Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы и задания. Глава 5. Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной. 5. 1. Методические особенности преподавания теоретической психологии




Контрольные вопросы и задания

 

1. Каковы характеристики студенчества, как особой социальной категории?

2. Назовите особенности интеллектуального развития в студенческом возрасте.

3. Что такое кризис идентичности и в чем он проявляется?

4. Чем отличается структура учебной деятельности И. И. Ильясова от других подходов?

5. Каково значение совместной продуктивной деятельности в организации учебной деятельности студентов?

6. Какие вы можете выделить познавательные барьеры в процессе учебной деятельности?

7. Назовите особенности действий преподавателя при объяснительно-иллюстративном виде обучения.

8. Чем отличаются действия преподавателя при организации программированного и проблемного обучения?

 

 

ГЛАВА 5. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ

 

5. 1. Методические особенности преподавания теоретической психологии

Преподавание тех или иных психологических дисциплин имеет разные цели и содержание, а, следовательно, и специфику преподавания. К разделам теоретической психологии относят историю психологии и общую психологию.

История психологии демонстрирует процесс развития науки в его динамике, начиная со взглядов древних ученых на психику и до настоящего времени. Она позволяет объяснить современные гипотезы, теории.

1. При изучении истории психологии необходимо подчеркнуть логику развития науки во времени, т. е. какие потребности общества породили ее и как она (наука) смогла их удовлетворить.

2. Студентам демонстрируется значимость исторических сведений для объяснения современного состояния науки. Показывая зарождение каких-либо теорий, необходимо показать, как они отражаются в современных теориях, показать какие гипотезы опровергались, какие подтвердились, начало каким научным школам положили. Например, как зарождались идеалистические и материалистические взгляды на психику, к появлению каких теорий они привели (экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм и т. д. ).

3. В современной истории психологии необходимо ссылаться на имена незаслуженно забытых ученых: К. Н. Корнилова, Г. И. Челпанова, А. Ф. Лазурского и др.

4. В настоящее время история психологии иногда преподается до общей психологии, иногда параллельно, иногда позже общей психологии. Желательно преподавать позже, или хотя бы параллельно. В противном случае студенты, не зная современных взглядов, не могут оценить логику развития науки, понять несостоятельность или ошибочность тех или иных теорий.

5. Необходимо формирование устойчивой мотивации студентов к изучению истории психологии. Студенты часто не осознают необходимость «копания» в истории, она не кажется им интересной, кажется «принудительной» дисциплиной. Поэтому необходима специальная система в преподавании истории психологии. Бадмаев Б. Ц. предлагает строить ее следующим образом:

- проблемная лекция, при которой, освещая историю необходимо опираться на современную психологию;

- методы программированного управления самостоятельной работой, при которой преподаватель составляет серию проблемных вопросов, раскрывающих историю проблемы в различных первоисточниках. Студентам не всегда доступны оригиналы, но есть хрестоматии по истории психологии. Кроме того, ответы на эти вопросы студенты могут найти в лекциях преподавателя. Отсюда особое требование к лекции: она не должна только поверхностно излагать факты, а быть именно проблемной;

- семинарские занятия необходимо строить в виде творческой дискуссии.

Особые требования предъявляются к лекции по истории психологии:

1. Содержание лекции необходимо скомпоновать так, чтобы в сжатой форме и строго логично были изложены основные этапы в истории психологии. Важно чтобы студент видел в этих вехах ступеньки, ведущие вверх, к прогрессу.

2. Изложение хронологической, исторической последовательности событий, связанных со значительными, научными открытиями, нужно построить так, чтобы были видны логика их вызревания на базе предыдущих научных данных. Важно, чтобы студент усвоил не столько связь времен, сколько движение научной мысли, подчиненной запросам общественной практики.

3. Необходимо показать изменение содержания научных терминов, хотя название терминов может сохраниться. Например, сохранили свое историческое название термины «личность», «темперамент», «сознание», но их содержание изменилось.

4. Желательно показать, как исторически открытое событие влияет на современное состояние науки. В учебнике по методике преподавания психологии Бадмаев Б. Ц. приводит ряд вопросов, которые могут послужить базовыми для чтения лекции, для самостоятельной работы, для семинаров.

Общая психология включает в свое содержание общие вопросы о сущности психики как отражении действительности, раскрывает виды, свойства психических явлений безотносительно того, у кого они протекают. Основными задачами в преподавании данного курса являются:

1. Усвоение студентами понятия о сущности психики, ее рефлекторной природе, общих закономерностях ее развития, видах, свойствах.

2. Усвоение научных терминов, категорий, понятий. Каждая наука имеет свой язык, поэтому важно устранить донаучные, житейские понятия.

3. Изучение общих закономерностей психической деятельности.

Тематику лекций по общей психологии лучше компоновать блоками. Это указывают большинство исследователей. В некоторых пособиях предлагается такое деление:

 1 блок. «Введение в психологию» включить темы «Предмет и методы психологии», «Личность в деятельности и общении», «Межличностные отношения».

2 блок. Познавательные процессы: «Ощущение», «Восприятие», «Память», «Мышление», «Воображение».

3 блок. Эмоционально-волевая сфера личности.

4 блок. Индивидуально-психологические особенности личности: «Характер», «Темперамент», «Способности».

Преподаватель может в зависимости от типа учебного заведения уделить больше внимания тому или иному блоку.

Для преподавания в высших учебных заведениях, по нашему мнению лучше воспользоваться структурой предложенной Нурковой В. В. и Березанской Н. Б.

1 блок «Психология как наука». В данном разделе необходимо уделить особое внимание на плюрализм психологического знания, обозначить круг явлений изучаемых психологией, соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания.

2 блок «Психика и организм». Данный раздел включает такие темы как «Возникновение и развития психики в филогенезе», «Возникновение и развитие сознания», «Психика и нервная система».

3 блок «Регулятивные процессы психики». Этот раздел включает следующие темы: «Мотивация», «Эмоции и воля», «Внимание».

4 блок «Познавательные процессы». «Ощущение», «Восприятие», «Память», «Мышление», «Воображение», «Речь».

5 блок «Психология личности». «Теории личности», «Индивидные предпосылки развития личности», «Индивидуально-психологические особенности личности».

На семинарах и лабораторно-практических занятиях отрабатываются те вопросы, которые запланировал преподаватель. Но они в большей степени носят практический характер. На семинарах рассматриваются те или иные проблемы психической жизни человека, а на практических занятиях студенты знакомятся с методами исследования психики, при этом часто технология использования того или иного метода отрабатывается на студентах, которым сообщается, подчеркивается, что в данный момент они не изучают свойства личности студентов, а отрабатываются умения их изучать. Необходимость этого методического приема обосновывается тем, что иногда соблюдаются не все условия исследования, могут быть получены недостоверные, не соответствующие психике студентов данные, что может их оскорбить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...