Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными и таксомоторными перевозками




Непрерывный рост численности городского населения и в связи с этим расширение городской транспортной сети, повышение интенсив­ности движения городского транспорта и рост объемов перевозок приво­дят к значительному усложнению процессов управления пассажирскими перевозками. Успешное решение этой задачи невозможно без широкого применения технических средств контроля и управления движением, включая ЭВМ.

Опыт эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ) перевозками пассажиров в городах Российской Федерации показал, что эти системы позволяют улучшить качество обслуживания населения изменению технологии управления перевозочным процессом.

При внедрении АСУ, во-первых, автоматизируются контроль и учет в процессе перевозки пассажиров, что приводит к увеличению числа выполненных рейсов и точности выполнения расписания движения автобусов. Во-вторых, значительно улучшается инфор­мационное обеспечение пользователей благодаря автоматизации процесса сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информа­ции в реальном масштабе времени, что позволяет принимать опти­мальные решения при нарушении запланированных режимов дви­жения регулировать движение в случаях, связанных с изменением заказа на транспортные услуги. Расширяются возможности манев­ра с учетом имеющегося подвижного состава, нагляднее выявляют­ся узкие места в организации перевозок.

Полуавтоматизированные системы диспетчерского управления дей­ствуют в 370 городах России примерно на 4,5 тыс. маршрутах. Более чем в 30 городах внедрены автоматизированные системы диспетчерско­го управления (АСДУ-А, НЭЖАН-300, -600). Автобусный же транс­порт РФ обслуживает примерно 1370 городов и рабочих поселков. В свя­зи с этим предстоит большая работа по внедрению автоматизированных систем контроля и диспетчерского управления. Эксплуатация таких си­стем позволяет не только шире использовать диспетчерские возможно­сти управления движением, но и на основе объективной информации о работе водителей, бригад, колонн усилить материальное и моральное сти­мулирование.

Одной из полуавтоматизированных систем контроля и управления движением является система "Дистон". Она предназначена для связи диспетчеров ЦДС с водителями маршрутных автобусов и состоит из уси­лительных, коммутативных устройств, катушек индуктивности и про­водной линии связи. В ЦДС устанавливают шкаф связи и пульт управле­ния, обеспечивающие связь с контрольными пунктами на маршрутах, которые размещаются на конечных и некоторых промежуточных оста­новках. Такая система позволяет сократить число линейных диспетче­ров, оперативно устранять отклонения от расписания движения автобу­сов, снизить наполнение автобусов в часы пик, рационально распределять автобусы по маршрутам, улучшить качество и культуру обслуживания пассажиров.

Кабардино-Балкарское территориальное транспортное объединение автомобильного транспорта ведет работы по разработке и совершенство­ванию автоматизированных систем управления пассажирскими автобус­ными перевозками в городах НЭЖАН.

Система НЭЖАН-50 предназначена для малых городов и населенных пунктов при числе автобусов на линии до 50 ед. В этой системе автоматизированы получение информации с автобусов и оперативная передача этой информации на табло пульта диспетчера. В системе предусмотрена регистрация информации с помощью устройства памяти и анализа. Это позволяет в необходимых случаях отследить фактическое движение лю­бого автобуса на линии за любой промежуток времени.

Система НЭЖАН-100 эксплуатируется в средних городах с числом автобусов на линии до 100 ед. Она основана на применении микроЭВМ, которые существенно расширяют возможности управления перевозками и объем обрабатываемой информации. Система предусматривает орга­низацию трех диспетчерских мест с автоматизированным выводом опе­ративной информации по контролю и регулированию на дисплей.

Силами СКВ "Трансавтоматика" Каббалкавтотранса осуществлена разработка и налажено производство унифицированных систем НЭЖАН. В частности, унификация заключается в том, что на одном и том же пе­риферийном оборудовании базируются как простейшие системы дис­петчерской связи НЭЖАН-50, так и автоматизированные системы НЭЖАН-300 и НЭЖАН-600, возможности которых соответствуют, а по ряду позиций и превосходят АСДУ-А.

