Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социология малых социальных групп.




Студент должен знать понятия:социальная группа; малая, большая и средняя социальные группы; формальные и неформальные социальные группы; референтные, нереферентные, антиреферентные социальные группы; первичные и вторичные социальные группы, диада, триада, номинальная группа (социальный агрегат, социальная категория), народность, нация, этнос, миграция, этнонигилизм, этноцентризм, шовинизм, групповая динамика, толпа, аудитория, социальные круги, социометрия, коллектив.

Студент должен знать микро- и макросоциологическую парадигмы в трактовке социальных групп и общностей.

Социальное поле изучения малых социальных групп. Специфика подхода в определении (большие и малые социальные группы).

Виды малых социальных групп. Тенденции, вызванные увеличением количества членов, внутри малой социальной группы. Характеристика Георгом Зиммелем малых социальных групп.

Классификация малых социальных групп (формальные и неформальные; первичные и вторичные; членские и референтные; нормативные и сравнительные; группы присутствия и идеальные группы; ингруппы и аутсайдеры).

Динамика малых социальных групп (увеличение количества членов, эмоциональность отношений, появление лидера, исключение и санкции и т.д.).

Проблемы изучения малых социальных групп - увлечение эмоционально-психическими аспектами, анализом механизма психологии, влияния группы на человека, соотнесение малых социальных групп с более широким социальным фоном.

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. Антипина Г.С. теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 9.

3. Кули Ч.Х. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М., 1994.

4. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

5. Миллс Г. О социологии малых групп // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

6. Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998, № 3-4.

7. Шибутани Т. Социальная психология. М., 2000.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

 

Тема 11. Социология конфликта.

Студент должен знать понятия: социального конфликта и его виды, агенты конфликта, социальный порядок, дезинтеграфия, революция, функции конфликта, разрешение конфликта.

Студент должен знатьосновные трактовки конфликта в социологии (К. Маркс, Р. Дарендорф, Т. Парсонс), способы разрешения конфликта и достижения консенсуса.

Содержание темы. Источники социального напряжения и социальные конфликты. Природа конфликта. Классификация, основные причины возникновения конфликтов. Движущие силы и мотивация, этапы и формы протекания конфликта. Последствия конфликта, его функции.

Проблематика конфликта в социологической теории М. Вебера. Конфликт и девиантное поведение: Эмиль Дюркгейм. Социальная напряженность в теории социального действия Толкотта Парсонса. Теория конфликта К.Маркса. Ральф Дарендорф: конфликт и модернизация общества. Конфликтологическая теория Л. Козера.

Конфликты в современной России. Природа социальных конфликтов в современных условиях. Социально-политические, социально-экономические, межнациональные, межэтнические конфликты и др.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994, № 5.

2. Дмитриев А.В. О социальной дезинтеграции и конфликте // Социс. 1992, № 10.

3. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

4. Козер Л. Завершение конфликта // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999.

6. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. 2-е изд. Т. 4. Гл. 1, 2.

8. Фишер Р., Ури П. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

 

Тема 12. Культура как социальный феномен.

Студент должен знать основные понятия: культура, цивилизация, глобализация культуры, массовая культура, субкультура, контркультура, цикличность и линейность, культурная суперсистема: идеациональная, чувственная, идеальная; теория конвергенции, культурно-исторический тип, ценности и нормы культуры, культура образа жизни.

Студент должен разбираться в основных культурных парадигмах, соотносить понятия «культура», «цивилизация», «культурно-исторический тип» и «общество», знать элементы культуры, ее типы и разновидности, определять признаки кризиса современной культуры, понимать процесс глобализации культуры.

Многозначность понятия "культура". Основные составляющие культуры: убеждения, верования, ценности, нормы, язык, коммуникации. Взаимодействие культур. Глобальный характер современной культуры и проблемы культурного своеобразия. Типы культур в социологии: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура, суперкультура.

Культура и цивилизация. Теория культурно-исторических типов: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер. Социокультурная динамика П.А. Сорокина. Три типа культурных суперсистем. Кризис современной культуры и теория конвергенции в социологии П. Сорокина.

 

Рекомендуемая литература:

1. Антонович И.И, Ионин Г.С. Социология культуры. М., 1996.

2. Афанасьев В.В. Историческая социология Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина // Социс. 2005. № 5.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1986.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом Истории. М., 2002.

8. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1989; Т. 1-2. М., 2004.

9. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. 2000. № 4.

10. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб., 2000.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, заполнение нижеприведенной таблицы, решение тестов по темам «Концепции и факторы социальных изменений», «Понятие и формы существования культуры», «Культура как фактор социальных изменений».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...