Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Комсомольская




Утраты станции

 

1. Статуя И. В. Сталина в наземном вестибюле. Демонтирована, вероятно, в 1961 году после развенчания культа личности Сталина.

2. Некоторые архитектурные элементы внешней отделки наземного вестибюля (капители, портик). Пострадали из-за пристройки к павильону здания нового Курского вокзала.

3. Хрустальные торшеры в нишах среднего зала станции. В начале 2000-х был разбит один из торшеров, что привело к их демонтажу. Несколько лет от них оставались лишь «пеньки». В 2009 году, в ходе реконструкции вестибюля, были установлены новые пластиковые торшеры, покрытые декоративной металлической сеткой — они потеряли связь с теми, что находятся в наземном вестибюле. Заодно были восстановлены вертикальные лампы в люстрах станции.

4. Грандиозный плиточный пол в виде узорчатого ковра в переходе на радиальную станцию. Заменен гранитом по причине недолговечности керамической плитки.

5. Большой торшер в нише портика на месте развилки перехода.

 

Комсомольская

 

Комсомольская, одна из самых ярких и запоминающихся станций, была открыта 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии от Курской до Белорусской. Название станции дано по наименованию Комсомольской площади, на которую выходит наземный вестибюль.

Тип станции — колонная, глубокого заложения. Диаметр центрального зала — 11, 5 метров! Впервые был применен такой огромный диаметр для глубокой станции метро. Впервые в московском метро был сконструирован переход с помощью эскалаторов. Впервые был построен наклонный ход для четырех эскалаторов (диаметр 11, 5 метров).

Утром 30 января 1952 года на станции прошел митинг в честь открытия второго участка Кольца. Председателем митинга был Н. С. Хрущев, также присутствовали инженеры, строители, архитекторы, создававшие станцию. После митинга движение на участке было открыто.

Проект станции в 1949 году создал известный академик архитектуры А. В. Щусев, вскоре скончавшийся. Станцию достраивали его ученики — В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная. Архитектура станции возвращает нас к наследию русской архитектуры 18 века, своды украшены богатой лепниной в стиле барокко и большими мозаичными плафонами.

Первоначально для художественного оформления станции Щусевым была приглашена группа художников, включая В. Бордиченко, Б. Покровского, зарекомендовавших себя в монументальных работах на станциях Третьей очереди. П. Корин, входивший в эту группу, не принимал активного участия. При разработке эскизов мозаичных плафонов художники отталкивались от архитектурного образа станции, в результате чего эскизы были построены на основе перспективной плафонной живописи, характерной для классицизма и барокко. Сюжетами стали знаковые эпизоды истории России. Щусева иллюзорный прорыв свода не устроил, и он привлек для разработки П. Корина, известного своей любовью к иконам и картинам на древнерусскую тему. Эскизы Корин выполнил в стиле древних мозаик Киева, они же и были реализованы.

Темой оформления станции стала фраза «Слава победоносному русскому оружию». Восемь огромных мозаик на своде, обрамленные в рамы, олицетворяли речь И. В. Сталина, сказанную им на параде 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!.. ». Итак, перечислим 8 мозаичных панно на момент открытия станции, начиная от торца станции:

• Александр Невский. В его руках знамя с изображением Христа.

• Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Также изображена хоругвь и Пересвета с Ослябей на переднем плане.

• Минин и Пожарский на Красной площади собирают народное ополчение.

• Александр Суворов и его легендарный поход через Альпы.

• Михаил Кутузов и битва при Бородино.

• Иосиф Сталин на параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Сталин стоит перед мавзолеем, держа в руках знамя с изображением профиля Ленина. Перед ним, опустившись на колено, стоит солдат, целующий знамя. За спиной Сталина стоят представители тогдашнего Политбюро: Ворошилов, Молотов, Маленков, Берия. На фоне изображены башни Кремля и ряды солдат, отправляющихся на фронт.

• Взятие рейхстага советскими войсками в 1945 году. На переднем плане стоят счастливые солдаты, за их спиной развеваются красные знамена с профилями Ленина и Сталина. На фоне — разрушенные остатки рейхстага.

• Парад Победы 24 июня 1945 года. На трибуне мавзолея стоит И. Сталин в окружении членов Политбюро и военачальников. У дверей мавзолея стоит почетный караул. К подножию мавзолея солдатами брошены поверженные фашистские знамена.

