Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Театрализованная игра.




Дети подготовительной к школе группы живо интересуются теат­ром как видом искусства; их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, специальные экскурсии, фото- и видеомате­риалы, повествующие о внешних признаках театрального здания (реклама, название театра, репертуарный список), внутреннем обус­тройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографи­ями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримерная, художественная мастерская). Ин­тересны детям и театральные профессии (режиссер, актер, гример, художник и др.). Их привлекает приобретение элементарных знаний и умений в этих профессиях (наложить грим, подобрать музыку, при­думать оформление), востребованных в непосредственной подготов­ке к спектаклю.

В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каж­дый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища. Т.А. Марченко в своих исследованиях выделяет в подготов­ке детей к восприятию спектакля следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем. -ij.

Детям этого возраста доступно понимание того, что искусство теат­ра влияет на формирование нравственных качеств людей, что каждый спектакль несет определенную идею, нравственный вывод, который преподносится зрителям со сцены и вкладывается в уста актеров.

Используемые средства художественной выразительности (инто­национно окрашенную речь актеров, выразительные движения; музы­кальное сопровождение, соответствующее образному строю спектак­ля, освещение, декорации, костюмы) помогают зрителю глубже понять идею, усвоить содержание пьесы. Дети подготовительной группы зна­ют, что полное понимание происходящего в спектакле приходит при погружении в его атмосферу, внимании к выразительным средствам.

Специалисты советуют задавать детям в ходе подготовительных и последующих бесед о пьесе вопросы на понимание заложенных в ней нравственно-художественных задач, образного языка («Как вы узнали того или иного героя? Откуда он появился? Каким он был вначале и каким стал потом? Почему он так поступил?») и на осмысление идеи спектакля («Кто в сказке главный герой? О чем эта сказка? Веселая она или грустная? Кто из героев вам больше понравился?») и т. д.

Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и ста­раются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры-беседы, викторины: «Как Лисенок ходил в театр», «Правила поведения в зрительном зале»,

«Смотрим и слушаем сказку» и др. Специалисты считают театр важным фактором воспитательного воздействия и советуют посещать спектакли с детьми не менее 4-6 раз в год. Знакомство с различными видами теат­ра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладе­нию навыком их осмысления и эстетическому воспитанию.

В течение года дети смотрят кукольные и драматические спектакли в исполнении педагогического театра, сами участвуют в театрализо­ванных представлениях. Это позволяет говорить о наличии в детском саду нескольких разновидностей театральных сообществ: театр взрос­лых (педагогический), театр детей и смешанный тип – театр детей с участием взрослых. О возможностях педагогического театра мы уже говорили, поэтому остановимся на особенностях театра детей и театра детей с участием взрослых.

Детский театр в дошкольном учреждении – явление неоднознач­ное: ребята проявляют большой интерес к выступлениям, но они не способны к однообразной деятельности, повторам, длительным репе­тициям, в процессе которых многократно эксплуатируются эмоции ре­бенка. В рекомендациях для старшей группы мы привели пример сис­тематической, целенаправленной работы по постепенному вхождению в роль и заучиванию текста через применение различных форм драма­тизации. При использовании такой методики выступление детей на сцене будет логически оправданным, эстетически выдержанным, тех­нически выстроенным, педагогически и психологически защищенным. Следует предостеречь педагогов от такого подхода к детским театраль­ным постановкам, который способствует превращению постановки в заученное трафаретное зрелище, где нет места импровизации, свободе личностного выражения, свежести и артистизма и, самое главное, творческому отношению к действительности.

Театр взрослых и детей – одна из наиболее привлекательных форм общения через театр как искусство. Большая часть его состава – дети, а педагоги играют организующую роль. В таком театре детям работать лег­ко и интересно, ведь мудрый взрослый всегда рядом, они играют намно­го свободнее, так как подпитываются энергией старшего; быстрее пере­нимают навыки ролевого и сценического поведения, не теряются в трудных ситуациях. Взрослый играет на сцене роль опоры, стержня, во­круг которого объединяются остальные актерские силы.

