Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Центры управления местной работой (АСУ ЦУМР)




 

Местная работа - один из важнейших, относительно самостоятельных этапов перевозочного процесса в целом. На нее приходится больше половины времени оборота вагона. Информационные технологии управления местной работой являются основным инструментом поэтапного ускорения оборота вагонов и повышения производительности вывозных, передаточных и маневровых локомотивов.

Автоматизация управления местной работой включает два направления: сквозной контроль состояния местной работы (административный контур управления) и информатизацию диспетчерского управления местной работой (технологический контур).

Первое направление реализуется в рамках системы СИРИУС и предусматривает выдачу в единых интерфейсах пользователей показателей, характеризующих состояние и итоги местной работы.

Второе направление реализуется в рамках специализированной системы АСУ МР и предусматривает создание информационно-управляющих технологий, обеспечивающих планирование и организацию собственно местной работы. Это назначение местных поездов, формирование заказ-нарядов для станций на прицепку вагонов к ним, согласование работы с каждым местным вагоном по всей цепочке операций, своевременное обеспечение каждой заявки годным для ее выполнения подвижным составом, организацию эффективной работы локомотивов, выделенных на местную работу и др.

АСУ МР охватывает три уровня организации перевозочного процесса (дорожный, отделенческий и станционный) и предполагает концентрацию основных функций планирования и организации местной работы в рамках созданных в отделах перевозок отделений железных дорог ЦУМРов.

Информатизация работы дорог, отделений и станций по развозу, сбору вагонов, обеспечению погрузки и выгрузки, а также использованию парка специально выделенных локомотивов (вывозных, передаточных, маневровых) реализуется поэтапно. Одним из этапов является повсеместное внедрение ЦУМРов. На рисунке 8.34.1 представлена структурная схема АСУ ЦУМР.

Персонал центра управления местной работой сформирован на базе отдела перевозок отделения дороги и включает в себя руководителя - заместителя начальника отдела перевозок по грузовой работе и сменных работников: дежурного по отделению, диспетчера по местной работе и поездного диспетчера окружной ветви.

Также распределение может быть функциональным, когда в пределах ЦУМРа один ДНЦМ (вагонораспределитель) выполняет функции грузовой работы и управления вагонными парками, а другой осуществляет текущее планирование и руководство развозом местного груза, управляя парками локомотивов, обслуживающих местную работу.

Комбинированное распределение сочетает первые два варианта организации работы ДНЦМ на полигонах ЦУМРа сложной структуры при больших объёмах местной работы. При этом в оперативно-диспетчерской структуре ЦУМР могут предусматриваться должности диспетчеров (операторов) по организации перевозок выделенных грузов (наливных, рудно-металлургических, строительных, химических, угля, перевалки на водный транспорт), круги поездных и узловых диспетчеров, обслуживающих малодеятельные участки, не имеющие пассажирского и транзитно-грузового движения и выполняющие исключительно местную работу, а также отдельные рабочие места ДНЦМ на узлах, удаленных от места дислокации отделения дороги (в частности, в помещениях упраздненных отделений железных дорог).

 

 

Рисунок 8.34.1 - Структурная схема АСУ ЦУМР

Цель создания системы

Создание АСУ ЦУМР является основным направлением в коренном улучшении местной работы и ускорения оборота местного вагона в условиях централизации диспетчерского управления перевозками. Это позволит оптимизировать управление местной работой, получить своевременное и достоверное информационное обеспечение сменно-суточного и текущего планирования на основании заявок грузоотправителей на погрузку, данных о подходе вагонов, автоматизировать функции контроля и учета местной работы отделения, ведение отчетной документации.

На АСУ ЦУМР возложены важнейшие эксплуатационные задачи: организация развоза местного груза, обеспечение отправителей погрузочными ресурсами, оперативное удовлетворение повышенных заявок, контроль за использованием вагонов отправителями и получателями грузов (простой, повреждение, годность под погрузку и др.), своевременное обнаружение и организация устранения неисправностей технических средств совместно с поездным диспетчером дорожного центра управления (ДЦУ), совместное планирование дежурным по отделению ЦУМРа (ДНЦО) и поездным диспетчером ДЦУ вариантов пропуска поездов с наименьшими задержками в случае длительных отказов и др.

