Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементарные формы социального поведения




В каждой культуре у людей есть уникальные, своеобразные способы объединения элементов субъективной культуры для организации своего социального поведения. Рассмотрим такой пример. Девушка получает подарок. Как она будет на это реагировать? Скорее всего, она поразмышляет о том, кто является дарителем, какие нормы в данном случае являются приемлемыми (например, проявление взаимности) и какова специфика самой ситуации дарения. После этого она принимает решение, какие формы элементарного поведения ей следует демонстрировать в ответ на подарок. Если даритель – это давнишний друг, то возникает побуждение что-то сделать в ответ на его жест, даже если у нее есть проблемы с финансами; она должна делиться тем, что имеет. Если даритель очень богат в сравнении с самой собой, девушка может сказать себе «Премного благодарна. Я ценю вашу щедрость» и не делать в ответ никакого ответного шага; в ряде культур иерархия позволяет вести себя ассиметрично. Хотя в других культурах соблюдение равенства является очень значимым фактором. И человек может испытывать давление сделать в ответ равноценный подарок. В некоторых других культурах получатель подарка скрупулезно рассчитывает пропорцию возврата и опирается на это в своем ответном поведении.

Эти базовые представления о поведении - взаимность, иерархия, равенство и пропорция(эквивалентность) - определяют элементарные формы социального поведения, выделенные Фиске (Fiske, 1990, 1992). Какая форма поведения будет реализована в ответ на подарок, зависит от культуры и ситуации.

Фиске (1990, 1992) использовал следующие наименования для обозначения элементарных форм поведения: совместное участие в распределении благ; получение благ в соответствии с властными полномочиями; равное распределение и ориентация на законы рынка (эквивалентность).

Рассмотрим эти формы более детально.

1. Совместное (коммунальное) распределение благ (CS – communal sharing). Это такая форма социального поведения, которая присутствует в семейных отношениях всех культур. Обычно, когда ресурсы в семье доступны, люди распределяют их соответствии со своими потребностями. Существует много культур, где земля управляется «всеми» и используется «по потребностям». В нашей культуре парки являются местом для использования любым человеком. Суть этой модели социального поведения состоит в совместном владении ресурсами всеми, кто принадлежит данной группе, в соответствии с потребностями (см. рис. 6-1).

2. Распределение благ в соответствии с властными полномочиями (AR – authority ranking). В этой элементарной форме поведения люди обращают внимание на статус человека и распределяют блага в соответствии с его рангом. Например, в традиционной китайской семье, дед получает в первую очередь то, что он хочет съесть; затем другие мужчины семейного клана имеют право выбирать и получать пищу в соответствии со своим возрастом; и наконец женщины клана в соответствии со своим возрастом по порядку имеют право выбрать себе пищу из того, что осталось. В этой культурной модели наиболее молодые женщины принимают пищу тогда, когда есть ее излишки. Содержание этой модели поведения состоит в градации рангов и иерархии. В нашей культуре мы также можем наблюдать такие формы поведения. Например, если ресурс - это «оказание внимания», то президент Соединенных Штатов получает намного больше, чем вы или я. Фактически он получает этого ресурса намного больше, чем хочет получить.

------------------------

Далее ксерокс рисунка 6-1 на странице 150 книги и далее перевод обозначений:

1 - Рисунок 6-1. Две девочки перед образом бога в Непале. Традиция для поклонников - предлагать богу много пищи, но потреблять ее в основном дома. Наибольшее количество пищи оставляется перед ногами бога. Поэтому понятно, что любой член сообщества может ее взять и съесть. Таким образом, ничего не пропадает и каждый человек освящается. Эти девочки страстно хотят, чтобы кто-то принес дары, чтобы они смогли их вкусить. Во многих коммунальных культурах пища оставляется в священных местах для того, чтобы каждый, кто захочет, мог ее съесть.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Распределение на основе равенства (EM - equality matching). В этой ситуации взаимность выступает на первое место. Люди распределяют ресурсы не в соответствии со своими потребностями или статусом, все распределяется поровну. Такая модель распределения будет плохой формой распределения благ для конкретной личности, даже если «полная ложка» субъектино будет больше, чем у других людей. Один из способов гарантии правильного распределения благ - когда один человек имеет право разделить имеющееся, а другой право выбрать первым. Содержание этой поведенческой модели состоит в равенстве и совместном владении ресурсами. Когда земля распределялась на севере Соединенных Штатов, каждый участок земли должен быть одинаковым. Эта идея о равенстве используется, когда говорят о равенстве возможностей или равенстве результатов.

