Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание занятия по конструированию из бумаги с использованием графической грамоты




 

Рассмотрим пример серии занятий по конструированию игрушек на осно-ве цилиндрических поверхностей, где решаются следующие обучающие и раз-вивающие задачи:

 

1. дать новые и актуализировать понятия: заготовка, разметка, каркас, ра-бочий чертеж детали, сборочный чертеж изделия;

 

2. дать понятие «каркаса» как конструктивного элемента;

3. выявить назначение сборочного чертежа и его содержания;

4. изучить порядок чтения рабочего чертежа;

 

5. закреплять умения поэтапного ведения разметки, используемого в ра-боте материала;

 

6. научить приемам формообразования геометрических поверхностей;

 

7. развивать умения моделировать изделие, комбинируя состав элементов и приемы крепления деталей;

 

8. научить выполнять разметку материала с учетом технологии изготов-

ления изделия.

 

Ключевым в этой серии уроков является первый урок, на котором актуа-лизируются и формируются навыки чтения чертежа, осознание графической информации представленной в различных формах на всех этапах работы над изделиями.

 

Первый объект конструирования «Гусенички». Для изготовления уча-щимся предлагаются несколько вариантов игрушек. Исходная форма образова-ния изделия – кольцо (цилиндрическая поверхность). С изготовлением такой поверхности (формы) ребята ранее уже сталкивались на уроках трудового обу-чения и во внеурочной деятельности по конструированию. Поэтому формооб-разование цилиндрической поверхности из заготовки прямоугольной формы не вызывает у детей затруднений.

 

Работу над изделием начинаем со сравнительного анализа образцов изде-лия. Для этого используем предметную наглядность–образцы изделий и гра-фическую – чертежи деталей каркасов (рис. 13).

 

С первых шагов деятельности на уроке учащиеся сталкиваются с графи-ческой информацией. Так, одновременный анализ образцов изделий и чтение чертежей каркасов, дает возможность подчеркнуть сходства и различия в фор-мообразовании игрушек. Общее в изделиях – форма основного конструктивно-го элемента – кольцо, а так же способ формообразования изделия – сложение. Различия отражаются в форме другого конструктивного элемента – каркаса, в его расположение при формообразовании туловища и способах скрепления де-талей головы и туловища. Эти различия выявляются при одновременном наблюдении учащимися образцов игрушек и чертежей каркасов. Это дает воз-можность проанализировать назначение конструктивного элемента – каркаса,


 


выполняющего функцию скрепления отдельных элементов в форму изделия. Методом беседы выявить различия его по форме, размерам, по количеству, по-ложению в изделии и способах крепления к нему колец (рис.13).

 

 

Каркас

 

 

А

 

Б

 

    Чертежи каркасов  
     
       
       

 

 

В


 

 


 

 

Вопросы учащимся:

- Посмотрите, у какой иг-

рушки каркас состоит из

 

двух частей?

 

- Можно ли сделать их из одной заготовки?

 

- Какова будет ее величи-на?

 


 

Рис. 13. Варианты игрушек «Гусенички»

 

 

Выявленные различия дают то разнообразие вариантов игрушки, которое мы имеем. Усвоение этих приемов формообразования наталкивает учащихся на проявление творческого поиска в процессе конструирования изделия. Комби-нируя форму заготовки каркаса, ее размеры, состав элементов в изделии, спо-собы крепления колец к каркасу, учащиеся создают свои варианты изделий, что и наблюдается на уроках.

 

При одновременном анализе изделия и чтении чертежа предметная наглядность, образцы игрушек, служат опорой для усвоения графической ин-формации, представленной в чертежах каркасов.