Автоматизация планирования обеспечивает получение информации отделенческого уровня, позволяющей анализировать ситуацию и принимать обоснованные решения. Отменено ручное введение технологических документов (накопительных ведомостей, натурных и сортировочных листов, актов общей формы, памятки подачи, уборки вагонов, вагонного листа, выходных форм по результатам технического осмотра вагонов и т.д.), осуществляется динамическое отслеживание дислокации и состояния местного вагона.

Конечная цель создания АСУ МР и ЦУМР – оптимизация местной работы, обеспечивающая сокращение затрат на ее выполнение. Средство достижения – создание полнофункциональной системы, обеспечивающей оптимальное планирование и диспетчерский контроль за выполнением планов и установленных нормативов. Рассмотрим краткую характеристику АСУ МР.

Характеристика единой АСУ МР

Цель создания АСУ МР – оптимизация местной работы, обеспечивающее сокращение приведенных затрат на ее выполнение (предполагается совмещение в единой денежной оценке критериев улучшения показателей использования вагонов и сокращения эксплуатационных расходов).

Средство достижения: создание полнофункциональной системы, обеспечивающей оптимизационное планирование и диспетчерский контроль выполнения планов и установленных нормативов.

Все работы реализуются в рамках единой системы, включающей в себя расширение базы данных (БД) АСОУП-2 под потребности АСУ МР и комплекс задач по организации, планированию, контролю, регулированию и анализу местной работы.

Система является единой для всей сети железных дорог.

Основное назначение системы

Наличие большого числа объектов управления, огромное число вариантов выполнения работы, не поддающееся охвату умом самого опытного управленца, требуют введения следующей схемы управления: чисто машинное планирование работы с минимальным, строго регламентированным вмешательством человека в этот процесс, последующий диспетчерский контроль и регулирование операций с целью максимально полного выполнения сформированных ЭВМ планов.

Современное управление местной работой имеет довольно сложную многоуровневую структуру. Это продиктовано сложностью управляемых процессов и неоднородностью транспортных потоков, которые зарождаются, трансформируются и погашаются в пределах полигона ЦУМРа. Поэтому АСУ местной работой имеет функционально-модульное построение. Технологические и программные модули, реализующие отдельные функции управления, должны обеспечивать возможность масштабирования и конфигурирования системы и взаимодействующих автоматизированных рабочих мест разных уровней под изменяющиеся потребности практики организации перевозок.

Сменно-суточное планирование о выгрузке базируется на данных о вагонах, находящихся в подходе к станциям их назначения на отделении дороги. Вся необходимая информация о планируемых к выгрузке вагонах структурирована в зависимости от места нахождения вагонов на отделении или в подходе, объединения их в поезда или в группы, выполняемых с вагонами технологических операций на момент времени расчета плана.

После сохранения плана выгрузки осуществляется контроль за ходом доставки вагонов, включенных в план, к станциям выгрузки, а также за ходом выгрузки на текущий момент.

Пономерной автоматизированный контроль позволяет досконально анализировать как качество плана, так и его выполнение. Специальным образом организованный интерфейс позволяет быстро выявлять узкие места в работе и пооперационно контролировать оборот местного вагона (смотри рисунок 8.34.2).

 

Рисунок 8.34.2 - Контроль выполнения пономерного плана выгрузки

Структура планирования погрузки представлена на рисунке 8.34.3

 

 

Рисунок 8.34.3 - Планирование погрузки

 

На станциях маневровый или грузовой диспетчер организуют работу пунктов коммерческого осмотра по отбору вагонов.

Система на его АРМе автоматически предлагает к осмотру только те вагоны, параметры которых соответствуют параметрам заявок, включенных в задание на отбор (смотри рисунок 8.34.4).

