Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Четвертая очередь. Глубокий Арбат. Арбатская




Утраты станции

 

1. Мраморный барельеф в торце с изображением Ленина и Сталина. Заменен мозаичным портретом Ленина.

2. Изображение Сталина за спиной у Ленина на панно «Провозглашение Советской власти на Украине В. И. Лениным, Октябрь 1917».

3. Профили Сталина и Ленина на флаге, изображенном на панно «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве». Профиль Сталина заретуширован смальтой.

 

 

Ст. Киевская. Общий вид центрального зала. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, В. Кошевой. 20. 05. 1955)

 

 

Ст. Киевская. Торцевая композиция в 1954 году и сегодня

 

 

Четвертая очередь. Глубокий Арбат

 

В апреле 1953 года, москвичи, потрясенные недавними похоронами Сталина были удивлены еще раз — вдруг открылся новый Арбатский радиус метро глубокого заложения. На новом Арбатском радиусе в рамках Четвертой очереди были построены 3 станции:

• Арбатская.

• Смоленская.

• Киевская.

Строительство этой линии не афишировалось в прессе, её не было на картах метро, она не входила в Генплан, но вдруг произошло ее открытие. Удивление также усиливалось фактом, что новые станции стали дублем уже построенных станций Арбатского радиуса, но более мелкого заложения. Помимо недоумения, у населения города имелись чувства недовольства: при слабо развитой сети метрополитена сооружать дублирующие станции казалось большой роскошью. Официальная причина такого строительства — уклон тоннелей от Площади Революции был слишком крутым, и нужно было это исправить. Да, конечно перепад между 34 и 7 метрами большой, но ведь на протяжении нескольких лет поезда с этим нормально справлялись. Неофициальное объяснение выглядит куда более реальным: во время Войны немецкая бомба разрушила перегон «Арбатская — Смоленская» и Сталин был очень обеспокоен этим событием. Холодная война набирала обороты, и после войны было принято решение о строительстве этого радиуса. Это постановление не разглашалось, всё было засекречено. Первая информация стала просачиваться в июле 1951-го, когда были опубликованы проекты станций, принятых к реализации. Причем, как потом стало известно, проектирование архитектуры станций велось «заочно» — авторы не знали, для какой станции они делают проект, и где они располагаются. Подпись под всеми эскизами гласила: «Проект одной из будущих станций метро». Ни названий, ни фактов. На протяжении 1952 года вкратце освещалась работа по облицовке и оформлению станций этого радиуса под кодовыми названиями. Смоленская была «станция строительства № 10», Киевская — «станция строительства № 5» и т. д. Когда все-таки станции открылись, были напечатаны их названия, подробности оформления. В частности писалось о быстром их строительстве за 1, 5 года, но в это с трудом верится, так как к июлю 1951 года тоннели были готовы, и пришло время для облицовки и монтажа эскалаторов.

Арбатский радиус представляет собой пафос русской архитектуры, это «сталинский ампир» во всем своем проявлении. В архитектурном образе станций ярко звучат ноты русского классического зодчества и национальные мотивы славянских народов. Такую печать, вероятно, на архитектуру наложила политическая кампания конца 1940-х годов по борьбе «с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Советская модель предполагала соблюдать «линию Партии» не только в идеологической сфере, но и продвигать эти идеи в сферы искусства и науки. Авторы монументальных произведений на станциях также обращаются к патриотической теме и истории Российского государства.

Тема оформления станций этого периода — послевоенная жизнь советского народа и Победа в Войне. Входные вестибюли продолжают традиции первых вестибюлей Кольцевой линии — Триумфальные арки для народа-победителя. Используемые архитектурные элементы выполнены более богато, плавно, в них меньше беспокойства по сравнению с оформлением станций Третьей очереди.

Три новых станции заменили четыре старых: Арбатская заменила собой старую Арбатскую и Калининскую (ныне Александровский Сад), остальные две станции продублировали одноименные мелкого заложения. После Площади Революции поезда стали следовать на новую станцию Арбатскую. Возникает вопрос: а что случилось со старыми станциями Первой очереди? Они были закрыты. Факт закрытия станций в прессе не сообщался, и дальнейшая их судьба была поначалу неизвестна. В результате на них были устроены склады, на пути свозили старые вагоны, нуждающиеся в ремонте. На Арбатской стали проходить различные выставки, в вестибюле и на станции. Заново станции мелкого заложения открылись лишь в 1958 году, когда радиус метро был продлен до Филей дешевым наземным способом.

 

Арбатская

 

Станция Арбатская глубокого заложения была открыта для пассажиров 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции — Киевская». Название станции дано по улице Арбат, расположенной недалеко от наземного вестибюля, а также по старой станции Арбатская, которую при открытии заменила новая глубокая станция. Архитекторы станции: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин.

