Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы социального контроля девиантного поведения




Многие примитивные, или традиционные, О успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и. следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы

формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

Эффективность и своевременность применения социального Конт-роля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

 

40. Социальная аномия как фактор роста девиантного поведения

АНОМИЯ (от франц. апогше отсутствие закона, организации) - социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом О, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от О, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном. С ее помощью он обозначал состояние О, характеризующееся «социальной дезорганизацией», когда культурные ценности, нормы и соцсвязи отсутствуют, ослаблены или противоречат друг другу, когда отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Аномия - состояние О, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обя­зывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Проблема аномии порождается переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции ее контрактно-экономических отношений. Мертон считает, что аномия - результат конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы О, между культурно предписанными всеобщими целями и законными средствами их достижения. Она может оказывать стимулирующее воздействие, явиться катализатором для усиления девиантного поведения. При аномии провоцируются формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы

41. Социальные функции семьи

Функции семьи: 1. Функция сексуального регулирования. С - главный социнститут, через который О упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое О имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. При этом наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной 2. Репродуктивная функция. С - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов О. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации 3. Функция социализации. Центральное место в этом процессе занимает С. В ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, она является первичной группой. Главным способом социализации -копирование детьми моделей поведения взрослых членов С. 4. Функция эмоционального удовлетворения. Благодаря своей структуре и качествам, С служит самым важным источником эмоционального удовлетворения, отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в С 5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в С, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его С. Это национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых О принадлежность семьи к определенному соцслою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя. С обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни 6. Защитная функция. Институт С осуществляет в разной степени физическую, экономическую и

психологическую защиту своих членов 7. Экономическая функция. Ведение членами С общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких эконсвязей между ними - С представляет собой самую крепкую экономическую ячейку О 8. Рекреационная - материальные и моральные условия отдыха.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...