Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Курская




Утраты станции

 

1. Скульптурная композиция «Сталин и молодежь» у торцевой стены. Демонтирована в конце 1950-х по причине развенчания культа личности.

2. Панно с портретом В. И. Ленина и гербами советских республик на торцевой стене. Снято в 1966 году при открытии перехода на радиальную станцию.

3. Монументальная люстра из наземного вестибюля.

4. Оригинальный венок, обрамляющий букву «М», на аттике наземного вестибюля.

5. Голубой цвет ромбовидных кессонов на своде центрального зала станции.

6. Половина мраморных скамеек из среднего зала станции.

 

Курская

 

Станция Курская Кольцевой линии открыта 1 января 1950 года в рамках строительства Четвертой очереди метро на первом участке Кольца. Название станция получила по расположенному рядом Курскому вокзалу и радиальной станции (названия кольцевых станций в то время копировали с радиальных).

 

 

Cт. Курская. Скульптура И. В. Сталина в наземном вестибюле

 

 

Ст. Курская. Вид пилонов на станции

 

Первоначально на станции Курская предполагалось построить два вестибюля с наклонными ходами в торцах станции. В 1950 году был открыт лишь один вестибюль и переход на радиальную станцию, а второй выход со станции появился лишь в 1995 году вместе с открытием станции Чкаловская Люблинской линии. Здание наземного вестибюля было запроектировано пристроенным к старому зданию Курского вокзала. В соответствии с этим архитектуру павильона авторы станции Г. А. Захаров и 3. С. Чернышева задумали похожей на стиль вокзального здания. Вестибюль был объединен с композицией вокзала и представлял собой знакомый образ Триумфальных ворот с тремя пролетами. Смысловое содержание станции раскрывается в оригинальной композиции интерьера вестибюля. Заходя внутрь, пассажир видит центральную ротонду, образованную 12-ю колоннами, которые поддерживают мощный архитрав. По архитраву изнутри позолоченными буквами вписаны слова гимна Советского Союза:

 

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин — на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил.

 

На архитраве установлены легкие колонны-столбики, около которых установлены скульптурные фигуры юношей и девушек в виде воинов, рабочих, одновременно являя собой античный стиль. Выше скульптур над восьмигранником возвышается гофрированный купол, напоминающий парящий купол парашюта. Эта ротонда обращена к входящим пассажирам мощным мраморным порталом. По фризу портала расположены золотые венки славы. Между венков планировалось установить большое хрустальное изображение ордена «Победа», но реализовано оно не было: портал украсили золотые звезды и небольшой орден в центре.

После богато украшенной ротонды, пассажира встречала величественная скульптура И. В. Сталина, установленная на пьедестале.

 

 

Cт. Курская. Фрагмент наземного вестибюля

 

 

Ст. Курская. Фрагмент перехода

 

 

Cт. Курская. Вид перехода с плиточным покрытием пола в виде ковра

 

Скульптура была установлена в богато кессонированной купольной нише. Её автор — скульптор Н. В. Томский, любопытно, что именно он станет автором бюста Сталина на его могиле у Кремлевской стены после выноса тела из Мавзолея (бюст установлен в 1970 году).

Затем боковые лестницы ведут пассажира в подземный вестибюль. При его проектировке приходилось учитывать выходы на радиальную станцию Курская и косое направление эскалаторов, в результате все сложности были решены круглой формой зала. Круглый вестибюль окаймлен 14-ю колоннами, а в его центре поставлена огромная как бы «утопленная в пол» колонна под названием «Каменный цветок», плавно переходящая в потолок. Колонна украшена рельефным орнаментом с цветами и фигурами женщин, несущих плоды русской земли. Специальные ниши излучают лучи света. Телефонные кабины богато украшены колоннадой. Освещают зал круглые люстры с люминесцентными лампами. Также люминесцентное освещение было применено в торшерах. Они украшают периметр эскалаторного спуска.

Подземный зал станции прост и лаконичен в исполнении. Использован контраст богато украшенного наземного вестибюля и простота подземной части. Конструкция станции позволила сузить пилоны, создав между ними широкие проходы. Пилоны, окаймленные по обе стороны каннелированными полуколоннами, облицованы светлым мрамором, что сделало станцию легкой и праздничной. Вдоль основания свода протянут золотой жгут, сплетенный из цветов. На путевой стене есть медальон с орнаментом и надписью «Курская Большого кольца 1945–1949», что напоминает о нереализованном проекте малой кольцевой линии метро. Торец станции ввиду намечавшейся «скорой» постройки второго вестибюля украшен не был, в нем лишь имелась дверь в служебные помещения.

Место бокового перехода, ведущего на старую радиальную станцию, было художественно украшено авторами. В центре зала они разорвали свод квадратным куполом, опирающимся на мощные арки, поддерживаемыми широкими пилонами. Эти пилоны украшены купольными нишами с установленными в них хрустальными торшерами (точно такие же, как в наземном вестибюле). Перекрытие купола создано из вписанных друг в друга квадратов и ромбов.

Пол перехода, сложенный из метлахских плиток, создавал впечатление узорчатого ковра со старинным русским орнаментом. Стены инкрустированы мрамором красного тона. Освещается переход лампами из ниш в стенах. Переход оканчивается развилкой двух тоннелей. На месте развилки располагался портик, в нише которого ранее находился огромный светящийся хрустальный торшер.

Авторы этой станции — архитекторы Захаров и Чернышева были удостоены Сталинской премии по архитектуре первой степени.

В 1972 году Курский вокзал был перестроен: к наземному вестибюлю стал примыкать стеклянный объем нового здания, и общая композиция была разрушена.

В 1995 году был построен второй выход со станции, ведущий в вестибюль станции Чкаловская Люблинской линии.

В 2008–2009 годах вестибюль закрывался на ремонт. Кроме замены старых эскалаторов были проведены реставрационные работы над архитектурными элементами: обновлена большая колонна, заменен гранитный пол. Одновременно были замурованы телефонные кабины — их закрыли от пассажиров мрамором. В них теперь находится подсобное помещение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...