - открывать, зажигать - тушить, засыпать - просыпаться, запрещать - позволять, зацветать - отцветать, защищать - обвинять, за­щищаться - нападать, здороваться - прощаться, кричать - шептать, лю­бить - ненавидеть, медлить - спешить, мириться - ссориться, награж­дать - наказывать, нагревать - охлаждать, надевать - снимать, наступать -отступать, находить - терять, начинать - заканчивать, обвинять - оправ­дывать, одевать - раздевать, опускаться - подниматься, падать - подни­маться, повышать - понижать, помнить - забывать, появляться - исче­зать, преувеличивать - преуменьшать, прибавлять - отнимать, прибли­жать - удалять, продлевать - сокращать, приобретать - терять, при­сутствовать - отсутствовать, радовать - огорчать, разбирать - собирать, раскрывать - закрывать, расцветать - отцветать, светлеть - темнеть, со­здавать - разрушать, соединять - разъединять, спасаться - гибнуть, спрашивать - отвечать, строить - разрушать, улыбаться - хмуриться, умирать - возрождать, хвалить — ругать, хохотать - плакать.

Наречия - антонимы, которые необходимо вводить в речь учащихся

Абстрактно - конкретно, близко - далеко, богато - бедно, быстро -медленно, вблизи - вдали, вверх - вниз, вверху - внизу, вежливо - грубо, вблизи - вдали, весело - грустно, весело - мрачно, весело - печально, весело - скучно, весело - тоскливо, весело - угрюмо, влево - вправо,


/ этап: воспроизведение знаний_______________ 149

вместе - отдельно, вместе - врозь (разг. ), вместе - порознь (разг. ), внутренне - внешне, вперед - назад, впереди - позади, впереди - сзади, временно - постоянно, всегда - никогда, вчера - завтра, высоко - низко, глубоко - мелко, горячо - холодно, громко - тихо, густо - редко, добрый -злой, дружественно - враждебно, жарко - холодно, кверху - книзу, корот­ко - длинно, крупно - мелко, ласково - грубо, ласково - сурово, легко -трудно, легко - тяжело, много - мало, можно - нельзя, мягко - жестко, налево - направо, нежно - грубо, низ - верх, поздно - рано, полезно -вредно, правдиво - лживо, прежде - теперь, прежде - потом, приятно -неприятно, просторно - тесно, сильно - слабо, сухо - сыро, тайно -открыто, явно, тепло — холодно, умно - глупо, хорошо - дурно, плохо, часто - редко, широко - узко, ярко - тускло.

Можно познакомить учащихся со следующими фразеологическими оборотами-антонимами:

Больше всего — меньше всего. Брать себя в руки - выходить из себя. В двух шагах - за тридевять земель, на краю света. В лучшем случае - на худой конец. В первое время - в последнее время. В первую очередь - в последнюю очередь. Воспрянуть духом - пасть духом. Входить в колею -выбиться из колеи. Заваривать кашу - расхлебывать кашу. Засучив рука­ва - спустя рукава. Звезд с неба не хватает - семи пядей во лбу. Капля в море - хоть пруд пруди. Легок на подъем - тяжел на подъем. Не покладая рук - сложа руки. Положить начало - положить конец. С легким сердцем -с тяжелым сердцем.

1-й ЭТАП

1. Бледнеть - краснеть. Отчего человек может побледнеть? Отчего
покраснеть? Что значит, если человек побледнеет или покраснеет?

2. Добро - зло.

Пословица: Добро сеять, добро и пожинать. Задание: Добро - это все хорошее, зло - все плохое. Назовите и выпишите слева добро, а справа зло:

а) помочь больному, слабому  а) отказать в помощи больному,

слабому;

б)....................                    б).......................

в)....................                    в).......................

Расскажите случаи, когда поступок можно было назвать добрым.



Блок 7


3. Друг - враг.

Кого называют другом? Кого врагом? Хорошо, когда есть друг! Расскажите о своем лучшем друге.

4. Мир - ссора.

Худой мир лучше доброй ссоры. У людей хоть и бедность, да мир. У меня в доме крик, ссора шумная.

Задание: мир - война, ссора.

Объясните разницу. Составьте предложения.

9

5. Можно - нельзя.

Что значит - можно? Что значит - нельзя? Составьте рассказ с заг­лавием «Можно и нельзя».

6. Правда - ложь.

Родственные слова: лживый, лжец, лгун.

Лживому всегда не верят. Ложь в правду рядилась, а о правду и разбилась. Резва ложь, да от правды не уйдешь.

Продолжите ряд пословиц с данным антонимом.

7. Радость - грусть, печаль.

От радости старики молодеют, а от печали молодые стареют. Расскажите о радостных днях, часах вашей жизни.

8. Прослушайте стихотворение и найдите в нем слова с противо­
положным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А Мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,


г


/ этап: воспроизведение знаний



А Улитка - далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок - тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: Кислое - зачем оно? - Что вы? -Шепчет Червячок, -Сладкий у него бочок.

(Г. Сапгир)

Беседа по вопросам:

1. Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка,
Теленок и Цыпленок, Котенок и Червячок?

2. Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?

3. Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?

9. Прослушайте шуточное стихотворение Д. Родари и назовите анто­нимы в нем.

Тараторка

Вот тараторка для ребят. Когда молчат, не говорят. Когда стоят на том же месте, Не совершают путешествий. Что далеко - не очень близко. Что высоко - не слишком низко. Нельзя приехать, не уехав, И грызть орех, коль нет орехов. Никто сидеть не может стоя, Лить из порожнего в пустое. Нельзя писать на белом мелом И называть безделье делом.

10. Прочитайте или прослушайте рассказ, в котором на антонимах основана образность речи.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...