 


Словесные обозначения конструкции изделия должны располагаться ря-дом с чертежом, компактно, то есть сразу попадать в мгновенное поле зрения, по законам эргономики это дает целостное восприятие информации (рис. 13). Название детали, ее контур, размеры, количество – все это при восприятии должно составлять единое целое. Форма детали на чертеже выделяется цветом. Это дает возможность ребенку сразу «видеть» деталь на чертеже, понимать форму заготовки этой детали, а затем помогает соотнести образ отдельно изоб-раженной формы в составе чертежа «рациональной разметки материала» (рис. 6, 7). Простота чертежа, выделение цветом формы заготовки, опора на пред-метную наглядность (образец изделия), позволяет учащемуся формировать навыки чтения чертежа. Так, по нашему мнению, необходимо организовывать упражнения по чтению чертежа.

 

Как обучающий элемент при чтении чертежа можно применять динами-ческий чертеж, на котором заготовки деталей съемные, что дает возможность учащемуся выделять в дальнейшем заготовки на сложном чертеже рациональ-ной разметки. Так происходит анализ формы с применением условностей тех-нического чертежа: спецификации, номера позиции, но эти условности еще не называются, в связи с тем, что объем информации предлагаемый для усвоения и так велик.

 

Под руководством учителя составляется план работы над изделием:

 

1. Разметка деталей.

 

2. Вырезание деталей.

 

3. Сборка деталей.

 

4. Сборка игрушки.

 

5. Оформление изделия.

 

Первым пунктом плана работы стоит разметка деталей. Это важный этап, определяющий успех всей практической работы. Для ее выполнения учащиеся пользуются чертежом «рациональной разметки» (рис.7), на котором показано, как расположить заготовки деталей для экономно использования материала и проводить рациональные действия разрезания.

 

Вырезание деталей – это не механическая работа. Учащийся сверяет форму деталей, их количество с образом изделия. То есть происходит активная работа с пространственными представлениями. Те же процессы происходят при сборке деталей и игрушки. При оформлении изделия учащийся обращается к фантазии, воплощает свой творческий потенциал.

 

В процессе всей практической работы учитель дает методические указа-ния или иными словами – осуществляет текущий инструктаж, регламентируя последовательность работы, задавая ритм деятельности, обеспечивая преду-преждение ошибок в разметке, вырезании, сборке деталей и изделия, в оформ-лении изделия, обучая учащихся самоконтролю.

 

Завершается практическая работа анализом игрушек.


 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бочарникова Л.М., Соломатина А.М. Проектирование современного урока в начальной школе: Материалы участника личностно-ориентированного модуля. – М.: Академкнига; Учебник, 2013. – 56 с.

 

2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989.

 

3. Геронимус Т.М. Технология: Я умею все делать сам: Рабочая тетрадь по трудовому обучению. – СПб.: АСТ-Пресс, 2015. – 80 с.

 

4. Гильбух Ю.З., Верещак Е.П. Психологические особенности формиро-вания чертежно-графических навыков в трудовом обучении // Школа и произ-

водство, 1996. №1. С. 84-87.

 

5. Государственный образовательный стандарт. Начальное образование.

 

Область «Технология» – Начальная школа. – 2004. – № 10. – С. 3, 12-15, 53-55.

 

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010

 

года // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С.12.

 

7. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: пособие для учител7

 

8. ей и студентов педвузов / Н.М. Конышева. – М.: Московский психо-лого-социальный институт: Флинта, 2000. – 98 с.

 

9. Лутцева Е.А. Технология 1-4 классы: Программа. – Лутцева Е.А. Тех-нология 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 80 с.

 

10. Николаенко Н.Н. и др. Методические рекомендации по проведению

 

уроков трудового обучения в начальных классах. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 304 с.

 

11. Сивцева И.А. Конспекты уроков по художественному конструирова-

 

нию. – М.: Владос, 2006. – 112 с.

 

12. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. – 270 с.


 

 


 

Бондарева Надежда Дмитриевна

 

Актуальные вопросы методики обучения конструированию и графической грамоте в начальной школе

 

Учебное пособие для студентов

 

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

и преподавателей профессиональных образовательных учреждений

 

Подписано в печать 12.01.16 г. Формат 60х80/16.

 

Бумага офсетная. Печать цифровая. Объем 1,63 п.л.

 

Тираж 100 экз. Заказ № 4180

 

Изготовлено в «Копицентр»

 

г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...