 

 

Ст. Комсомольская. Мозаичное панно «Парад 1941 года» превратилось в «Выступление В. И Ленина на Красной площади»

 

Именно последние три мозаики стали жертвой осуждения культа личности и преступлений Сталина в 1961 году, на XXII съезде КПСС. После съезда партии начальники метрополитена обратились к Павлу Корину для переработки мозаик, на которых встречается изображение Сталина. Проще всего было с мозаикой «Взятие рейхстага». Круглая вставка на знамени с профилями Ленина и Сталина была заменена вставкой с профилем Ленина, взятой из мозаики «Парад 1941 года». С другими двумя мозаиками было сложнее. В 1961 году Корин приступил к работе и вскоре создал две мозаики, использующие другие образы, но вобравшие в себя максимум участков из первоначальных работ. Мозаика с парадом 7 ноября 1941 года была заменена изображением с выступлением В. Ленина на Красной площади перед Красной армией в годы гражданской войны. Кремлевские башни были оставлены с первоначальной мозаики. С мозаикой «Парад Победы 1945 года» Корин поступил другим образом: он оставил мавзолей и поверженные фашистские знамена, «заретушировав» всех людей. На переднем плане он изобразил аллегорическую фигуру «Родины-матери», стоящую на знаменах и держащую в руках серп с молотом и ветвь оливы. Мозаики были сделаны в 1963 году, и в течение 1964 года постепенно заменили прежние (работы шли по ночам).

У оснований сводов между большими мозаиками были расположены барельефы, выполненные скульпторами С. В. Казаковым и А. М. Сергеевым на тему становление русского оружия с древних времен до наших дней. На них были изображены перекрещенные мечи с шлемом, ружья, пулеметы, а также орден Победы. В 1964-65 годах произошла замена барельефов мозаичными эмблемами, разработанных П. Кориным.

В центральном зале, на своде между мозаик, закреплены грандиозные люстры в виде кольца, на которых расположено множество рожков с лампами дневного света. Боковые залы освещаются также круглыми люстрами с люминесцентными лампами, но более скромными по размеру. Свод покоится на колоннах, облицованных светло-бежевым мрамором, украшенных красивыми капителями. Путевые станы облицованы таким же светлым мрамором с черным гранитным цоколем.

 

 

Ст. Комсомольская. Мозаичное панно «Парад Победы 1945 года» превратилось в «Родину-мать»

 

Торец зала исполнен скромно, так как по проекту предполагалось сделать там второй выход. Сначала его «украшала» лишь дверь, ведущая в служебные помещения. Чуть позже арку над торцом обогатили мозаикой в виде герба СССР по центру и растительным орнаментом по краям. Мозаика выполнена золотой смальтой на темно-красном фоне. Перед дверью располагается бюст В. И. Ленина, установленный на высоком постаменте.

В центре подземного зала расположены две пары эскалаторов, ведущих в переход на радиальную станцию. Спустившись вниз, пассажир попадает в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Под потолком расположены кованые решетки вентиляции. Затем пассажир проходит по коридору, облицованному оригинальной керамической плиткой. Коридор заканчивается залом, на стене которого установлено большое панно флорентийской мозаики, выполненное по эскизу художника П. Д. Корина. На панно изображен орден «Победа», на фоне которого расположены знамена, меч, бердыш, шлем и более современное оружие. Все эти предметы обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой. Далее из зала ведет большой четырехленточный эскалатор, ширина которого поражает воображение. Поднявшись наверх, пассажир попадает к торцу радиальной станции.

Также подземный зал Комсомольской соединяется с большим наземным вестибюлем, к нему ведет широкая лестница из торца станции. Рядом на стене ранее располагалась мраморная доска с речью И. В. Сталина 7 ноября 1941 года. Поднявшись по лестнице, пассажир попадает в небольшой аванзал, потолок которого украшен золотой смальтой, в центре которой изображена красная звезда. До середины 1960-х мозаичного украшения потолка не было. Далее зал переходит в относительно длинный коридор, а на поверхность ведет трехленточный эскалатор.

 

 

Ст. Комсомольская. Подземный зал. У основания свода гипсовые картуши

 

 

Ст. Комсомольская. Аванзал у лестницы до покрытия купола смальтой

 

Наземный вестибюль представляет собой большое здание-павильон, построенное в классическом стиле. Выступающий фронтон поддерживают граненые колонны, украшенные богатыми капителями. Карниз поддерживается небольшими консолями. Крышу венчает купол в виде шлема былинного богатыря, завершающийся золотым шпилем со звездой. Над дверьми в вестибюль расположено восьмигранное окошко, обрамленное лепниной.

Интерьер наземного вестибюля также богато украшен. Он выполнен в плане в виде восьмигранника. По двум углам вестибюля расположены эскалаторы для спуска на кольцевую или радиальную станции. По другим двум углам расположены лестницы из подземного вестибюля, через который ныне осуществляется вход. Стены облицованы светло-бежевым мрамором. Возле эскалаторов расположены массивные бронзовые торшеры на гранитных постаментах. На своде расположены лепные детали со скульптурными вставками на тему «Созидательный труд советского народа», выполненные Г. И. Мотовиловым.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...