Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Ботанический Сад (ныне Проспект Мира)




Утраты станции

 

1. На мозаике «Взятие рейхстага в 1945 году» заменена часть знамени с профилями В. И. Ленина и И. В. Сталина на профиль Ленина, взятый из мозаики «Парад 7 ноября 1941 года».

2. Мозаика «Парад 7 ноября 1941 года» в 1964 году заменена мозаикой «Выступление В. И. Ленина перед Красной армией» вследствие развенчания культа личности Сталина.

3. Мозаика «Парад Победы 24 июня 1945 года» в 1964 года заменена мозаикой «Родина-мать», изображающая фигуру античной женщины, стоящей на поверженных фашистских знаменах.

4. Скульптурные барельефы на станции у основания сводов в 1964 году заменены мозаичными аналогами.

5. Мраморная доска с текстом выступления И. В. Сталина 7 ноября 1941 года. Снята вследствие борьбы с культом личности И. В. Сталина.

6. Оригинальные настенные светильники в переходе и наземном вестибюле станции.

 

Ботанический Сад (ныне Проспект Мира)

 

Одной из станций второго участка Кольцевой линии стала станция Ботанический Сад. Открытие состоялось 30 января 1952 года. Название было дано по расположенному рядом Ботаническому Саду МГУ («Аптекарский огород») — самому старому из сохранившихся парков столицы. Сад был основан в 1706 на севере Москвы для выращивания лекарственных растений, получив название «Аптекарский огород», в 1805 году был выкуплен Университетом и стал его ботаническим садом. 20 июня 1966 года станцию переименовали в Проспект Мира по проходящей рядом магистрали. Проспект был образован в 1957 году слиянием 1-й Мещанской, Троицкого шоссе, Б. Ростокинской улицы и части Ярославского шоссе. С 1930-х активно велась реконструкция 1-й Мещанской улицы, лишь в середине 1960-х проспект стал красивой благоустроенной магистралью столицы. Проспектом Мира также стала называться открытая к тому времени станция Ботанический Сад Рижского радиуса.

Наземный вестибюль Ботанического Сада открылся в строящемся 13-этажном жилом здании для работников Метростроя (автор — А. Е. Аркин). Под вестибюль было выделено два первых этажа, в местах входа и выхода дом отодвинут от тротуара, создавая просторную площадку. Проходы в вестибюль оформлены в виде двух больших арок, между которыми расположена ниша, где ранее находилась скульптура «Изобилие», установленная в 1953 году. Изобилие изображалось в виде женщины с полной корзиной фруктов на плече (скульптор Г. И. Мотовилов). Над нишей располагаются оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Раньше под часами располагалась табличка со словами «Метрополитен имени Л. М. Кагановича станция Ботаническая». Судя по всему, названия станций не были строго регламентированы. Позже, после переименования, табличку заменили металлическими буквами с современным названием станции. По бокам от арок располагались четыре бра, которые не так давно исчезли.

Внутри вестибюль выполнен довольно лаконично, в виде большого зала с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают четыре оригинально украшенные колонны, выполненные по примеру станции Дворец Советов — керамикой облицована не вся колонна, а лишь 3/4. Глазурованная керамика выполнена золотой росписью на зеленой майолике с изображением звезд, снопов и различных цветов. Богато оформленные колонны одиноко смотрятся на фоне аскетичных стен интерьера, которые просто оштукатурены, что в сумме с керамикой делает стиль вестибюля похожим на подземную часть станции. Освещается вестибюль лампами, спрятанными за карнизом капителей. Стена напротив эскалатора первоначально была украшена лепным барельефом с профилем Сталина. В 1956 году лепнина была демонтирована, а в 1957 году стена была украшена смальтовым панно «Матери мира» художника А. Н. Кузнецова. На нем изображены три матери с детьми трех основных рас человечества. Они изображены на фоне известных построек городов мира и строят вместе домик из песка. Это панно олицетворяет дружбу народов на волне проходившего в этом году Фестиваля молодежи и студенчества.

Подземный вестибюль станции сооружен по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса. Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы». Мощные пилоны облицованы мрамором кремового цвета. Их фриз украшен керамическим барельефом с изображением растительного орнамента.

 

 

Cт. Ботанический Сад. Часы на фасаде наземного вестибюля

 

 

Ст. Ботанический Сад. Интерьер наземного вестибюля. Колонны, покрытые майоликой, и гипсовый барельеф И. В. Сталина

 

Декор из листьев белого цвета с позолотой обрамляет центральную композицию фриза — круглые медальоны, изображающие развитие ботаники в СССР. Автор барельефов — скульптор Г. И. Мотовилов, на медальонах изображены: школьники, собирающие плоды; садовник, сажающий черенок; женщина, ухаживающая за деревцем; девочка, помогающая матери посадить цветок в горшок и др. Центральный свод станции оформлен кессонами в виде ромбов. Станция освещается мощными бронзовыми люстрами с большим числом газоразрядных ламп, в боковых тоннелях люстры немного меньше по размеру. Пол облицован гранитными плитами серого и черного цветов, выложенных в шахматном порядке. Пилоны со стороны боковых залов украшены бронзовыми решетками с вентиляционными отверстиями, в центре которых располагается восьмиугольник с серпом и молотом. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками.

Торцевая стена в момент открытия станции была пустой. По проекту она была отведена под большую композицию из керамики (продолжая стиль станции), в центре которой выделялся портрет И. В. Сталина, как организатора проектов преобразования природы СССР. Керамическое панно со Сталиным было установлено в торце станции лишь после смерти вождя — в 1953 году. На ней был изображен профиль Сталина (как уже это много раз было на станциях Третьей очереди) в окружении знамен. Панно пробыло на станции недолго: был утвержден проект Пятой очереди, в котором имелась радиальная станция Ботанический сад, а переход на нее планировался как раз через торец. В 1958 году переход был открыт.

20 июня 1966 года, как уже упоминалось, станция получила новое название «Проспект Мира».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...