Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль чертежно-графических умений в формировании мысленных образов трудовых




Н.Д. Бондарева

 

Актуальные вопросы методики обучения конструированию и графической грамоте в начальной школе

 

Учебное пособие

 

для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Н.Д. Бондарева

 

Актуальные вопросы методики обучения конструированию и графической грамоте в начальной школе

 

 

Учебное пособие

 

для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и преподавателей профессиональных образовательных учреждений


 

 

Каменск-Шахтинский

 

2016 г.


ББК 74.263.01

 

УДК 744 (075). 159: 9

 

Б 81

 

Рецензент: Миначева Р.М.,канд.пед.наук,доцент,преподаватель высшейквалификационной категории ГБПОУ РО «Каменский педагогический колледж»

 

 

Бондарева Н.Д. Актуальные вопросы методики обучения конструи-рованию и графической грамоте в начальной школе:Учебное пособие длястудентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и препо-давателей профессиональных образовательных учреждений. – Каменск-Шахтинский, 2016. – 26 с.

 

Учебное пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, является частью учебно-методического комплекса. Содержит теоретический материал по дисциплине «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» отражающий диалектическое взаимодействие процессов выполнения, чтения чертежей и конструирования на уроках технологии в начальной школе.

 

Предназначено для преподавателей профессиональных образовательных учреждений и организации самостоятельной работы студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах при изучении дисциплины «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» и при подготовке к пробным урокам, к урокам преддипломной практики, при написании рефератов.

 

 

© ГБПОУ РО «Каменский педагогический колледж», 2016 © Бондарева Н.Д., 2016


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

 

Предисловие...................................................................................................................................................................... 4

 

Роль чертежно-графических умений в формировании мысленных

 

образов трудовых действий........................................................................................................................... 5

 

Конструирование и графическая деятельность на уроках

 

технологии.......................................................................................................................................................................... 7

 

2.1. Интеграционная сущность конструирования на уроках

 

технологии............................................................................................................................................................... 7

 

2.2. Роль учителя в обеспечении диалектического взаимодействия

 

пространственного воображения и процесса выполнения чертежа

 

при конструировании на уроках технологии................................................................. 10

 

Элементы графической грамоты, необходимые для организации

 

деятельности по конструированию................................................................................................... 13

 

3.1. Линии чертежа, условные знаки и обозначения на графических

 

изображениях при конструировании...................................................................................... 13

 

3.2. Виды графических изображений, используемые учителем на

 

уроке в процессе конструирования........................................................................................... 15

 

Описание занятия по конструированию из бумаги с

 

использованием графической грамоты...................................................................................... 23

 

Литература...................................................................................................................................................................... 26

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Концепция модернизации российского образования определяет цели об-щего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созида-тельных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать це-лостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоя-тельности в деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

 

Учебное пособие является ориентиром в осуществлении теоретической и технологической подготовки будующих учителей начальных классов, к органи-зации и проведению уроков технологии в начальной школе с учетом современ-ных требований педагогики, методики обучения продуктивным видам деятель-ности, Федерального государственного образовательного стандарта, опреде-лившего следующие основные задачи содержания предметной области «Техно-логия» в начальной школе: «Формирование опыта, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач, формирование первоначального опыта практической преобразовательной дея-тельности» [1].

 

Важно не только формировать у учащихся практические умения и навы-ки, а в первую очередь развивать мышление.

 

Для обеспечения умственно развивающего влияния технологии педагоги-чески важно, прежде чем учить трудовым умениям (работе руками), сформиро-вать у учащихся умение создавать предварительные мысленные образы: устройства изготавливаемого изделия, способов или технологии изготовления изделия, которые лягут в основу планирования трудовых операции при изго-товлении изделия. Поэтому возникает необходимость методически точно и це-ленаправленно управлять процессом формирования предварительного мыслен-ного образа предстоящих трудовых действий. Развитие привычек и стремления сначала думать, потом делать, приводит к потребности в предварительном пла-нировании трудовых действий, которое включает в себя создание мысленного образа изделия (материального объекта труда), поисково-аналитическая дея-тельность по определению путей и порядка предстоящих практических ум-ственных и физических трудовых усилий в процессе изготовления заданного изделия. Важно учить детей выполнять изделия с таким расчетом, чтобы ре-зультат, продукт труда обязательно соответствовал представлению, сложивше-муся в уме до начала работы руками. В арсенале средств и методов обучения у учителя имеются: слово, непосредственный показ изделия, демонстрация тру-дового действия, использование графических изображений и так далее.