Система НЭЖАН-300 получила наибольшее распространение. Она предназначена для эксплуатации в городах с числом автобусов на линии не более 300 ед. и обеспечивает автоматизацию технологических функ­ций контроля, управления автобусными перевозками и учета выполнен­ной транспортной работы. Эта система может обеспечить выполнение следующих операций:

- при осуществлении контроля за перевозочным процессом - фикси­рование времени выезда автобусов из предприятий и возврата в АТП и фактического времени прибытия автобусов на контролируемые систе­мой остановки; определение величины отклонения фактического време­ни прибытия автобусов на остановки от времени, предусмотренного рас­писанием; установление сеансов речевой связи между водителями и диспетчерами ЦДС (как по инициативе водителя, так и диспетчера); установление фактов неприбытия автобусов на остановки; определение пробега автобусов, нарядного времени, времени работы водителей (авто­бусов) на линии; контроль за работоспособностью технических средств системы и за работой диспетчерского персонала ЦДС;

- при осуществлении функции управления перевозочным процессом -формирование и вывод на дисплеи набора оперативной информации о ходе выполнения перевозочного процесса; передачу водителям сооб­щений о корректировке водительских расписаний; закрепление автобу­сов по выходам; восстановление запланированных режимов движения следующими технологическими приемами: смещение графиков на целое число минут, отправление в укороченный (экспрессный) рейс, раз­движка графиков, изменение времени отстоев и обеденного времени во­дителей;

- при выполнении учета транспортной работы за сутки - обработку информации на ЭВМ и формирование выходных документов о работе каждого водителя, автобуса, маршрута, автотранспортного предприятия, в целом по городу.

Система НЭЖАН-300 реализована на базе ЭВМ ДВК-3. В дальнейшем не исключена возможность перевода программного обеспечения на ЭВМ типа IBM.

Система НЭЖАН-600 обеспечивает автоматизированное управление работой 600 автобусов, в том числе накопление информации за любой планируемый период времени, автоматизированную ее обработку и рас­печатку форм диспетчерской отчетности, автоматизацию решения задач текущего планирования пассажирских перевозок.

В крупных городах применяются автоматизированные системы дис­петчерского управления автобусными перевозками пассажиров (АСДУ-А). Функционирование такой системы можно проследить на при­мере территориального объединения Екатеринбургавтотранс, где она экс­плуатируется в промышленном режиме с 1984 г.

Система имела на начало 1989 г. следующие технико-эксплуатаци­онные показатели: число пассажирских предприятий - 5; количество городских маршрутов — 61, пригородных — 5; число контуров связи -220; максимальный выпуск автобусов в часы пик по городу — 500; плановое количество рейсов в системе за сутки — 10 600; регулярность движения по данным системы — 92 %; коэффициент функционирования вычислительного комплекса — 0,93.

Система решает пять основных эксплуатационных задач: организа­ция контроля за выходом и возрастом подвижного состава в АТП; не­прерывный контроль и частичное управление движением автобусов на маршруте; учет и анализ исполненного движения по каждому автобусу, маршруту, АТП; начисление премии водителям за качество работы; подготовка расписаний движения автобусов для водителей.

Приведенные задачи решаются с применением вычислительного комплекса на базе АСВТ М-6000, устройства контрольных пунктов на маршрутной сети, устройства подвижных единиц, устройства контроль­ных пунктов в АТП, специального программного обеспечения.

За годы эксплуатации система непрерывно совершенствовалась. Так, появилась возможность корректировки плана рейсов в период массо­вого отвлечения автобусов на сельскохозяйственные перевозки и пере­возки детей в пионерские лагеря. Изготовлено табло по проверке в авто­матическом режиме работоспособности устройств подвижных единиц при выезде из АТП.

Эксплуатацию и контроль за работой автобусов на линии осуществ­ляет ЦЦС. В среднем на маршрутах движение автобусов за оборотный рейс контролируется на 5-6 контрольных пунктах. Датчики контроль­ного пункта размещаются под дорожным покрытием на автобусной остановке, и во время посадки и высадки пассажиров информация от подвижной единицы автоматически поступает через телефонный канал связи в вычислительный комплекс и обрабатывается.

