Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Практическое занятие №3. Раздел 2. Анатомия растений. Тема 2.1. Общие положения анатомии растений




Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите части цветка.

2. Назовите мужской и женский орган цветка.

3. Дайте определение опылению.

4. Перечислите причины препятствующие самоопылению.

5. Какой цветок называют правильным?

6. Назовите составные элементы семяпочки.

7. Биологическая роль соцветий.

8. Перечислите посредников опыления.

9. Как отличить цветки, опыляемые насекомыми, от цветков, опыляемых ветром?

10.  Какие ветроопыляемые древесные растения растут в вашем регионе?

11.  Из чего образуются плоды, семена?

12.  Какое строение семян и плодов?

13.  По каким признакам классифицируют плоды?

14.  По каким признакам классифицируют семена?

15.  Какие приспособления имеют семена и плоды для расселения с помощью ветра, животных?

16.  Какие условия необходимы для прорастания семян?

 

Практическое занятие №3

Изучение строения цветка, составление формул и диаграмм цветка.

Определение типов соцветий. Изучение строения плодов, морфологического строения семян.

Раздел 2. Анатомия растений

Тема 2. 1. Общие положения анатомии растений

Задачи и методы изучения анатомии растений. Клеточное строение живых организмов. Формы и размеры клеток.

Студент должен

иметь представление:

– о задачах и методах изучения анатомии растений;

– о клеточном строении живых организмов.

Тема 2. 2. Растительная клетка

Студент должен

знать:

– особенности строения растительной клетки, ее оболочки, их химический состав и физические свойства;

– способы деления клеток.

Строение растительной клетки. Цитоплазма, ее химический состав и физические свойства. Ядро, его строение и роль в жизни клетки. Пластиды, их виды. Митохондрии. Рибосомы. Запасные питательные вещества. Вакуоли и клеточный сок. Оболочка клетки, химический состав, структурная организация. Поры. Видоизменения клеточной оболочки.

Деление клеток: митоз и мейоз.

Литература

(1), с. 82-94; (2), с. 5-40.

 

Методические указания

Мир растений очень разнообразен. Чтобы понять, как растения живут (растут, питаются, размножаются), необходимо изучить их внутреннее строение. Этим занимается анатомия растений. Начало анатомических исследований было положено открытием микроскопа в 17 веке, а изобретённый в 20 веке электронный микроскоп позволяет увеличить изображение в десятки и сотни тысяч раз. При изучении анатомии растений огромное значение имеет рисунок, который должен отражать все наиболее существенное, увиденное при изучении клетки, ткани или органа.

Надо знать, что у взрослой растительной клетки различают три основные части: оболочка, протопласт, вакуоль. Протопласт – живое содержимое клетки, включает в себя ядро и цитоплазму. Оболочка и вакуоль – неживые части клетки, продукты жизнедеятельности протопласта. Более подробно рассмотрено в указанной литературе.

При изучении данной темы следует хорошо запомнить строение, функции органелл клетки и продукты жизнедеятельности протопласта. Эти знания будут способствовать лучшему освоению материала по другим темам анатомии и при изучении физиологии растений. Особо обратите внимание на формирование клеточной оболочки и на процессы, происходящие в ней при видоизменениях.

Вопросы для самоконтроля

1. Как узнать живая или мертвая клетка?

2. Перечислите свойства цитоплазмы.

3. Какая роль митохондрий, рибосом, диктиосом?

4. Основные функции ядра.

5. Назовите физиологически активные вещества растительной клетки.

6. В каких частях растений происходит митоз, а в каких мейоз?

7. Сохраняется ли проницаемость клетки для воды при одревеснении, опробковении, кутинизации?

8. В чём отличие между клетками растений и животными?

9. Чем объяснить необыкновенную прочность растительного волокна?

 

Тема 2. 3. Растительные ткани

Студент должен

знать:

– классификацию тканей, их функции и строение;

уметь:

– работать с микроскопом и изготавливать временные микропрепараты;

– различать под микроскопом различные виды тканей.

Ткани. Общее понятие. Классификация тканей.

Образовательные, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные ткани.

Литература

(1), с. 100-104; с. 42-62.

 

Методические указания

Впервые термин «ткани» ввел в употребление Н. Грю в 17 веке в книге «Анатомия растений». Наука, которая изучает растительные ткани, называется гистологией. Растительными тканями называются группы клеток, одинаковых по происхождению, форме и выполняемым функциям.

Для изучения анатомического строения стебля, корня, листа необходимо знание тканей, клетки которых, взаимодействуя между собой, обеспечивают единство всего растения. В соответствии с формой, строением и характером соединения клеток ткани бывают паренхимные и прозенхимные, живые и мертвые, рыхлые и плотные, толсто- и тонкостенные, временные и постоянные. Временной является образовательная ткань (осуществляющая рост). А постоянными – покровная, механическая, проводящая, основная, выделительная. О каждой ткани надо знать: её происхождение, месторасположение, особенности строения и выполняемые функции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...