В подготовительной группе важное место занимает не только под­готовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Она выде­ляется в методической литературе как заключительный этап праздни­ка, зрелищного мероприятия. Педагог выясняет степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специ­альной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о со­держании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Воспитатель выясняет, ка­кие средства выразительности были использованы в данном спектак­ле, каким образом они влияли на его качество, что было бы, если одно из них отсутствовало («Если в новогоднем спектакле убрать музыку метели, то насколько пострадает от этого художественный замысел? Если погасить светящийся зеркальный шар, то останется ли у зрителя ощущение завьюженности и холода?»). Дети в ходе обмена впечатле­ниями выявляют художественные особенности произведения, первостепенность постановки художественно-эстетических задач; углубля­ются их познания в области театрального искусства, обобщается нравственно-эстетический опыт.

Для выявления степени усвоения детьми материала можно исполь­зовать метод ассоциаций. Например, воспитатель на отдельном заня­тии вспоминает вместе с ними весь сюжет спектакля, сопровождая свой рассказ музыкальными произведениями, звучавшими в ходе него, и ис­пользуя те же атрибуты, которые были на сцене. В таких занятиях от­ражаются впечатления детей от просмотренных в детском саду спек­таклей, происходит анализ содержания, используемых средств выразительности и обобщение мнений. Дети как бы заново проживают просмотренный спектакль, и это помогает им глубже понять его. Вос­питатель просит их продемонстрировать по памяти некоторые сцены и диалоги из спектакля, по-своему отразить тот или иной художествен­ный образ в движении. Повторное обращение к постановке способству­ет лучшему запоминанию и пониманию ее содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, дает возмож­ность снова пережить испытанные чувства. Этот метод позволяет вы­звать творческую активность детей, проявляющуюся в импровизации. Способность творить новое, как известно, являющееся в дошкольном возрасте субъективным, то есть имеющее, по выражению Н. А. Ветлугиной, характер «открытий для себя», дает ребенку возможность совер­шенствоваться в дальнейших самостоятельных играх. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои; педагог должен предоставлять для этого необходимые условия:

• нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссер­ской настольной театрализованной игры и предоставлять необхо­димые оборудование и материалы;

• знакомить их с интересными рассказами и сказками, способству­ющими созданию собственного замысла;

• давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

• проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя раз­ные виды театра (настольный, бибабо, стендовый); придумывать и ра­зыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и на­строения героя. Используя знакомые произведения малых форм, в свободной игре они выбирают претендентов на роль, учитывая их пре­дыдущий опыт и желание.

Дошкольники часто показывают драматизации, пьесы-диалоги, в ко­торых они научились выразительно строить вопросо-ответную интона­цию. Например, в песенке-игре «Котятки» ребята с удовольствием игра­ют в пальчиковый театр; им нравится, как пальчики «кланяются», а дети говорят за них, играя интонацией, которая «взлетает вверх» в вопросе и «падает вниз» при ответе.

Любые диалоги являются интересным упражнением на выразитель­ность интонации, например, диалог в английской песенке «В гостях у королевы»:

 

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре.

 

Воспитатель. Дети, подумайте, кто беседует с киской, и скажите, с какой интонацией заданы эти вопросы? Как киска на них отвечала? Миша и Лера, вы будете вести диалог. Пока­жите нам героя песенки и его киску. Выберите себе кукол для спектакля.

 

В этом случае детям предоставляется право выбора не только ха­рактеров и интонаций, но и самих героев. Выбирая куклу, ребенок дол­жен уметь ей управлять.

Педагог по-прежнему учит детей основным приемам кукловождения и предлагает различные упражнения с верховой куклой (водить по грядке (по краю ширмы), вести в глубь сцены, делать характерные движения и жесты, отражать в интонации и во внешнем поведении куклы изменения внутреннего состояния персонажа, сопровождать выступление пением). В работе с верховыми куклами следует забо­титься о том, чтобы ширма скрывала юного артиста, а его рука была поднята на необходимую высоту и не перенапрягалась в неудобном положении.

К играм с куклами дети могут придумывать музыкальное сопро­вождение. Воспитатель должен посоветовать, соответствует ли оно за­мыслу или нуждается в корректировке. Например, можно попросить детей из двух знакомых контрастных музыкальных произведений вы­брать наиболее созвучное настроению данного эпизода произведение из знакомого музыкального репертуара, подобрать подходящее произведение для заключительной песенки героев, придумать новые слова на известную мелодию.

