Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание, интересно!. Внимание, пример!




Внимание, интересно!

Для развития мышления у детей дошкольного возраста, специалисты ТРИЗ предлагают поиграть с ребенком в игру «что будет если?.. ». Предложите ребенку ситуацию: а что будет, если поставить молоко на плиту. Попросите ребенка рассказать, что будет дальше, еще дальше, еще… и чем все закончится?

 

Интересные варианты    других возможных ситуации для развития мышления детей дошкольного возраста:

А что, если надувать резиновый шарик очень долго?

Шарик надувается, надувается, становится больше и больше. Если еще чуть-чуть надуть, то он лопнет. А почему лопнет? Что происходило, что шарик сначала увеличивался. Увеличивался, а потом «бах» и исчез?

А что случится, если съесть вагон мороженного?

Захочешь еще и съешь еще, потом еще и еще. А что будет в конце? Наверное, заболит горло или живот. А почему так произошло? Сначала было вкусно и хорошо, а потом стало плохо?

И дальнейшие варианты с приставкой «а что будет, если»?

Посмотреть один мультфильм, потом еще один, еще один…

Что будет в конце?

Ставить кубики один на один…

Насыпать песок в ведерко…

Прыгать на батуте…

Спать в воде…

Положить семечко во влажную почву…

Идти или ехать на велосипеде вперед в стену…

Раскачиваться на качели все сильнее и сильнее…

В миску с водой бросать разные предметы: что утонет? Что будет плавать?

Почему одной стороной магниты притягиваются, а другой – отталкиваются?

Если в лужу бросать камни, то будет большой «Бульк»?

Увеличивать количество угловХсторон у треугольника. Или для малышей обрезать углы у треугольникаХквадрата? Что будет если их обрезать и обрезать? Во что превратится треугольник?

Из всего этого взрослый не лишен возможности тут же «не отходя от субъекта воспитания» пояснять законы физики. Почти каждый взрослый с сохранным интеллектом без особой подготовки сможет придумать различные ситуации, актуальные для ребенка на сегодняшний момент. Но еще легче будет придумывать тот, кто все еще ощущает себя ребенком. Вспомните поговорку, весьма популярную у женщин: «все мужчины дети». В общим чертах это типично, верно. Но я бы не стал обобщать. К сожалению. Потому, что лучше бы оставаться детьми, или хотя бы сохранять в себе некоторые качества, не убивать их, чтобы можно было бы хоть иногда к ним возвращаться. Как мало сегодня моих ровесников мужчин и состоявшихся пап мыслят нешаблонно? Но все же такие люди есть.

 

Внимание, пример!

В связи с нашим запланированным переездом мы стали подготавливать ребенка к новому детскому саду, новому месту, новым воспитателям и новым воспитанникам. Он слушал со вниманием и интересом. Особенно – по его наводящим вопросам – его интересовали новые знакомства. И отреагировал по-своему. На эту тему мы с ним договорились. Этим летом, когда Андрюху надо было переводить в другую группу в связи с уплотнением летних групп в другом филиале того же детского сада, когда по улице навстречу шла незнакомая тетя, Анди громко, как всегда он умеет это делать в присутствии родителей – не стесняясь – сказал: «вот эта тетя моя новая воспитательница? »

После того как эта игра вам изрядно поднадоест, можно попробовать обобщить результаты. Что происходит? Плохое переходит в хорошее, а хорошее, наоборот, в плохое. Поразительное качество природы «вино переходит в уксус, Мюнхгаузен – в Феофила». В процессах, инициированных с помощью ТРИЗ для детей, можно наблюдать «круговорот». Попробуйте подвести его к этой мысли, процесс изменится сначала плавно, а потом новые знания зафиксируются и станут привычкой размышлять нешаблонно.

Новое задание: назвать у каждой картинки заданный признак. К примеру: лежат картинки – яблоко, медведь, подснежник, персик, шкаф.

мама говорит: «цвет». Ребенок перечисляет: «зеленое, коричневый, белый, красный».

мама: «размер».

ребенок: «маленькое, большой, маленький, маленький, большой».

Можно задавать признаки: цвет, размер, вес, форма, живой\uc1неживой, съед обный\uc1несъед обный.

Затем мама рассортировала карточки с изображениями, и предложила угадать, чем одна группа отличается от другой. А после шкаф, вдруг перебежал из неживой группы в живую и стал живым. И мы стали представлять себе, что будет, если наш шкаф будет живым: куда он будет ходить, что кушать, удобно ли им будет пользоваться. Короче мама преобразилась: взрослая женщина стала ребенком, а ребенок остался в том же возрасте и получился замечательный, понимающий с полуслова друг друга тандем. Преображение взрослого в ребенка в данном случае оправдывает себя. Кто сможет этого состояния достичь, хотя бы временно, тот и воспитает креативно мыслящих детей. Иным же придется довольствоваться шаблонной и строго регламентированной системой образования России, далеко не безупречной, или нанимать за деньги специально обученных людей для занятий с детьми. Что проще? Вопрос риторический – кому как.