4. Рыночное распределение (MP – market pricing). В этой модели социального поведения вы что-то получаете в обмен на то, что отдаете. Кроме денег можно обменивать и другие ресурсы (любовь, статус, информация, товары, услуги, трудовые усилия или время). Ключевая черта этой формы поведения состоит в том, что чем больше вы отдаете или вкладываете, тем больше вы получаете. Например. чем больше вы вкладываете / инвестируете, тем больше вы заинтересованы в возврате своих инвестиций. Существо этой социальной модели - в пропорциональности (эквивалентности).

В каждой культуре все социальные ориентации могут использоваться в одной и той же ситуации. Однако в каждой культуре будет делаться различный акцент при использовании этих моделей. Давайте рассмотрим, что происходит на званном вечере на Западе. Обычно гости собираются, чтобы как можно больше развлечься, поесть или попить (CS). Однако распределение некоторых ресурсов (например, как степень внимания к гостям), может зависеть от их ранга. Например, на приеме, организованном компанией, когда появляется ее руководитель, скорее всего, ему будет дано право первого слова (AR): он скажет несколько слов, отпустит пару веселых шуток, объявит о работниках, которые уходят на заслуженный отдых и т.п. Теперь давайте посмотрим, что происходит за столом, когда откупоривают дорогое и редкое марочное вино. Тогда, несмотря на то, что на вечере будет присутствовать и трезвенники, каждый гость будет просить налить себе столько же, как и остальным присутствующим (ЕМ). И, наконец, предположим, что один из гостей продает акции золотого прииска. Он объявляет другим гостям о великолепной возможности разбогатеть. Вкладывая деньги в это предприятие, каждый из присутствующих покупает несколько акций: чем больше денег он вложил, тем большей долей рудника он становится владельцем (МР).Таким образом, в поведении участников вечера можно видеть проявление всех четырех поведенческих моделей.

В культурах, в которых деньги в качестве средства обмена не используются, торговля по рыночным ценам осуществляется крайне редко; в индустриализованных культурах рыночная цена является основным средством обмена. Условия проживания, среда или ситуация определяют, какая поведенческая модель будет выступать на первое место. Характерно отметить, что в типичной западной семье и на неофициальных мероприятиях наблюдаются следующие тенденции распределения: совместное распределение пищи, ограниченное в соответствии со статусом человека, элементы равенства (торт разрезается на более или менее равные части) и низкий уровень распределения по рыночным ценам (считается огромной ошибкой и некрасивым поступком давать «на чай» хозяйке дома!).

Однако если вечер является благотворительным аукционом, акцент на взаимодействии в соответствии с принципом рыночных цен будет преимущественным. В этом случае, например, скорее всего, будет «платный бар или денежный ящик» (МР), и те гости, которые вносят больше всего денег, получают в ответ особое обращение (больше АR). Взаимодействия на таких мероприятиях меньше всего основываются на принципе равенства.

В каждой культуре любой социальный институт имеет свой собственный профиль в плане выраженности этих четырех поведенческих ориентаций. Например, рассмотрим институт брака. В некоторых культурах обычной нормой является заключать браки по любви (CS), в других - стремиться заключить брак с партнером, имеющим в обществе высокое положение или статус (AR), в третьих - выбирать супругу / супруга равного во всех отношениях себе самому (ЕМ), и наконец, в некоторых культурах - выбирать себе спутника жизни, который дает наибольший выкуп за невесту или приданное (МР).

Фиске утверждает, что люди конструируют свое социальное поведение, комбинируя эти модели в зависимости от социальной ситуации. В каждой культуре имеются свои уникальные способы использования этих поведенческих моделей. Таким образом, сами эти модели являются этически ми (общими) культурными элементами; а их содержание – эмическим (культурно специфическим). Например, в одной культуре рыночный обмен (принцип эквивалентности) осуществляется при помощи денег, в другой - обменом крупного рогатого скота, в третьей – наградами, медалями и орденами (как символами чести и достоинства, которые не имеют никакой специфической ценности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...