Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социологические концепции личности




Социолог, теории личности направлены на изучение формирования, взаимодействия личности и О, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции соцповедения личности.В зарубежной социологии(С) существует несколько концепций личности: теория зеркального «Я», ролевая теория, отдельные формы бихевиоризма, теория референтной группы и др.

Концепция зеркального «Я» - одна из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли воздействия индивидов. Стержень личности, ее самосознание - результат соцвзаимодействия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Суть: отражение «Я» складыва­ется из того, как нас видят другие, как они оценивают наше поведение, с одной стороны, и нашей реакции на эти оценки в виде раздумья, удивления или стыда, гордости или унижения. Отраженное «Я» часто не

совпадает с субъективным.

Разрабатывая теорию личности с психологических позиций (направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и О), Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом(О). В психологической структуре личности присутствуют 3 компонента: 1. Ид - источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия 2. Эго (Я) -своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. Суперэго (сверх Я) - составляет совесть со всеми требованиями, предъявляемыми челове­ком самолгу себе, с помощью которых наблюдает и анализирует свое поведение. Если Эго - это внешнее табу, то Суперэго - это внутренний самоконтроль.

В структуре личности может возникнуть амбивалентность. За этим термином скрывается сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок, например, любви и ненависти по отношению к какому-либо объекту или человеку. Причем одна из этих установок оказывается вытесненной в область подсознательного и оказывает действие, которое даже не осознается личностью. В структуре личности одновременно присутствуют по сути

взаимоисключающие друг друга старые ценности и новые, связанные с рыночными отношениями.

Несмотря на различие подходов, все соцтеории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных соцфакторов. То есть человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

 

 

16. Сущность концепции «Зеркального Я»

Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем ее многообразии, цель и специфика социологического подхода - изучение ее как совокуп­ности общественных отношений, т.е. как продукт общества(0). Личность - это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Индивид становится личностью так как в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества Индивид - отправной момент для формирования личности, личность - это итог развития индивида. Личность - сочетание соцкачеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность (качества, присущие исключительно даннолгу индивид)'). Можно сказать, что личность • это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологическая теория личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности рассматривается в контексте идентификации и социализации.

Социолог, теории личности направлены на изучение формирования, взаимодействия личности и О, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции соцповедения личности.В зарубежной социологии(С) существует несколько концепций личности: теория зеркального «Я», ролевая теория, отдельные формы бихевиоризма, теория референтной группы и др.

Концепция зеркального «Я» - одна из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли воздействия индивидов. Стержень личности, ее самосознание - результат соцвзаимоденствия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Суть: отражение «Я» складыва­ется из того, как нас видят другие, как они оценивают наше поведение, с одной стороны, и нашей реакции на эти оценки в виде раздумья, удивления или стыда,

гордости или унижения. Отраженное «Я» часто не совпадает с субъективным.

17. Особенности концепции личности Фрейда.

Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем ее многообразии, цель и специфика социологического подхода - изучение ее как совокуп­ности общественных отношении, т.е. как продукт общества(О). Личность - это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и пенхобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Индивид становится личностью так как в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества Индивид - отправной момент для формирования личности, личность - это итог развития индивида. Личность - сочетание соцкачеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность (качества, присущие исключительно данному индивиду). Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологическая теория личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности рассматривается в контексте идентификации и социализации.

Социолог, теории личности направлены на изучение формирования, взаимодействия личности и О, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции соцповедения личности.В зарубежной социологии(С) существует несколько концепций личности: теория зеркального «Я», ролевая теория, отдельные формыбихевиоризма, теория референтной группы и др. Разрабатывая теорию личности с психологических позиций (направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и О), Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом(О). В психологической структуре личности присутствуют 3 компонента: 1. Ид - источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия 2. Эго (Я) -своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. Суперэго (сверх Я) - составляет совесть со всеми требованиями, предъявляемыми челове­ком самому себе, с помощью которых наблюдает и анализирует свое поведение. Если Эго - это внешнее табу, то Суперэго - это внутренний самоконтроль. Человеческое «Я» развивается на протяжении не­скольких стадий, включающих игровое освоение ролей других людей и построение таких компонентов личности как «Я-сам» и «Я-меня». Личность проходит в развитии ряд стадий, заканчивающихся половой зрелостью и характеризующихся противоречием между Ид и Суперэго. Личность развивается в течение всей жизни, проходя ряд стадий, каждая из которых отмечена пре­одолением какого-то определенного, главного для этой стадии, кризиса. Нравственное развитие происходит на нескольких последовательных стадиях, зависящих от развития познавательных навыков и способности понимать чувства других людей. Социализация - процесс становления индивида социокультурной личностью. На соц-цию оказывают влияние классовые, религиозные, расовые различия, культурные традиции. На формирование личности оказывают влияние следующие силы: физические особенности, окружающая соцереда, индивидуальный опыт, культура.