Дойдем до более динамичных игр – поиграем с мячом. Взрослый бросает и говорит «дом», а ребенок ловит мяч и говорит любую свойственное дому, к примеру, мебель. Варианты – улей-пчела; дерево-лист; машина-руль и так далее.

Еще один практико-ориентированный вариант. Нарисуйте трехэтажный дом и скажите, что этот домик необычный, в нем живут разные предметы. На первом этаже то, из чего состоит предмет, на втором сам предмет, а на третьем то, где этот предмет можно встретить (система, в которую он сам входит как часть).

Подготовьте (сделайте самостоятельно или купите) набор карточек с тремя изображениями на каждой:

Машина, колесо, шоссе (город, парковка)

Птица, клюв, лес

Конфета, начинка (орехи, шоколад), коробка конфет Яйцо, скорлупа, торт Дерево, листья, парк Парк, деревья, город

Все эти предметы можно рассматривать как отдельно, так и в комплексе, то есть в домике. Их можно перемещать, и даже катать на воображаемом лифте. Игра может развивать мышление ребенка в возрасте 4–5 лет. Предварительно надо разъяснить малышу свойства каждого предмета, нарисованного на карточках. Если, к примеру, рассматривать сливу, то к ней будут отнесены такие понятия, как косточка, кожура, сок, то есть то, что находится внутри объекта. И такие сопутствующие понятия, как дерево, ветка, сад. Предварительная подготовка перед такой игрой необходима, чтобы ребенок правильно адаптировался в двух разных системах – внешнее и внутреннее, к которым так или иначе относится данный объект – слива. (В ТРИЗ этот называется система и надсистема). Суть развивающей мышление игры в том, что когда взрослый, показывая на карточку, называет свойство «внутреннее», к примеру, сок, то ребенок должен присесть, а если свойство «внешнее», к примеру, ветка, то подпрыгнуть.

Играть в это довольно легко, и раз научившись дети могут сами обучать других детей, что, к слову, с успехом и применяется в многодетных семьях, когда старшие «смотрят» за младшими. Хотя, разумеется, это игра универсального назначения.

Рассмотрим картинки с домами и порассуждаем вместе: почему некоторые люди строят дома изо льда, а некоторые из веток и соломы? Почему в сказке «три поросенка» Ниф-ниф, нуф-нуф и наф-наф из разных материалов построили свои домики? Кто из них оказался более «умным»? А если в доме нет никакой мебели, что в этом хорошего и что плохого? Все это примерный перечень вопросов к вашему ребенку.

Как люди, которые живут в двадцатиэтажном доме попадают к себе домой на 20-й этаж. Ребенок догадается, что на лифте. А дальше уместно предложить такую игру: на бумаге рисуем 6 клеточек – это 6-ти этажный дом и развозим с помощью игрового кубика, который представляем лифтом, зверей на разные этажи. Почему кубик? Да потому, что это еще один способ научить ребенка простому счету. Игральный кубик содержит на своих гранях «точки» – пусть это будет количество этажей. Этажи можно проезжать, потом возвращаться на один или на два, вверх или вниз. Можно научить считать: кто к кому попадет в гости, проехав всего один этаж, кому надо проехать все шесть этажей чтобы с крыши попасть в гости, к примеру, к мышке, которая живет, на первом. Главное – играть.

Именно в данном случае очень подходящей поэтической иллюстрацией будет стихотворение Э. Успенского (о его творчестве мы уже говорили во второй главе) «Лифтовый зверь»:

 

Уж как хочешь —

Верь не верь,

Но живет за лифтом зверь.

Любит он машинный запах,

У него отвертка в лапах.

Ночью чудищем лохматым

Он съезжает по канатам,

По решеткам лазает,

Механизмы смазывает.

Провода, контакты, двери —

Все исправит, все проверит.

А под утро Зверь-чудак

Залезает на чердак,

В темноте весь день сидит

И одно себе твердит:

– Детям пользоваться лифтом

Без сопровождения взрослых строго запрещается.

– Детям пользоваться лифтом

Без сопровождения взрослых строго запрещается.

Уж как хочешь,

Верь не верь —

Это очень мудрый зверь.

 

Игру можно закончить в соответствии с вашей системой ценностей или творческим открытием. Одна мама закончила ее так: днем лифт работал, а когда наступает ночь – приходит механик с инструментами, бегает и смазывает механизмы лифта, которым вполне может стать диван. Маленький изобретатель с удовольствием бегал с отверткой – чинил и смазывал все.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...