Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вселение надежды. Мнение специалиста. Гарантирование конфиденциальности. Оценка ожиданий




Вселение надежды

Часто клиент решается начать работу с консультантом из чувства безнадежности. Люди редко платят деньги, рискуют оказаться в затруднительном положении или причиняют себе беспокойство, если только они не видят другого выхода в решении своих проблем. Консультирование часто является последней надеждой клиента, перед тем, как он начнет предпринимать какие-то саморазрушительные действия.

На первой сессии клиенты проявляют в своем поведении амбивалентность и невозможность доверить свои чувства. Они хотят получить помощь; они хотят измениться. Но также они тратят много сил на то, чтобы сохранить status quo, и поэтому часто на определенном уровне сопротивляются вмешательствам консультанта. Они хотят получить успокоение, хотят легкого решения своих проблем и простых ответов на сложные вопросы. Но больше всего они хотят поверить в то, что они смогут научиться доверять самим себе. Клиенты хотят надеяться, что вся эта работа имеет смысл. Они хотят поверить в свою способность что-то изменить в своей жизни. Они хотят надеяться, что в конце концов все их страдания утихнут и на их место в один прекрасный момент придет что-то лучшее. Клиенты надеются, что мы, как профессионалы, знаем,


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 105

Мнение специалиста

Я никогда не сталкивался с подростками, которые бы сами обращались ко мне за помощью. Просто не сталкивался. Они оказывались у меня только потому, что их кто-то заставил прийти — учитель, родитель или кто-то еще. Поэтому с самой первой сессии мне приходилось быть с ними до конца честным, и у меня было около пятнадцати минут, чтобы увлечь их.

«Я знаю, что у тебя есть какие-то проблемы, — говорю я им, — в противном случае тебя бы здесь не было. Но менять тебя — это не мое дело. Я даже не думаю, что тебя нужно лечить. Ты можешь выбирать сам. Сейчас я просто хотел бы узнать тебя получше. После того как мы познакомимся друг с другом поближе, мы сможем посмотреть на некоторые стороны твоей жизни, которые ты, возможно, захочешь изменить. Но это будет твой выбор».

Обычно, что-то подобное срабатывает. Подростки ценят мою честность по отношению к ним. Они видят, что с ними я не играю в игры. После этого любая работа, которой бы мы ни занимались, продвигается намного быстрее.

что делаем, и что мы на самом деле можем кое-что изменить. Поэтому благоприятные ожидания, адекватность которых можно скорректировать, должны быть сформированы уже на первой сессии.

Гарантирование конфиденциальности

Конфиденциальность — это контракт на словах между двумя людьми, в котором консультант обещает хранить в тайне все сведения, полученные в процессе консультирования, а клиент соглашается верить этому обещанию. Отношения не могут развиваться дальше, если в решении этого вопроса не достигнуто понимание и доверие.

По этой самой причине вопрос конфиденциальности всегда обсуждается уже на первой сессии, как для того, чтобы развеять некоторые страхи клиента по поводу сохранности предоставленных во время работы сведений, так и для того, чтобы убедить клиента, что все происходящее во время работы останется в тайне и любопытный родитель, супруг, работодатель или судья не смогут ничего узнать. Таким образом, психотерапевтические отношения начинаются с взаимного соглашения — консультант обещает придерживаться в работе этических норм, быть компетентным, делать все возможное в интересах клиента, сохраняя при этом конфиденциальность, в то время как клиент, со своей стороны, обещает, что он, насколько это возможно, будет открытым и будет относиться к консультанту с доверием. Подобные соглашения формируют временные рамки отношений, до тех пор пока не появятся близость и уважение, возникающие в процессе совместной работы.

Оценка ожиданий

Часто, поднимая вопрос о конфиденциальности, консультант в то же время определяет и дальнейшие психотерапевтические отношения, чтобы гарантировать, что обе стороны вступают в словесное соглашение, подходящее им и удовлетворяющее их.


106 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

На первую сессию клиент может прийти с наивными представлениями о том, что, возможно, будет происходить. У него могут быть следующие нереалистичные ожидания:

• Я говорю. Вы слушаете. Потом я говорю. Вы слушаете. И так мы меняемся до тех пор, пока одному из нас это не надоест.

• Я рассказываю вам о своих проблемах. Затем вы рассказываете мне о своих. В конце концов я смогу понять, что мне делать, ориентируясь на то, что сделали вы.