 

18. Социолнзация личности: сущность, основные стапы.

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов социализации и идентификации.

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индивида в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения или элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Можно оказать, что под социализацией подразумевается процесс, посредством которого вступающий в жизнь индивид становится социокультурной личностью.

На социализацию оказывают влияние классовые различия, религиозные, расовые, культурные (традиции). Вообще на формирование личности могут оказать влияние различные по своей природе силы: физические особенности (красивый, уродливый, ощущение своей ущербности накладывают отпечаток на мироощущение человека), окружающая социальная среда (богатый особняк или трущобы), индивидуальный опыт(смерть близких может вызвать надолго чувство тревоги, неуверенности), культура (воздействие родителей, учителей и др.). Формирующаяся личность находится на пересечении множества воздействий и факторов.

В социологии выделяют ряд ступеней (стадий) социализации:

- первичная, которая проходит главным образом в рамках семьи,

- вторичная – это процесс усвоения социальных ценностей и норм внесемейного воспитания (в рамках школы, техникума, института, групп сверстников и др.),

- третья стадия, по мысли Л. Кислера, продолжается всю жизнь.

Механизмы социализации личности. Имитация – это простое подражание. Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной общности. Имитация и идентификация, по Фрейду – это позитивные механизмы. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы.Анализ факторов и механизмов социализации позволяет выделить в этом процессе две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально – экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам и общностям, к социальным институтам и организациям. молодежи вписаться в новые социальные механизмы.

Вторая фаза – интериоризация – это процесс включения социальных норм ценностей во внутренний мир человека, когда это ценности и нормы становятся главными детерминантами поведения личности.

 

19. Социализация и ресоциализация.

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индивида в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения или элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Можно оказать, что под социализацией подразумевается процесс, посредством которого вступающий в жизнь индивид становится социокультурной личностью.

Анализ процесса адаптации и интериоризации включает в себя и такое явление как ресоциализация. Под ресоциализацией в социологии понимается овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации, новым обстоятельствам (от занятий по иностранному языку на основе своего институтского багажа до профессиональной переподготовки).

20. Сущность и содержание социологии культуры .

Социология культуры – это отрасль социологии, которая изучает культуру как социальный феномен, ее место и роль во взаимодействии с другими системами общества, а также взаимодействие личности, общности и общества. Она является отраслью социологии и одновременно культуроизучающей наукой, находится на грани философии и культурологии. Являясь составной частью социологии, социология культуры использует понятия и средства социологии для анализа отдельных социальных феноменов в сфере культуры.

Социологию культуры интересует прежде всего взаимодействие культуры и общества. Она концентрирует внимание на «социальном» измерении культуры, ее влиянии на социальное поведение; предметом изучения становятся общие правила, образцы поведения, мотивация. Одной из центральных проблем социологии является исследование социального действия и поведения людей

Социология имеет дело с культурой как социальным феноменом, т.е. рассматривает культуру как социальную систему, которая доступна для наблюдения с помощью эмпирических средств исследования. Главная задача сводится к тому, чтобы определить то, что принадлежит к понятию «культура», определить подходы и средства ее исследования.

В социологии культуры под этим термином понимается совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках), передаваемых следующим поколениям. Можно сказать и так: культура – это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

 

21. Сущность и содержание социологии культуры.

Социология культуры – это отрасль социологии, которая изучает культуру как социальный феномен, ее место и роль во взаимодействии с другими системами общества, а также взаимодействие личности, общности и общества. Она является отраслью социологии и одновременно культуроизучающей наукой, находится на грани философии и культурологии. Являясь составной частью социологии, социология культуры использует понятия и средства социологии для анализа отдельных социальных феноменов в сфере культуры.

Социологию культуры интересует прежде всего взаимодействие культуры и общества. Она концентрирует внимание на «социальном» измерении культуры, ее влиянии на социальное поведение; предметом изучения становятся общие правила, образцы поведения, мотивация. Одной из центральных проблем социологии является исследование социального действия и поведения людей

Социология имеет дело с культурой как социальным феноменом, т.е. рассматривает культуру как социальную систему, которая доступна для наблюдения с помощью эмпирических средств исследования. Главная задача сводится к тому, чтобы определить то, что принадлежит к понятию «культура», определить подходы и средства ее исследования.

В социологии культуры под этим термином понимается совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках), передаваемых следующим поколениям. Можно сказать и так: культура – это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...