 

 


РОЛЬ ЧЕРТЕЖНО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ ТРУДОВЫХ

 

ДЕЙСТВИЙ

 

Успешное решение задач по конструированию во многом зависит от усвоения младшими школьниками элементов графической грамоты, формиро-вание которых предполагает организацию труда на подлинно научной основе, на базе широкого применения технической документации, различных графиче-ских изображений. В процессе использования графических изображений фор-мируются пространственные представления. Поэтому целесообразно учить младших школьников изготовлению изделий по образцу с применением черте-жа, технического рисунка. При этом ведущее значение придается образцу изде-лия: графические изображения являются средством, поясняющим устройство и конструкцию изделия.

 

Непосредственный показ и анализ образца изделия необходимы для обес-печения понимания конструкции модели, процесса работы по созданию моде-ли, способов изготовления и крепления отдельных деталей. На начальных эта-пах обучения в процессе анализа используется эвристическая беседа, то есть проблемная постановка вопросов, которая, в отличие от других словесных ме-тодов, не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу. Она позволяет в большей степени активизировать умственную де-ятельность школьников и развивать их внимание и речь. В процессе анализа образца изделия ведется совместный поиск рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов конструкций изделия, рациональности в подборе ма-териалов, процесса построения чертежей и выполнения заготовок отдельных частей изделия и моделей в целом.

 

На следующих этапах обучения происходит активизация самостоятельно-сти в процессе анализа образца изделия, усвоение соответствующих чертежно-графических навыков, что дает возможность учащемуся творить, то есть кон-струировать по собственному замыслу.

 

Необходимо подчеркнуть многофункциональность анализа изготавлива-емого изделия:

 

· изучение новых понятий;

 

· закрепление ранее изученного;

 

· обследование частей изделия (формы, величины, взаиморасположения);

 

· подготовка к сравнению формы, величины частей изделия;

 

· изучение возможных вариантов (используемых материалов, кон-струкций изделия, способов крепления и оформления модели).

 

В процессе конструирования анализ модели (мышка, изготовленная на основе конуса), или её элемента (кабина автомобиля имеет форму призмы, ко-


 


леса – форму цилиндра) сопровождается показом развертывания модели или элемента модели в развертку и сравнением с чертежом разверток. В таком слу-чае анализ переходит в планирование работы.

 

Обучая учащихся планированию трудовых действий, учитель, прежде всего, опирается на образец изготавливаемого изделия и его изображение, чер-тежи деталей и изделия, то есть учит детей умению понимать условно-графические обозначения и активно, самостоятельно пользоваться ими. На начальном этапе обучения вводятся элементы графической грамоты, являющи-еся, прежде всего средством эффективного управления той стороной умствен-ной деятельности, которая непосредственно связана с формированием предва-рительного мысленного образа трудовых действий по созданию будущего ма-териального изделия. К примеру, применение различных типов линий и услов-ных знаков обеспечивает:

 

· развитие динамики образа (линия сгиба),

 

· реконструирование технологии изготовления (линия реза, линии штриховки участков склеивания; осевая линия, диктующая необходи-мость складывания заготовки пополам);

 

· воссоздание образа формы предмета с помощью условных знаков (Æ – цилиндрическая форма, – квадратная форма, условное обо-

 

значение «S» помогает создать образ детали с незначительной толщи-ной).

 

Обучение графической грамоте, умению понимать язык техники и поль-зоваться им в процессе уроков труда происходит как овладение средством об-щения в совместной деятельности учителя с учащимися при конструировании намеченных изделий. Учащийся овладевает, прежде всего, навыками чтения технических рисунков, аксонометрических изображений, а также простейших электрических схем [2].

 

Основная особенность формирования чертежно-графических навыков в трудовом обучении заключается в том, что чертежно-графическая подготовка здесь органически связана с изготовлением определенных изделий, предусмот-ренных учебной программой по труду. При этом школьники учатся выполнять простейшие измерения, разметку с помощью линейки, угольника и циркуля, а также пользоваться трафаретами.

 

Чертеж как язык техники приобретает в процессе трудового обучения многозначность и выступает как:

 

· средство прямой связи, то есть точной и экономной передачи уча-щимся необходимой информации об устройстве изделия, его деталей;

 

· средство обратной связи, позволяющее учителю определить, насколь-ко ученики усвоили полученную информацию;

 

· инструмент поиска наилучшего решения конструкторско-технических


 


задач в совместной работе учащихся под руководством учителя на уроках трудового обучения;

 

· средство закрепления мысленного образа, созданного в процессе са-мостоятельной творческой деятельности школьников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...