 

 

Рисунок 8.34.4 - Пономерное планирование обеспечения погрузки

Диспетчерский аппарат ЦУМР в диалоге с АСУ рисунок 8.34.5 осуществляет непрерывный мониторинг хода местной работы, в том числе:

- продвижение и прибытие местных вагонопотоков;

- ход отбора и подачи вагонов под погрузку;

- выполнение простоев вагонов на станциях и в местах необщего пользования;

- дислокация и работа локомотивов и т.д.

На практике схема распределенного управления местной работой будет жизнеспособной только при наличии графика движения с пониточным планированием и контролем. В составе задач ЦУМРа должны быть табличные интерфейсы, в которых будет видна ответственность каждого уровня (кто и какие местные поезда запланировал и заказал локомотивы, обеспечил или не обеспечил заявку, подготовил поезд на плановую нитку, взял или не взял подготовленный поезд на участок и доставил или не доставил его вовремя).

 

 

Рисунок 8.34.5 - Оперативный контроль и диспетчерское руководство местной работой

 

Именно поэтому в основу типовой технологии организации и управления местной работой в условиях АСУ, подготовленной ВНИИАСом, заложен принцип работы по графику с вариантными режимами его использования в оперативной обстановке. Пример графика местной работы приведен на рисунке 8.34.6.

В основе расчетов по оперативному планированию эксплуатационной работы ЦУМРа лежат модели продвижения потоков транспортных единиц – поездов, локомотивов, вагонов.

Принципиальное изменение технологии оперативного управления местной работой, обеспечивающее основной эффект от информатизации рассматриваемого направления, предполагается получить при внедрении прогнозной модели, функционирующей на базе суточных план-графиков местной работы и нормативов времени на выполнение всех операций.

С использованием прогнозной модели формируются компьютерные проекты сменно-суточных планов, включая конкретные задания на каждые сутки и смену по количественным и качественным показателям (в том числе по обороту местного, порожнего вагонов и вагонов, вывозимых после грузовых операций). В рамках автоматизированного текущего планирования формируются детальные задания по работе с каждым местным поездом.

 

 

Рисунок 8.34.6 - График исполненной местной работы

 

Автоматизированный диспетчерский контроль позволит немедленно информировать диспетчерский аппарат об отклонениях от принятых планов и нормативов времени на операции. Обеспечивается эффективное взаимодействие диспетчеров Центра управления местной работой и Дорожного центра управления по отраженным на их АРМах плановым и исполненным графикам местной работы.

Основные функции АСУ ЦУМР

Управление местной работой тесно связано с организацией поездной работы, да и сама местная работа не замыкается в пределах отделений дорог: передача местного груза между отделениями, межотделенческое регулирование порожних вагонов под погрузку и т.п.- функции ДЦУ.

Структура управления предусматривает непосредственное участие в сменно-суточном планировании местной работы руководителей районов управления ДЦУ, отделов перевозок, грузовой и коммерческой работы, районного агентства фирменного транспортного обслуживания (РАФТО) и оперативно-диспетчерского аппарата ДЦУ и ЦУМРа. Руководство всем комплексом вопросов по оперативному управлению эксплуатационной работой отделения дороги осуществляет дежурный по району управления (ДРУ) ДЦУ.

Основные функции ЦУМРа:

- обеспечение безопасности движения поездов, маневровой работы и сохранности перевозимых грузов;

- планирование местной работы отделения дороги в соответствии с техническим планом, заявками грузоотправителей, заданиями службы перевозок;

- организация выполнения плана местной работы отделения дороги в соответствии с техническими нормами и заданиями службы перевозок;

- оперативное управление местной работой опорных станций линейных районов и координация их работы;

- организация грузовой работы на станциях отделения;

- обеспечение совместно с ДЦУ развоза местного груза между станциями отделения;

- планирование поездообразования на участковых и сортировочных станциях отделения;

- координация работы структурных подразделений отделения дороги по обеспечению выполнения нормативного графика движения, плана формирования поездов и технических норм эксплуатационной работы;

- контроль работы технических средств и своевременное принятие мер по устранению неисправностей;

- регулирование парка грузовых вагонов в соответствии с нормами технического плана и распоряжениями службы перевозок;

- взаимодействие с владельцами мест необщего пользования, отправителями и получателями грузов, операторскими компаниями.

