Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструирование и графическая деятельность на уроках технологии




 

Интеграционная сущность конструирования на уроках технологии

 

В результате исследований ученые пришли к выводу, что именно млад-ший школьный возраст является сенситивным (это оптимальный возраст ста-новления определенных психических, физических и интеллектуальных способ-ностей человека) для развития пространственного мышления. Особая роль в этом процессе отводится графической и трудовой деятельности учащихся.

 

Интеграция графической и трудовой деятельности учащихся начальных классов создает наличие условий для развития пространственных представле-ний в процессе конструирования на уроках трудового обучения.

 

Творческие способности развиваются в постоянном и разнообразном учении при активном использовании имеющихся знаний и умений в учебной деятельности, в том числе и графической. При этом важно не только формиро-вать у учащихся практические умения и навыки, а в первую очередь развивать мышление.

 

Психологи [2, 4] считают, что пространственное мышление как психоло-гическое образование особо активно формируется в процессе таких продуктив-ных форм деятельности как: конструирование, изобразительное (графическое), научно-техническое творчество. В ходе овладения ими целенаправленно фор-мируются умения представлять в пространстве модель и результаты своих дей-ствий, воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке и т. п.; планиро-вать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления, учи-тывая не только временную, но и пространственную последовательность их выполнения [2].

 

Для обеспечения развития пространственного мышления в процессе тру-дового обучения педагогически важно, прежде чем учить трудовым умениям (работе руками), сформировать у учащихся умение создавать предварительные мысленные образы: устройства изготавливаемого изделия, способов или техно-логии изготовления изделия, которые лягут в основу планирования трудовых операции при изготовлении изделия [4]. Поэтому возникает необходимость ме-тодически точно и целенаправленно управлять процессом формирования пред-варительного мысленного образа предстоящих трудовых действий. Потреб-ность в предварительном планировании трудовых действий, которое включает

 

в себя создание мысленного образа изделия (материального объекта труда),


 


определение путей и порядка предстоящих практических умственных и физи-ческих трудовых усилий появляется вследствие развития привычек и стремле-ния сначала думать, потом делать. Система методов и средств, применяемых на уроках технологии (слово, непосредственный показ изделия, демонстрация трудового действия, использование графических изображений и т.д.) должна обеспечить соответствие продукта труда представлению (образу), сложивше-муся в уме до начала работы руками.

 

Первым разделом в программе трудового обучения в начальных классах указывается «Технический труд», который предусматривает обработку бумаги

 

и техническое моделирование. На эти виды работ программой предусмотрено в среднем до 45% учебного времени. При анализе изделий, предлагаемых про-граммой, мы сделали вывод, что это различные виды конструирования и моде-лирования из бумаги и картона, которые можно классифицировать (таблица 1).

 

Конструирование - это один из важнейших видов творческого технического мышления и воображения в сочетании с практической деятельностью.

 

Практические работы по конструированию имеют в своей структуре две части: стабильную и изменяющуюся. При этом стабильная часть определяется этапами трудовой деятельности учащихся начальных классов:

 

· анализ объектов труда;

 

· выбор заготовки;

 

· планирование операций и контроль.

 

Изменяющаяся часть практических работ варьируется, дифференцируется

 

в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, уровня усвоения ими знаний и овладения трудовыми умениями. При типовом характере обуче-ния, направленном на овладение учащимися заданным в программе содержани-ем обучения необходимо дать возможность учащемуся проявить творчество и осуществить поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач.


 


Таблица 1

 

Классификация видов конструирования, используемых

 

На уроках технологии в начальной школе

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ


 

в плоскости листа (2-х мерное

 

пространство)

 

· аппликация из геометриче-ских фигур;

· танграм;

 

· творческие аппликации;

 

· оригами;

 

· открытки;

 

· закладки;

 

· различные виды прорезных изображений: симметричное резание, снежинки, салфет-ки;

 

· динамические игрушки;

 

· плетение


 

 

в объеме (3-х мерное

 

пространство)

 

 

модульное конструирование из го-товых форм:

 

· сложением (спичечные коробки, упаковки);

 

· изменение готовой формы: срезать, отогнуть, соединить;

 

из развертки создать геометриче-скую поверхность – основу для кон-струируемого объекта:

· геометрическое тело + украшение;

 

· трансформация геометрической поверхности + украшение;

 

различные способы получения сложной формы:

 

· сложение однотипных поверхно-стей;

· сложением геометрических тел;

 

· с использованием развертки

 


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...