Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурентоспособность и методы ее оценки.




Конкурентоспособность - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены, способность превзойти конкурентов в заданных условиях.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью: товары, предприятия (как производители товаров), отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги), регионы (районы, области, страны или их группы).

К оценивается сопоставлением параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров. При оценке К могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы.

Оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:

— разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

— выбора контрагентов для совместной деятельности;

— составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

— осуществления инвестиционной деятельности;

— осуществления государственного регулирования экономики.

— определить положение предприятия на исследуемом рынке.

 

Методы оценки К:

1. Матричные методы: оценка маркетинговой стратегии предпр на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ К с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке. (Ансофф, Томпсон, Стрикланд)

+: при наличии инф об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов - высокая адекватность оценки.

-: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований.

2. Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия: К предприятия выше, чем выше К его продукции. Для определения К продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество. Расчет показателя К по каждому виду продукции ведется с использованием эк и параметрического индексов К. Индексы определяются путем суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов. Каждый из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции. При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический – стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем.

+: учитывает составляющую К предприятия – К его продукции

–: весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, т.к К предприятия принимает вид К продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Не учитывается степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке.

3. Методы, основанные на теории эффективной конкуренции: наиболее конкурентоспособны предприятия, где хорошо организована работа всех подразделений и служб. Оценка способностей предпр по обеспечению К. Способности оценивается с т.зр имеющихся ресурсов. Состав и структура оцениваемых способностей варьируют в различных методиках: от показателей себестоимости и фин устойчивости до способности предпр адаптироваться к нововведениям.

+: учет разносторонних аспектов деятельности предприятия.

-: показатель К предприятия м.б определен путем элементарного суммирования способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ (сумма отдельных элементов сложной системы (предприятие) не дает того же результата, что и вся система в целом)

4. Комплексные методы: оценка К предприятия ведется на основании выделения не только текущей, но и потенциальной К предприятия. К предприятия – интегральная величина по отношению к текущей К и конкурентному потенциалу. Текущая и потенциальная К и их соотношения в рамках интегрального показателя К предприятия в зависимости от метода могут варьироваться. Текущая (реальная) К определяется на основании оценки К продукции, потенциальная – по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.

Забелин: К предприятия – аддитивная функция текущей К предприятия и его конкурентного потенциала с соответствующими весовыми коэффициентами.

Конкурентный потенциал – потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде – видится автором как отношение текущего потенциала предприятия к оптимальному потенциалу (норматив возможностей), задаваемому уровнем будущей нестабильности внешней среды.

+: учитывает достигнутый уровень К предприятия, его возможную динамику в будущем.

-: конкретные способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной К воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах, что влечет и недостатки соответствующих подходов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...