В рамках новой вертикали оперативного управления персонал опорных станций линейных районов планирует и организует местную и грузовую работу на закрепленных участках и станциях в соответствии с планом и заданиями отделения дороги и службы перевозок, развоз местного груза и сбор выгруженных и погруженных вагонов в соответствии со сменными и оперативными заданиями диспетчерского аппарата ЦУМРа и ДЦУ. Ведется планирование поездообразования для своевременного отправления местных поездов по установленным ниткам графика по согласованию с поездным диспетчером ДЦУ.

Диспетчерский аппарат несет ответственность за своевременную подачу вагонов на фронты погрузки и выгрузки на местах общего и необщего пользования; выполнение регулировочных заданий при отправлении порожних вагонов в соответствии с приказом-заданием службы перевозок; за организацию работы маневровых локомотивов и взаимодействие с локомотивными депо по обеспечению местной работы. Он осуществляет регулирование парка грузовых вагонов в соответсвии с нормами технического плана, работу с резервом ОАО «РЖД», а также с ветвевладельцами, отправителями и получателями грузов, операторскими компаниями по вопросам подачи, уборки и погрузки-разгрузки вагонов, взаимодействие с вагонными депо и его подразделениями по организации ремонта неисправных вагонов.

Основу оперативного планирования местной работы отделения составляет разработка суточного и сменного планов. Исходными данными для суточного планирования работы служат заявки грузоотправителей, получаемые через начальников опорных станций линейных районов, технический план работы отделения дороги, приказы и распоряжения руководства дороги, службы перевозок и отделения, данные о поездном положении и парке вагонов на полигоне ЦУМРа и станциях, диспетчерских участках отделения дороги и подходе вагонопотоков к отделению (по информации из систем ОСКАР, ГИД «Урал-ВНИИЖТ» и АСОУП). Проект сменного и суточного планов местной работы разрабатывается начальником ЦУМРа или его заместителями с начальниками опорных станций линейных районов или их заместителями и согласовывается начальником отделения дороги с последующим утверждением в управлении дороги.

Текущее планирование местной работы осуществляется оперативным аппаратом ЦУМРа и ДЦУ по 3-часовым периодам. Текущий план предусматривает в условиях конкретных суток задание на погрузку и выгрузку, развоз и передачу местного груза. Он составляется дежурным по району управления совместно с ДЦУМР.

В текущем плане указываются:

- план отправления местных грузов;

- задание по подводу местного груза на опорную станцию линейного района и его развоз по станциям района;

- размеры приема местного груза с соседних отделений;

- наличие местного груза на станциях и участках отделения, местах массовой погрузки и выгрузки;

- фактическое обеспечение станций порожними вагонами;

- регулировочное задание при отправлении порожних вагонов из-под выгрузки по роду подвижного состава;

- эксплуатируемый парк локомотивов для обеспечения местной работы.

В течение смены оперативный аппарат ЦУМРа контролирует ход выполнения намеченного плана грузовой работы, дает предложения дежурному по району управления ДЦУ по сбору и распределению порожних вагонов, развозу местного груза, принимает участие в организации погрузки и выгрузки по станциям отделения дороги и информирует руководство отделения дороги о ходе выполнения заданий.

Рассмотрим функции некоторых подсистем АСУ ЦУМР.

 

Функции подсистемы организации грузовой работы

Функции данной подсистемы ориентированы на работу приемосдатчиков грузов.

