Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в системе социальных связей.




Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем ее многообразии, цель и специфика социологического подхода - изучение ее как совокуп­ности общественных отношений, т.е. как продукт общества(О). Чтобы осмыслить сущность личности, необходимо рассмотреть соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В социологии(С) эти понятия рассматривают как са­мостоятельные категории. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной общности, некая усредненная единица. Т.е. соцгруппа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные. Он уникален, неповторим, но вместе с этим он универсален (каждый человек зависит от соцусловий, среды, в которой живет) Личность - это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Индивид становится личностью так как в Отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Индивид - отправной момент для формирования личности, личность - это итог развития индивида. Личность - сочетание соцкачеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность (качества, присущие исключительно данному индивиду). Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь

социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологическая теория личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности рассматривается в контексте идентификации и социализации.

 

 

14. Соцстатус и роль.

Входя одновременно во многие соцгруппы, человек занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с др. членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, в них занимаемое, и его функциональных возможностей по отношению к группе используются понятия соцстатуса и соцроли. Соцстатус - ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами. Соцроль - поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соцстатус. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Тогда статус и роль - две стороны. одного феномена: статус - совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действие в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Каждый индивид в течение жизни обучается исполнять самые разные роли. Ролевое обучение имеет 2 аспекта: 1. необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) надо приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Понятие роли включает совокупность ожиданий индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения др. людей при взаимодействии в определенной ситуации. Соцстатусы делятся на: те, которые предписываются индивиду обществом(О) или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Соцпозиция, закрепляемая через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или О без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль.

 

. Понятие ролевого конфликта и ролевого набора.

Входя одновременно во многие соцгруппы, человек занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с др. членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, в них занимаемое, и его функциональных возможностей по отношению к группе используются понятия соцстатуса и

соцролн. Соцролъ - поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соцстатус. Статус и роль - две стороны одного феномена. Каждый индивид в течение жизни обучается исполнять самые разные роли. Ролевое обучение имеет 2 аспекта: 1. необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) надо приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей соцроли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. О характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает соцнализ. опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов.

Другой источник ролевого напряжения - моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила соцповедения и зачастую игнорируется неформальными модификациям этих правил. Ролевые конфликты. В самом общем виде выделяют 2 типа: между ролями и в пределах одной роли. Часто 2 или > роли заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями. Чтобы конфликт возник и стал развертываться необходимо 3 его составляющие: 1. наличие объективных предпосылок, заключенных в более или менее значимых ущемлениях интересов, потребностей или прав индивида, соцгруппы. Социального слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общества, полит, власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д. 2. осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника 3. активное соцдействне обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов. Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность: рационализациюя разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Также используется понятие «ролевой набор» -совокупность ролей, «масок», которые использует и надевает человек, в течении всей жизни понятие ролевой набор постоянно пополняется.

15. Социологические концепции развития личности.

Существует целый ряд социоконцепций личности, например: концепция зеркального «Я», теория морального развития Кольберга, теория когнитивного

развития Пиаже. Рассмотрим первую теорию. Человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открьггия. Кули определил 3 стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на поведение или внешность дает образ социального "Я". Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов. Определив возможность формирования личности, "Я"-образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется соц-зация индивида в группе.

В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Яп-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого". Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в др. ситуации или в др. роли. Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в др. роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид формирует свою концепцию "Я". Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий соц-ции личности: I. до 2 лет - сенсомоторная - вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует 2. 2-7 лет- преоперациональная - ребенок научается различать вещь и символ вещи 3. 7-11 лет -конкретно-операциональная - мысленное оперирование понятиями, развитие воображения 4. после 12 лет -формально-операциональная - происходит

формирование абстрактных понятий (добра и зла и т.п.).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...