При выполнении расписания движения автобусами информация поступает в массив статистических данных, а при наличии сбоя автомати­чески устанавливается связь между водителем подвижной единицы и диспетчером ЦЦС с выдачей управляющего воздействия по возникшим отклонениям на дисплей диспетчера. Диспетчер через устройства диспет­черской связи доводит рекомендацию вычислительного комплекса до водителя автобуса и регулярность движения восстанавливается. АСДУ-А позволяет, в зависимости от выпуска автобусов по АТП, переключать автобусы с маршрута на маршрут и вводить корректировки в случае изменения дорожных условий. При выезде автобусов на линию и воз­вращении их в парк на контрольно-пропускном пункте автоматически ставится отметка о выходе (возвращении) и проверяется работоспособ­ность устройства подвижной единицы через специальное табло.

Ежедневно система выдает данные о работе водителя за смену; анализ работы по маршрутам, автоколоннам, предприятиям; анализ работы технических средств АСДУ-А; анализ работы по маршрутам, бригадам, автоколоннам, АТП (нарастающим итогом). Отчет о работе водителя является основанием для начисления ему премии за соблюде­ние графика движения.

Достаточно широко используется электронно-вычислительная техни­ка и при решении задач по рационализации маршрутной системы. Во многих городах России внедряются рациональные схемы, разработанные с применением ЭВМ. Новые схемы обеспечивают ориентировочно 10%-ное снижение затрат времени населения на поездки.

Условием более интенсивного использования средств автоматизации управления пассажирскими перевозками является наличие экономиче­ских взаимоотношений между предприятиями городского пассажирско­го транспорта и администрацией города, выполняющей функции заказ­чика на перевозки, или предприятиями (объединениями), создаваемы­ми при администрации, которым делегируются функции заказчика.

При перевозках пассажиров предприятиями на договорных услови­ях с заказчиком (муниципалитетом) необходимо учитывать и измерять показатели качества и объема выполненной работы, что без использова­ния АСУ не может обеспечить объективность и достоверность. Таким об­разом, переход пассажирского транспорта общего пользования на новые условия хозяйствования характеризуется повышением требований к контролю и учету качества исполнения движения, вследствие чего роль АСУ пассажирскими перевозками возрастает.

Для этой цели по заданию Министерства транспорта РФ разработан комплекс программно-технических средств, нормативно-методических и технических документов, позволяющих создать в малых, средних и крупных городах автоматизированные системы управления маршрутизи­рованным пассажирским транспортом — АСУ МПТ с верхним пределом контролируемых подвижных единиц 1000. В крупнейших городах, где число работающих транспортных средств больше 1000, АСУ МПТ может быть использована в отдельных транспортных районах с последующей передачей информации в городской центр управления движением (ЦДС).

Комплекс программно-технических средств для АСУ пассажирскими перевозками разработан на базе новых средств радиосвязи ближнего действия на частоте 74,75 МГц. В состав средств радиосвязи входят: радиомаяк УКП-4, ретранслятор УКП-5 и бортовой приемопередатчик с памятью УПЕ-5. Эти средства радиосвязи позволяют в АСУ МПТ свести к минимуму использование телефонной связи.

Приведем краткие характеристики и возможности средств радио­связи центрального оборудования системы. Контрольный пункт - ра­диомаяк УКП-4 — устройство, устанавливаемое в пунктах контроля движения автобусов и постоянно излучающее радиопосылку (закодиро­ванный номер радиомаяка), принимаемую УПЕ-5 при прохождении авто­бусом зоны действия радиомаяка (300 м). По номеру радиомаяка определяется местонахождение автобуса на маршрутной сети. Контроль­ный пункт осуществляет обмен цифровой информацией между автобу­сом и компьютером, а также речевой информацией между водителем и диспетчером.