Для приемосдатчика предусмотрено оформление следующих операций с автоматическим формированием документов и занесением в базу данных необходимой информации о вагонах:

- регистрация результатов осмотра вагонов, отбираемых для подачи под погрузку, с формированием записи в книге ф. ВУ-14;

- оформление памятки на подачу вагонов на места грузовой и технической работы;

- оформление актов общей формы на задержку подачи вагонов по вине клиента;

- оформление актов общей формы на подачу неочищенных вагонов с согласия грузоотправителя;

- оформление актов общей формы на задержку окончания грузовой операции;

- оформление актов общей формы на отказ от подписи памятки;

- оформление памятки на уборку вагонов с мест грузовой и технической работы;

- оформление вагонного листа на повагонную или групповую отправку;

- расчет платы за пользование вагонами с учетом актов общей формы на задержку подачи вагонов по вине клиента, подачу неочищенных вагонов, задержку окончания грузовой операции и формирование ведомости подач и уборок вагонов ф. ГУ-46;

- получение справки о местной работе.

 

Функции подсистемы подготовки вагонов под погрузку

Подсистема включает в себя задачи автоматизации технологических операций на промывочно-пропарочных станциях:

- ввод информации о результатах осмотра прибывших на станцию цистерн;

- подача вагонов на эстакады ППС для обработки;

- ввод информации о результатах обработки на ППС;

- формирование актов ВУ-20 о цистернах обработанных и годных под налив груза отдельно на каждый вагон;

- формирование акта ВУ-20 на обработанную группу вагонов;

- формирование актов ВУ-19;

- формирование журнала ВУ-17;

- расчет справок о цистернах, подготовленных под налив указанного продукта;

- формирование акта ВУ-18;

- отчет о работе ППС;

- функции подсистемы контроля вагонов нерабочего парка;

- основной направленностью подсистемы является автоматизация элементов технологических процессов на станциях, связанных с деятельностью персонала пунктов технического осмотра вагонов.

Подсистема контроля за состоянием и дислокацией локомотивов

В рамках системы дислокация локомотивов прослеживается в течение всего периода его нахождения в пределах линейного района, начиная с момента появления локомотива в составе поезда на подходе к линейному району.

Операции с локомотивами регистрируются работниками станций и оператором при дежурном по локомотивному депо.

- основные операции с локомотивами на станции;

- отцепка локомотива от поезда;

- прицепка локомотива к поезду;

- замена бригады;

- постановка локомотива на путь захода в депо.

 

Функции подсистемы оперативно-статистического учета и отчетности

В данной версии АСУ ЛР формируются следующие учетные и отчетные формы:

- балансовый журнал вагонооборота станции ф.ДУ-4;

- книга учета простоя вагонов ф. ДУ-9;

- журнал учета поездов, вагонов и контейнеров по стыкам ф.ДУ-11;

- отчет о переходе поездов, вагонов и контейнеров между дорогами и отделениями железных дорог ф.ДО-1;

- отчет о вагонном парке ф.ДО-2;

- отчет по учету простоя грузовых вагонов на станции ф.ДО-6;

- отчет о приеме груженых вагонов по направлениям ф.ДО-15

раздел 1;

- отчет о наличии груженых вагонов по направлениям ф.ДО-15 раздел 3;

- отчет о выполнении вагонопотоков по назначениям плана формирования ф.ДО-17;

- отчет о работе сортировочных станций ф.ДО-24.

Информационно-справочная подсистема

Подсистема включает в себя набор справок различной технологической ориентации.

Большая группа справок формируется в качестве табличного дополнения к графическому режиму представления информации о вагонах.

Каждая справка ориентирована на тот или иной выбранный критерий оценки состояния вагонных парков, в том числе:

- по назначениям плана формирования;

- по родам подвижного состава;

- вагоны с разрядными грузами;

- вагоны с негабаритными грузами;

- вагоны, следующие в регулировку;

- вагоны, прибывшие в адрес станционной клиентуры;

- по признакам качества номеров вагонов;

- вагоны, требующие охраны;

- вагоны с живностью;

- порожние вагоны с разложением по родам;

- по государствам – собственникам;

- по дорогам назначения;

- по отделениям своей дороги;

- по перевозимым грузам;

- по времени простоя на объекте.

 

Функции подсистемы организации грузовой работы

Функции данной подсистемы ориентированы на работу приемосдатчиков грузов.