Дети подготовительной группы, соревнуясь, любят показывать друг другу придуманные спектакли. Воспитатель может предложить им устроить вечер развлечений для детей младших групп и показать наиболее удачные драматизации. Такие мини-спектакли представля­ют собой синтез различных видов деятельности: изобразительной (де­корации), музыкальной (сопровождение музыкой), речевой (слово), собственно драматической, которая является стержневой и вокруг ко­торой объединяются другие виды деятельности. Синтетический харак­тер проявляется в объединении творческих действий (перцептивных, продуктивных, исполнительских). Это совершенствует эмоциональ­ную сферу детей, способствует развитию важнейших психических ка­честв (самостоятельности, инициативы, воображения).

Применение этюдов способствует обогащению исполнительских умений детей. Ритмопластические этюды, перерастающие впоследст­вии в спектакли с музыкальным сопровождением, усложняют задачу воплощения в роли без выразительного средства – слова, но дают больше возможностей проявить свои способности в движении, опира­ясь в основном на музыку.

Подбирая музыкальные характеристики, воспитатель и музыкаль­ный руководитель предлагают детям для самостоятельного воплоще­ния некоторые из них, побуждают объединить их одним сюжетом – так получаются целые музыкальные рассказы.

 

Воспитатель. У Володи – музыка танцующего мотылька (Р.Шуман. Бабочки), у Наташи – музыка нежного цветка (Ф. Шопен. Прелюдия № 7, Ля мажор), у Коли – музыка усато­го жука (К. Вебер. Экосез до минор). (После знакомства с этими музыкальными произведениями дети по очереди показывают свои импровизации.) Теперь давайте придумаем рассказ, в ко­тором соединятся все три героя. Вот мотылек порхает, кру­жится в воздухе, выбирая место для отдыха. Вдруг он видит в саду цветник. Мотылек выбирает цветок. Почти утонув в неж­ных лепестках, мотылек пьет душистый сок и засыпает в за­крывающемся на ночь цветке. Проснувшись рано утром, он окидывает взглядом волшебное место, где так сладко спал, и видит, что раскрывшийся навстречу солнцу цветок необычай­но красив. Он кружится над ним и любуется свежими розовы­ми лепестками. Но вот к цветку ползет усатый жук, он рвет своими лапками нежные листья. Цветок не может защитить себя, он колышет листьями и опускает стебелек. Мотылек ма­шет крылышками и отгоняет усатого жука, снова садится и качается на нежных лепестках. (Дети воплощают образы под музыку согласно сюжетной линии.)

 

Получившийся рассказ объединяет в себе три разных образа и три вида искусства (танец, музыку и слово).

Используя оценочные умения детей, педагог привлекает их к разбору воплощенных образов героев детских сочинений. Дети сравнивают полу­ченные результаты и оценивают их с точки зрения оригинальности, арти­стичности исполнения и степени самостоятельности создания.

Наибольшим успехом и у зрителей, и у самих выступающих поль­зуются детские музыкальные спектакли, в которых музыка, движение и слово взаимно дополняют друг друга. По мнению Т. С. Комаровой, интегрирование разного содержания в воспитательно-образователь­ной работе соответствует характеру мышления дошкольников, кото­рое является наглядно-действенным и наглядно-образным; вместе с тем и восприятие, и мышление, лежащие в основе детского творчества, достаточно синкретичны.

В работе над музыкальным спектаклем наряду с произведениями профессиональных композиторов можно использовать номера, сочи­ненные самими детьми. Например, в музыкальную сказку «Волк и семеро козлят» (муз. М. Коваля) может быть вставлен придуманный детьми «Вальс бабочек и цветов», а в сказку «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева) – «Танец пожарных и огня». Интересные воплощения в танце, песне, драматизации у детей рождаются под воздействием захватывающего рассказа воспитателя, когда начинает интенсивно работать воображение.

Дети любят отражать свои впечатления в рисунках. Это свидетель­ствует о сильном воздействии, оказанном на них театральной постанов­кой. Рисование дает возможность еще раз пережить изображаемые со­бытия, а значит, глубже усвоить художественный образ произведения.

К концу дошкольного возраста дети с интересом разыгрывают раз­личные приключенческие сюжеты. Их уже не устраивают «гладкие» сюжетные линии; им нужны крутые повороты, неожиданные смены событий. Читая соответствующую литературу, воспитатель побуждает детей к придумыванию сказок-сериалов, рассказов с последующей иг­рой. Например, можно озадачить детей вопросом: «А как бы поступи­ли другие сестры главной героини, окажись они в замке чудовища?» и предложить проиграть сказку с изменениями в сюжете («Аленький цветочек». С. Т. Аксаков).