 

 

Ст. Арбатская. Наземный вестибюль. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, Н. Грановский. 30. 11. 1955)

 

 

Ст. Арбатская. Мозаичное панно в наземном вестибюле

 

Арбатская привлекает внимание пассажиров своей необычной длиной: четверть километра вместе с подходными коридорами! По официальной версии такой размер был вызван тем, что станция должна была иметь выход на Арбатскую площадь, а другой примыкать к переходу на станцию Библиотека им. Ленина. По другим мнениям такая длина объясняется стратегическим характером станции, подземное пространство можно было в нужный момент превратить в штаб управления и убежище. Большая длина станции осложняла ее конструктивное и архитектурное решения. Положительную роль в конструкции сыграла новая модель пилонов, суженных по сравнению с ранее применявшимися, уменьшенные на одно тюбинговое кольцо. Такие пилоны сделали станцию более просторной.

Наземный павильон был сооружен на территории сквера с красивым фонтаном. Кстати, уже при строительстве было задумано, что вестибюль в будущем будет встроен в новое здание, после реконструкции площади. Планам не суждено было сбыться — на высшем уровне был провозглашен путь устранения «архитектурных излишеств» и встроить его в здание похожей «имперской» архитектуры не получилось, а в 1970-х годах его обстроили по периметру новым зданием Генштаба, соорудив вход через боковую стену. Архитектура фасада вестибюля решена в одном характере с интерьером самой станции в имперском классическом стиле («сталинский ампир»). Вестибюль построен, как и многие вестибюли Четвертой очереди, в виде трехпролетной триумфальной арки — тема Победы прослеживается и здесь. Входы и выходы были расположены в крайних арках, в средней арке находились запасные двери. Каждую арку украшала лепнина, несколько напоминающая двуглавых орлов, за что была подвержена критике. Кассовый зал перекрыт тремя сводами, соответствующими трем аркам фасада. Стены интерьера украшают лепные картуши. Эскалаторный зал вестибюля перекрыт сводом, упирающимся на четыре параболические арки.

На стене, напротив эскалаторного спуска, в огромной лепной раме раньше был помещен мозаичный портрет И. В. Сталина во весь рост! Сталин изображен с блокнотом рядом с большим знаменем. Автор мозаики — художник Г. И. Опрышко. Мозаика была создана из мрамора, порфира, яшмы и смальты. Грандиозное по размерам панно открылось уже «невовремя»: Сталин уже месяц как скончался и мозаика, как и помпезная архитектура Арбатской, стала реквиемом по ушедшему вождю. Портрет Сталина при открытии был встречен без энтузиазма и торжественности. Размер панно и его смысловая оторванность от архитектурного образа вестибюля предрешили его судьбу — в 1956 году мозаику было решено разобрать. По слухам, автор мозаики Опрышко просил отдать ему часть панно с головой Сталина, чтобы оставить себе небольшой портрет на память, но ему было отказано. Говорили, что панно лишь замазано побелкой, откуда возник слух, что оно сохранилось. Происходившая реконструкция вестибюля в 2006-м году подтвердила — никакого Сталина там нет…

Архитектура подземного зала станции выдержана в одном стиле с наземным вестибюлем. Проходы и своды украшены богатой лепниной, средний зал освещается красивыми люстрами, подвешенными в два ряда. Параболические арки украшены жгутами, хорошо прорисованы вентиляционные решетки, расположенные на своде среднего зала. У каждого пилона установлены массивные скамейки. Путевые стены облицованы керамической плиткой, а пол выложен из гранитных кусков в виде узора, что добавило красоты, снизив качество покрытия. В проходах между пилонов в середине лепных картушей раньше размещались бронзовые бра, похожие по стилю на люстры, но, к сожалению, просуществовали они недолго.

Лепные рамы, расположенные на своде, в количестве 25 штук предназначались под мозаичные панно. Заказ на мозаики был отдан художнику П. Д. Корину, как раз закончившему работу на Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы мозаик на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему: он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Часть мозаик должна была изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т. д. К сожалению, мозаики реализованы не были. Неизвестно, что послужило причиной для этого, хотя в 1961 году Корин переделывал часть эскизов для этой станции, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать.

В 1970-х годах, как уже упоминалось, вестибюль был обстроен зданием Генштаба, что послужило причиной строительства другого входа в павильон. Он был решен в виде двух арок, напоминающих прежний вход, но в более бедном исполнении. А само здание вестибюля осталось нетронутым. Люди видят интерьер вестибюля, но не могут увидеть экстерьер — он просматривается только из внутреннего дворика Генштаба.

В 2006–2007 годах были заменены эскалаторы и отреставрирован наземный вестибюль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...