Устройство подвижной единицы УПЕ-5 устанавливается в кабине во­дителя и обеспечивает: автоматический прием радио посылок, запись их и время прохождения радиомаяка в память устройства. Прием информа­ции о проследовании автобусом радиомаяка подтверждается подсветкой на индикаторе бортового устройства водителя. Кроме этого, УПЕ-5 обес­печивает хранение принятой информации до момента ее передачи в компьютер ЦЦС, индикацию информации на пульте дистанционного управления УПЕ о текущем времени суток, о возможности вызова води­теля диспетчером ЦЦС, о достоверном приеме информации компьюте­ром ЦДС с автобуса или о необходимости ее повторной передачи; пере­дачу накопленных данных в компьютер ЦДС. Передача информации осу­ществляется в пунктах установки КП-5 нажатием кнопки "передача" на пульте дистанционного управления УПЕ. Устройство пункта управления УПК обеспечивает связь персональных компьютеров с контрольными пунктами — ретрансляторами УПК-5. Персональные компьютеры УПК предназначены для обработки оперативной информации о ходе перево­зочного процесса и обработки отчетных данных. Компьютеры устанавли­ваются на рабочих местах диспетчеров в ЦДС. Максимальное число устанавливаемых компьютеров — 8. Функциональные возможности АСУ - МПТ аналогичны возможностям системы НЭЖАН-300.

Создание автоматизированной системы диспетчерского управления движением автомобилей-такси (АСДУ-Т) является дальнейшим этапом совершенствования управления на таксомоторном транспорте, который направлен на улучшение качества обслуживания пассажиров, уменьше­ние времени найма такси, минимизацию времени ожидания такси на сто­янках, сокращение числа диспетчерского персонала, повышение коэффи­циента платного пробега и производительности такси. Система АСДУ-Т предусматривает сосредоточение в одном вычислительном комплексе ин­формации о наличии и размещении по территории обслуживаемого рай­она свободных такси; изменениях спроса на таксомоторные перевозки по времени суток, дням недели и календарным дням месяца, что позво­ляет принимать рациональные решения по управлению транспортным процессом. Кроме этого, система позволяет сосредоточить все срочные заказы в вычислительном комплексе, автоматически выбрать ближай­ший к месту вызова свободный автомобиль-такси; осуществить непо­средственную связь водителя с клиентом для принятия адреса подачи такси, сохранить за диспетчером НДС прием и исполнение предварительных заказов на автомобили-такси. Она обеспечивает объективный конт­роль за выпуском, возвратом и наличием такси на линии, подачу их по срочному вызову и разработку оптимальных графиков выпуска по часам суток и дням недели в соответствии с фактическим распределением спроса.

Хотя АСДУ-Т имеет ряд преимуществ, она не охватывает всего комплекса эксплуатационной деятельности таксомоторного транспорта и не во всех звеньях надежна. Необходима ее дальнейшая отработка по ряду параметров и совершенствование технологического процесса.

В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге функционирует автоматизиро­ванная система управления заказными таксомоторными перевозками (АСУ-ЗТ). Так, в Санкт-Петербурге в процессе заказа от пассажира по городской телефонной сети диспетчер узнает номер телефона клиента и вводит его в память ЭВМ. По первым трем цифрам номера телефона с точностью до 3-4 км определяется местонахождение заказчика. В ЭВМ поступает информация о наличии свободных такси. Имея такие данные, осуществляется подбор пары "заказчик-такси". Диспетчеру поступает информация о номере заказчика и между ними устанавливается автома­тическая телефонная связь. Диспетчер узнает фамилию заказчика, адрес подачи такси и сообщает клиенту номер направляемого автомобиля. Затем диспетчер связывается по радио с водителем такси и сообщает ему. адрес подачи автомобиля.

С целью повышения эффективности использования нерадиофициро­ванных автомобилей-такси НИИАТом разработана система, позволяю­щая привлечь эти автомобили к выполнению срочных заказов населения со стоянок, располагаемых в центрах зон микрорайонов и оборудован­ных средствами связи.

В ряде городов диспетчерское управление работой автомобилей-такси осуществляется с использованием полуавтоматической системы. ЦДС и автомобили оборудуются высокочастотными радиостанциями и средствами автоматики. При выходе водителя на связь у диспетчера на пульте высвечивается трехзначный номер, присвоенный этому автомо­билю. Прием заказов производится в ЦДС по телефону. Водитель, полу­чив заказ и прибыв к заказчику, спрашивает номер заказа и докладыва­ет в ЦДС о начале его выполнения. Переговоры между заказчиками и диспетчерами, диспетчерами и водителями фиксируются на магнитофон­ной ленте. Во время эксплуатации системы "Искра-таксифар" число выполняемых заказов увеличивается вдвое.