Для приемосдатчика предусмотрено оформление следующих операций с автоматическим формированием документов и занесением в базу данных необходимой информации о вагонах:

- регистрация результатов осмотра вагонов, отбираемых для подачи под погрузку, с формированием записи в книге ф. ВУ-14;

- оформление памятки на подачу вагонов на места грузовой и технической работы;

- оформление актов общей формы на задержку подачи вагонов по вине клиента;

- оформление актов общей формы на подачу неочищенных вагонов с согласия грузоотправителя;

- оформление актов общей формы на задержку окончания грузовой операции;

- оформление актов общей формы на отказ от подписи памятки;

- оформление памятки на уборку вагонов с мест грузовой и технической работы;

- оформление вагонного листа на повагонную или групповую отправку;

- расчет платы за пользование вагонами с учетом актов общей формы на задержку подачи вагонов по вине клиента, подачу неочищенных вагонов, задержку окончания грузовой операции и формирование ведомости подач и уборок вагонов ф. ГУ-46;

- получение справки о местной работе.

 

Функции подсистемы подготовки вагонов под погрузку

Подсистема включает в себя задачи автоматизации технологических операций на промывочно-пропарочных станциях:

- ввод информации о результатах осмотра прибывших на станцию цистерн;

- подача вагонов на эстакады ППС для обработки;

- ввод информации о результатах обработки на ППС;

- формирование актов ВУ-20 о цистернах обработанных и годных под налив груза отдельно на каждый вагон;

- формирование акта ВУ-20 на обработанную группу вагонов;

- формирование актов ВУ-19;

- формирование журнала ВУ-17;

- расчет справок о цистернах, подготовленных под налив указанного продукта;

- расчет справок о работе мастера.

После ввода информации об обработке цистерн на ППС автоматически формируется акт ф. ВУ-19 на цистерны неисправные и акт ф. ВУ-20 на цистерны исправные и годные под налив.

Введенная информация записывается в базу системы, обеспечивая, в том числе возможность контроля цистерн, обработанных повторно.

Вагоны под выгрузку и отобранные под погрузку подаются по памятке на места грузовой работы на подъездные пути.

Вид окна ввода информации по результатам осмотра прибывших цистерн представлен на рисунке 8.34.7.

Средства и технические требования

С целью автоматизации информационного обеспечения технологических операций рабочие места персонала линейных предприятий оснащаются АРМами, отличительной особенностью которых является возможность адаптации их функционального состава к специфике должностных обязанностей, выполняемых конкретным работником.

АРМы оснащены современным компьютерным оборудованием и автоматизированной системой управления линейным районом, которая позволяет вести информационную модель станций, контролировать простой вагонов по объектам дислокации, выдавать справки по расчлененному простою местного вагона с момента его прибытия до момента отправления со станции.

 

 

Рисунок 8.34.7 - Вид окна ввода информации по результатам осмотра прибывших цистерн

 

Разработано приложение для ЦУМРов - табло коллективного пользования «ОНИКС», которое позволяет в реальном времени контролировать сверхнормативный простой вагонов по элементам: в ожидании подачи, под грузовыми операциями, в ожидании отправления.

Кроме того, ЦУМР оснащен АСУ ГИД «Урал-ВНИИЖТ». Система включает в себя АРМы дежурного по станции и поездного диспетчера, обеспечивающего передачу информации о проследовании поездов по каждой станции, и позволяет видеть положение поездов и вагонов на полигоне отделения, осуществлять с ними необходимые операции.

Помимо этого ЦУМР оснащен оперативной системой контроля и анализа работы (ОСКАР).

Доступ к функциям АРМа осуществляется посредством единого пользовательского интерфейса, позволяющего выбрать интересующий абонента системы объект (подвижный или стационарный) и требуемую технологическую функцию.

Экран пользовательского интерфейса состоит из трех основных зон:

- область иерархически связанных стационарных объектов линейного района, контролируемого опорным центром (станций, межстанционных перегонов, станционных парков, путей, грузовых фронтов и т.п.);

- область представления информации о подвижных объектах (поездах, локомотивах, вагонах);

- область функциональных клавиш.

