Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мнение специалиста. Шкала оценки навыков построения отношений. Самосознание. Активное слушание. Реагирование. Инициирование




Мнение специалиста

Я никогда не забуду одну пару из Индии, с которой я однажды работал. Они вошли в кабинет, сели и стали терпеливо ждать моей помощи. Я объяснил им, что именно я делаю в рамках брачного консультирования и как я это делаю. Они закивали головами и снова сказали мне, что хотят, чтобы я, как эксперт, объяснил им, в чем состоит их проблема и затем решил ее. И снова я объяснил, что так я не работаю, а моя работа состоит в том, чтобы помочь им самим разобраться в происходящем. Мимо, мимо, мимо.

Они были очень вежливыми и понимающими, но продолжали настаивать, чтобы я сказал им, что делать. В их стране именно так работают все целители и люди, занимающиеся оказанием помощи, — они дают совет, ожидая, что ему в точности последуют. В отчаянье я сказал: «Хорошо, давайте приступим к делу» и затем стал работать, нарушая все правила, которые можно было нарушить в консультировании. Они внимательно меня слушали. Муж даже кое-что записывал. Затем они поблагодарили меня, сказали, что сделают в точности все, о чем я их попросил, и вышли полностью удовлетворенные.

Каждый раз, когда я начинаю работать с новым клиентом, я всегда вспоминаю этот случай. Очень важно понять, что в каждой культуре существуют свои представления о том, какими должны быть помогающие отношения.

убеждений, тендерного, культурального и семейного контекстов, предшествующего опыта предпочтение отдается самым разным формам отношений.

Конечно же, консультант должен уметь выстраивать конструктивные отношения с любым пришедшим к нему человеком. Эти навыки и способности, так же как и открытость по отношению к новым людям, вырабатываются благодаря практике. Естественно, что работу нужно начинать с отношений в вашей личной жизни. Насколько хорошо вы умеете устанавливать отношения с людьми с профессиональной точки зрения?

При изучении особенностей человеческих отношений (Corey, 2000; Long, 1996; Nelson-Jones, 1990) обнаружено, что набор особых навыков позволит вам инициировать, сохранять и поддерживать ваши отношения с другими людьми. Поскольку набор этих поведенческих навыков является важной переменной, определяющей успешность консультирования, исследователи рекомендуют начинающим консультантам для начала оценить уровень своей компетентности. Предлагается ряд категорий, для каждой из которых приводится несколько навыков, которые считаются наиболее значимыми в создании прочных психотерапевтических отношений. Просмотрите предлагаемые категории и определите то, насколько вы сможете улучшить свои показатели в каждой из них.

Просмотрите оценки, которые вы себе поставили, обращая особое внимание на вопросы, в которых вы оценили себя на один или два балла, — так вы увидите, над чем вам нужно будет еще поработать. Сложно ожидать, что в данный момент вы в совершенстве владеете навыками построения отношений, ведь программы подготовки консультантов и были разработаны специально для того, чтобы помочь вам развить эти навыки. Но я думаю, вам будет интересно знать, что, пройдя подготовку профессиональному консультированию, вы будете в достаточной мере компетентны в калсдой из


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 97

этих областей. Конечно, вы не только станете профессиональным консультантом, но это также поможет вам быть более чувствительным и понимающим в рамках личных отношений. Необходимой предпосылкой для начала работы является ясное понимание основных параметров помогающих отношений.

Шкала оценки навыков построения отношений

(5) Всегда; (4) почти всегда; (3) иногда; (2) редко; (1) никогда

Самосознание

________Я нахожусь в контакте со своими чувствами

________Наедине с самим собой я чувствую себя комфортно

________Я осознаю свои страхи, тревоги и нерешенные конфликты

Самораскрытие

________Я искренне и понятно выражаю свои чувства

________В общении я точен и выразителен

________Я открыто делюсь своими мыслями и чувствами

Активное слушание

________ Я умею сосредоточиваться на том, что говорят другие, и могу воспроизвести

основной смысл их сообщений

_________Когда я слушаю, я демонстрирую внимание и заинтересованность

________Я способен игнорировать внутренние и внешние стимулы, отвлекающие мое

внимание

Реагирование

________Другие люди воспринимают меня как надежного человека, с которым можно поговорить

________Я умею показать, что я понял услышанное

_________Я понимаю мысли и чувства, стоящие за поведением других людей

Инициирование

________Я способен увлечь другого человека

________Я могу заставить раскрыться другого человека

________Я могу плавно и естественно оживить беседу

Установки

________Я не осуждаю других людей и принимаю их, даже если их ценностные ориентации и мнения отличаются от моих собственных

_______Я отношусь благожелательно и уважительно к другим людям

-------------Я умею заботиться и сострадать

Способность справляться с конфликтами

------------Я умею вступать в конфронтацию с другими людьми, не вынуждая их при

этом занимать оборонительную позицию

------------Я беру на себя ответственность за спровоцированные мною конфликты

-------------Я умею разряжать взрывоопасные ситуации


98 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

Решение конфликтов во взаимоотношениях

К консультантам, как к специалистам в области отношений, часто обращаются с тем, чтобы они выступили в качестве посредников в конфликтах между родителями и детьми, мужьями и женами, родственниками, коллегами или друзьями. Следовательно, для нас важно не просто быть экспертами в области создания и поддержания психотерапевтических отношений с клиентами, но также знать, как помогать им решать свои конфликты.

Большая часть отведенного для сессии времени будет тратиться на выслушивание жалоб клиентов на то, как плохо обращаются с ними другие, как нечестно, что их не понимают или что на них реагируют не так, как им хотелось бы. Перекладывание вины на других — это любимый способ, которым пользуются клиенты, чтобы избежать принятия ответственности за свои собственные неприятности (Shaver, 1985; Теп-nen, Affleck, 1990; Zuk, 1984). Пока они, не получая желаемого, винят в этом окружающих, им не нужно прилагать какие-то усилия или брать на себя ответственность за риск, который предполагает любое изменение.

Любой конфликт имеет и свои положительные стороны, этот феномен консультанты должны понять еще до того, как приступят к оказанию помощи в решении конфликтов. Конфликт имеет ряд положительных функций, например, он способствует снятию напряжения, стимулирует рост, регулирует дистанцию между людьми, пред-

Часто консультанты выступают в роли посредников между сторонами, которые не хотят или не могут отказаться от взаимных обвинений.


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Q 99

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...