Функционирование систем диспетчерского управления и контроля за работой подвижного состава возможно только при хорошо организо­ванной технологической связи и сигнализации. Технические средства связи должны обеспечивать постоянную и устойчивую связь между стационарными и подвижными объектами пассажирского транспорта. При организации диспетчерской связи различают средства внешней и внутренней связи.

Внешняя связь осуществляется, как правило, двусторонней телефонной связью по прямым каналам для обмена оперативной информацией между работниками стационарных объектов. При организации прямой диспетчерской телефонной связи используются коммутаторы оператив­ной связи с установкой на абонентских пунктах телефонных аппаратов; селекторные диспетчерские станции с усилительными устройствами, обеспечивающие возможность избирательного селективного вызова одного пункта, группы их или всех сразу; служебные АТС; циркуляр­ные коммутаторные установки; различные концентраторы, громкогово­рители и переговорные устройства.

Диспетчерская радиотелефонная связь используется для прямых переговоров ЦДС с ее филиалами, территориальными транспортными объединениями, объединениями автовокзалов и автостанций, а также самими автовокзалами и автостанциями водителями автобусов и такси, линейными диспетчерами и автомобилями технической помощи. Она осуществляется путем монтажа в ЦДС центральной радиостанции, а в абонентских пунктах — радиостанций, работающих в диапазоне ультра­коротких волн, настроенных на одну волну в радиусе до 30-40 км.

Для оперативной связи диспетчерского персонала объединений авто­вокзалов и автостанций по управлению автобусным движением и в меж­дугородном сообщении применяют радиорелейную связь с помощью радиорелейных станций. Для приема и передачи информации о работе подвижного состава стационарные пункты междугородных перевозок, объединения и автотранспортные предприятия могут оборудоваться телетайпами.

Внутренняя связь предназначена для оперативных переговоров и передачи информации внутри определенного объекта: территориального объединения, автотранспортного предприятия или его филиалов, автовокзала или автостанции. Среди большого разнообразия установок внутренней связи распространение получили: учрежденческая АТС декадно-шаговой системы; АТС координатной системы; переговорные устройства с громкоговорителями. Для информационного обслуживания пассажиров автовокзалов и автостанций, а также оперативного оповеще­ния сотрудников АТП на их территории применяется громкоговорящая связь через установки производственной громкоговорящей связи.

Диспетчерская служба в целом оборудуется средствами внешней и внутренней связи, как правило, в комплексе. Оперативный работник диспетчерской службы должен иметь возможность вести переговоры одновременно с несколькими абонентами. Технические средства связи в свою очередь должны обладать надежностью, удобством использова­ния и при отказе обеспечивать дублирование.

 

 

Автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными и таксомоторными перевозками

 

НЕЖАН (50, 300, 600)

АСУ МТП

АСДУ-А (автобусы)

АСДУ-Т (такси)

 

Позволяет автоматизировать контроль и учет процесса перевозок,

Улучшить информационное обеспечение пользователей,

Расширить возможности маневра ПС (подвижного состава),

Усилить материальное и моральное стимулирование работников.

 

Обеспечивает автоматизацию - контроля, управления, учета перевозками.

Контроль – фиксация времени выезда и возвращения в АТП, всех контрольных точек.

Определение величин отклонения от планов,

установление фактов речевой связи,

установление фактов неприбытия автобусов на остановки,

определение пробега, времени наряда, времени на линии,

самоконтроль.

Управление – передача Водителям сообщения о корректировке расписания, закрепления автобусов по выходам, восстановление запланированных режимов движения.

Учет – обрабатывается информация, формируется распечатка документов по водителям, автобусам, по маршрутам, АТП и т.д.

АСУ МТП до 1000 единиц ПС на линии

На базе новых средств радиосвязи

f = 75 мГц радиомаячки ретрансляторы

АСДУ-А до 1000 единиц ПС крупные города

АСДУ-Т

позволяет уменьшить время найма такси(1,5 – 2 минуты),

минимизировать время ожидания такси на стоянке,

повысить коэффициент платного пробега такси

Вся система сосредоточена в одном вычислительном центре

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...