• Я расскажу вам содержание своих снов, а вы мне скажете, что они означают.

• Вы — как детектор лжи. Если я буду говорить неправду, что-нибудь преувеличивать или придерживаться своей стандартной линии поведения, вы прервете меня и скажите, что я несу бред.

• Вы дадите мне платок, будете держать меня за руку и говорить, что все будет хорошо. Это то, что должен делать консультант.

• Я расскажу вам о своих проблемах. Вы скажете мне, что делать, чтобы я смог изменить ситуации, в которых я не получаю желаемого.

• Вы должны согласиться с тем, что я не могу получить желаемое по вине других людей.

Образы друга, отца/исповедника, заботящейся матери, любовника, учителя и сиделки — все они проносятся в голове клиента как потенциальные модели будущих психотерапевтических отношений. Многие нереалистичные представления исчезнут после их обсуждения уже на первой сессии. По мере того как консультант будет рассказывать о том, что такое консультирование и как оно работает, представления клиента будут меняться и становиться более адекватными. Во время обсуждения клиент и консультант договариваются о том, кто что будет делать, в какой очередности и что будет вероятным результатом реализации имеющихся ожиданий.

Сбор информации

Перед тем как приступить к реальной работе, консультант проводит во время первой сессии сбор необходимой информации. Внимание, уделяемое этому вопросу, будет зависеть от теории, на которую он опирается: психоаналитически ориентированный консультант может полностью потратить несколько сессий на воссоздание истории, в то время как у практика, занимающегося стратегическим консультированием, это займет намного меньше времени, и он ограничится лишь сбором информации, имеющей непосредственное отношение к заявленной проблеме.

Также существуют и другие модели сбора информации о клиенте, большинство из которых включает в себя беглое исследование развития клиента, эволюции его проблемы и описание его саморазрушительного поведения. Кроме того, консультанту следует выяснить, какие способы решения этой проблемы уже были испробованы и почему клиент обратился за помощью именно сейчас.

У некоторых клиницистов есть ряд любимых вопросов, которые они используют для сбора полезной информации о типичных стратегиях поведения клиента. Проницательные вопросы могут также способствовать развитию большей близости, открытости, самораскрытия и доверия в отношениях. Следующие вопросы часто облегчают для клиента процесс изучения себя и дают возможность консультанту получить цен-


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 107

ные сведения. Вместе с тем клиент в ходе такого исследования начинает испытывать волнение и дискомфорт. Ответьте на эти вопросы, как только вы их прочтете:

• Кого вы считаете для себя самыми важными людьми в мире, и каким образом вы пытаетесь заслужить их одобрение?

• Кто еще знает о том, что у вас есть эта проблема, и что вы им можете о ней рассказать?

• Какое время дня вам нравится больше всего?

• Когда вы испытываете сильное волнение, что вы обычно делаете для того, чтобы успокоиться?

• Когда в повседневной жизни вы чувствуете наибольший дискомфорт и теряете контроль над ситуацией?

Независимо от того, какие вопросы вы задаете или какую модель сбора информации вы используете, цель первой сессии состоит в том, чтобы составить общий список всех жалоб, симптомов и проблем клиента.

Идентификация проблем

Выявление жалоб клиента приводит в конце концов к постановке рабочего диагноза. Поскольку консультанты не ограничены рамками медицинской модели, сводящей все диагнозы к категориям психопатологии, они могут ставить функциональные диагнозы, описывающие модели поведения каждого конкретного клиента. Консультантам не нужно оперировать терминами «невротик», «шизофреник» или «зависимая личность». Вместо этого усилия консультанта и клиента направляются на то, чтобы во время первой сессии дать операциональное и удобное название саморазрушительному поведению.

Независимо от того, какая диагностическая модель используется, цель первой сессии заключается в том, чтобы обозначить все потенциальные области работы с клиентом и определить те вопросы, с которых следует начать.

Начало вмешательств

Первая сессия традиционно используется для выстраивания психотерапевтических отношений и сбора полезной информации, но, например, Ковакс (Covacs, 1982) предполагает, что за это время можно сделать большее. Вмешательство должно начаться уже на первой сессии, чтобы «по крайней мере немного сдвинуть клиента с мертвой точки, в которой он оказался» (р. 148). Консультирование начинается прямо на первой сессии. Недостаточно просто организовать отношения, заполнить анкеты, определить цели или организовать структуру. Все эти шаги — лишь средство, чтобы сделанные обязательства обрели смысл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...