Используя дерево объектов, пользователь имеет возможность, «раскрывая объект», перемещаться от более крупного объекта к более мелкому или двигаться в обратном направлении.

Информация о подвижных объектах может, по выбору пользователя, представляться как в табличной, так и в графической форме с использованием цветовой гаммы, поднимая тем самым уровень визуализации представляемых сведений.

Для удобства абонентов системы функциональные клавиши, выполненные в виде экранных «иконок», сгруппированы на отдельных панелях в соответствии с технологической целесообразностью. Состав одновременно находящихся на экране клавиш определяется выбранным объектом (подвижным или стационарным) и его состоянием на момент обращения к системе. Вид основного рабочего окна АРМ представлен на рисунке 8.34.8.

 

 

Рисунок 8.34.8 - Пример вида окна АРМ

 

Выбор объекта, с которым необходимо работать пользователю, осуществляется с помощью выделения ветви дерева объектов. Существует возможность настройки перечня стационарных объектов индивидуально для каждого рабочего места с учетом границ территориальных объектов доступных конкретному должностному лицу.

Набор функциональных возможностей того или иного АРМа определяется характером должностных обязанностей соответствующего работника.

При выделении стационарного объекта уровня парк или подъездной путь, появляется возможность просмотра состояния путей парка или фронтов подъездного пути.

Доступно несколько режимов отображения поездной и вагонной модели парка:

- обобщённый (табличный) - с итоговыми данными о поездах и группах вагонов;

- графический - детализированный до уровня вагона (смотри рисунок 8.34.9).

 
 

 

Рисунок 8.34.9 - Графический режим предоставления информации

 

В графическом режиме краткую информацию о вагоне можно получить, установив указатель мыши на соответствующую пиктограмму.

В графическом режиме также применяются различные схемы цветовой раскраски вагонов по технологическим критериям, например, по родам вагонов, по времени простоя на станции, по назначениям плана формирования и т.п.

 

 

ОСКАР и ОСКАР-М

 

Эффективное управление любым производственным процессом, особенно таким сложным, как железнодорожный транспорт может быть реализовано только на основе всеобъемлющей, достоверной и аналитически обработанной информации. Владение такой информацией является обязательным и непременным условием оптимальной организации перевозочного процесса, выявления и сокращения непроизводительных расходов, проведения эффективной политики в области регулирования тарифов, экспедиторской деятельности. Именно этим целям служит, в числе прочих, эксплуатируемый ГВЦ Программно- технический комплекс ЦУП «ОСКАР».

Система «ОСКАР», эксплуатируемая с 2001 г., создана для обеспечения пользователей оперативной информацией о работе железных дорог. Благодаря этой системе диспетчерский аппарат в режиме реального времени контролирует выполнение графика движения грузовых и пассажирских поездов, дислокацию подвижного состава, выполнение дорогами плановых показателей, нарушение сроков доставки грузов, отслеживает погрузку/выгрузку по всем родам подвижного состава, обмен по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам. Система позволяет не только получать необходимую информацию в оперативном режиме, но и автоматически анализировать полученные сведения. Она реализована в виде комплекса АРМов – программно-технических средств предоставления информации пользователю. Благодаря этой системе диспетчерский аппарат в режиме реального времени контролирует выполнение графика движения грузовых и пассажирских поездов, дислокацию подвижного состава, выполнение дорогами плановых показателей, нарушение сроков доставки грузов, отслеживает погрузку/выгрузку по всем родам подвижного состава, обмен по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам. Система позволяет не только получать необходимую информацию в оперативном режиме, но и автоматически анализировать полученные сведения.

Источниками информации для системы «ОСКАР» являются дорожные и сетевые базы данных, куда сообщения поступают в режиме реального времени. «ОСКАР» позволяет получать детальные сведения о подвижном составе, такие как дислокация, информация о поезде, паспортные данные, принадлежность, натурный лист.

Выходная информация реализована в виде таблиц, графиков и диаграмм. В настоящее время, используя программно-технический комплекс ЦУП «ОСКАР», диспетчеры ОАО «РЖД» имеют возможность формировать плановые показатели для дорог. В перспективе система позволит руководить работой дорог непосредственно через АРМы ЦУП.

Целью оперативного контроля эксплуатационных показателей является представление оперативной информации об основных учетных показателях перевозочного процесса, их анализ и оценка.

Представленными данными могут пользоваться руководящий состав ОАО «РЖД», дороги, оперативно-распорядительный отдел службы перевозок, руководство РЦУП, при реализации следующих задач:

- оперативный контроль за перевозками;

- своевременное принятие решений при выявленных нарушениях;

- постоянный контроль за выполнением нормативных показателей;

- получение оперативных данных для проведения селекторных совещаний и докладов руководству.

Данный контроль предназначен как отдельно для конкретных поездов, так и для направлений, участков ДНЦ, НОД, дороги в объеме направления.

Он основан на базе информации, получаемой с АСОУП, а по мере расширения информационной базы будут использоваться данные и с других источников.

База данных системы ОСКАР хранится и оперативно обновляется в реальном времени на серверах ЕДЦУ дороги, ПТК ЦУП ОАО «РЖД».

В ней представлены следующие параметры:

- расчет участковой скорости;

- расчет маршрутной (коммерческой) скорости;

- определение среднего веса поезда;

- определение средней условной длины поезда;

- определение простоев по операциям с поездами;

-перечень станций, допустивших нарушения длины и веса при формировании и отправлении поездов;

- представление нормативных данных скорости, длины и веса поезда в зависимости от полигона следования поездов (направление, участок, НОД);

- сравнение нормативных и фактических показателей;

- выделение из общей суммы показателей наиболее критичных;

-расчет поездов по весу и количеству вагонов;

- расчет значений поездо-километров, вагонно-километров, тонно-километров на полигоне;

- динамика изменения показателей;

- оценка работы по полигонам и категориям поездов.

Весь расчет ведется в режиме текущего времени с нарастанием итогов с 18-00 и обновлением информации каждый час, но для сравнительного анализа предусмотрена возможность просмотра контроля за прошедшее время.

 

Назначение системы ОСКАР-М («Табло эксплуатационных показателей»)

Целью создания системы явилась необходимость обеспечить руководящий аппарат дороги и линейных предприятий оперативной информацией о движении поездов, работе станций, состоянии вагонных и локомотивных парков, дислокации и использовании локомотивных бригад, а также предоставить возможность получения аналитических отчетов, справок, графического отображения динамики выполнения текущей работы, просмотра архивных данных и выдаче прогноза работы подразделений дороги, что позволяет существенно сократить эксплуатационные издержки.

При разработке системы особое внимание было уделено удобству работы с выдаваемой информацией, скорости получения справок и отчетов, простоте перехода из одних данных в другие, логически с ними связанными, обеспечение безопасности и отказоустойчивости системы.

В системе «Табло эксплуатационных показателей» применен интуитивно понятный пользовательский интерфейс, что позволяет любому клиенту, имеющему минимальные знания работы с операционной системой Windows, быстро разобраться со всеми режимами комплекса.

Работа начинается с «Главной таблицы», которая содержит цифровые значения наиболее важных показателей, характеризующих работу дороги и НОД:

- содержание вагонных парков и их отклонение от норм;

- грузовая работа (технический или суточный план и факт выполнения);

- выполнение участковой, маршрутной скорости, веса и длины поездов, тонно-километровая работа;

- наличие на дороге пассажирских и пригородных поездов (в т.ч. с опозданием);

- наличие поездов с нарушением веса, длины и плана формирования;

- количество брошенных поездов;

- обмен по стыковым пунктам дороги и отделений;

- рейтинговая оценка работы НОД.

Также имеется набор дополнительных режимов, выведенных в виде кнопок панели навигатора в верхней части таблицы:





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.