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошколь­ники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстни­кам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой.

Исследователи считают, что радость от соприкосновения с искусст­вом с возрастом часто теряется, если в ней не упражняться сознатель­но. Работая над воплощением средств выразительности, над конкрет­ными навыками, важно не упускать из виду воспитание отношения к театру как к храму искусств; не упрощать и не принижать его воздей­ствие на духовно-нравственное развитие детей. Следует помнить, что дети этого возраста ищут в театре героя, на которого им хотелось бы быть похожими, и, если такой встречи не происходит, они обращают­ся к фильмам-боевикам, вынужденно перенимают повадки супергеро­ев и активно им подражают. Театрализованная игра в детском саду должна дать ребенку положительного героя, которому хотелось бы подражать и верить.

 

Дидактическая игра

У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы по­ведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. На смену непроизвольно-произ­вольному приходит произвольное поведение. В последний год перед школой у детей нередко проявляются возрастные кризисные признаки, выражающиеся в неадекватном поведении, негативной реакции на ука­зания взрослых, что, по мнению Л. С. Выготского, связано с потерей детской непосредственности и стремлением ребенка утвердить себя в роли более взрослого человека. Ребенок начинает осознавать себя чле­ном общества взрослых. Это отражается в обостренном интересе к об­щественной деятельности людей, к событиям, происходящим в мире; новых социальных контактах детей (с педагогами – руководителями кружков, секций и студий; со сверстниками и более старшими детьми во дворе и в кружках вне детского сада; со знакомыми и незнакомыми людьми непедагогических профессий и др.). Ребенок готов контактиро­вать с этим новым для него миром, согласен принимать его правила.

В детском саду важным моментом для детей подготовительной группы является сам факт прохождения последнего дошкольного эта­па жизни. Несмотря на то что школа пока привлекает детей лишь внешней атрибутикой, в дальнейшем в совместной учебной деятельно­сти учитель представит им новое содержание учебных предметов. Вос­питатель должен направить свои усилия на главные звенья подго­товки к школе: развитие произвольности поведения, повышение интеллектуально-творческой активности детей, выражающейся в стремлении познать новое, в овладении способами познавательной де­ятельности, в умении преобразовывать, варьировать – то есть творить, действовать самостоятельно, инициативно, иметь свою точку зрения на происходящее, воспринимать мнение другого.

В старшем дошкольном возрасте произвольность поведения и интел­лектуальная активность эффективно развиваются в играх с правилами. Е. О. Смирнова пишет о том, что развивающий эффект игр с правилами обуславливается характерной позицией взрослого: педагог является од­новременно участником и организатором игры; ему принадлежит ини­циатива в планировании, организации и проведении дидактических игр на занятиях. При этом в разных видах деятельности обучение дошколь­ников имеет свою специфику. Например, воспитатель должен научить детей не только правильно считать, определять основные свойства пред­метов и т. д., но и рассуждать, формулировать арифметическое действие, давать развернутый ответ, устанавливая взаимосвязь явлений.

К подготовительной группе дети имеют определенные представле­ния об основных признаках предметов (цвет, форма, величина, коли­чество), различают свойства отдельных предметов и целых групп предметов; выделяют признаки отдельных частей предмета и соотно­сят части с целым предметом. Педагог должен систематизировать, рас­ширять и углублять знания, полученные детьми в предыдущих груп­пах. Большое значение приобретают дидактические упражнения, в которых дети постепенно оттачивают необходимые навыки (счета, классификации, определения состава числа и т.д.). Они с удовольст­вием упражняются в нахождении последующего или предыдущего числа (на конкретном материале и с цифрами), в различении цифро­вого эквивалента количества предметов. От занятия к занятию дети действуют точнее, у них развивается сноровка, необходимая для пере­хода к следующим, более сложным этапам обучения.

Дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Сколько стоит?» и др. знакомят детей с новыми для них за­даниями, учат проявлять смекалку, развивают сообразительность. В ди­дактических играх закрепляются полученные знания и умения; разви­ваются восприятие, мышление, память, внимание. Особенность дидактической игры состоит в том, что старшие дошкольники будут иг­рать в нее, если она будет занимательной, эмоционально захватываю­щей. Тогда появится усидчивость, некоторая сдержанность в выполне­нии игровых действий (чтобы не пропустить и продумать свой ход в игре, сообразить и дать верный ответ, успеть опередить товарища).

Воспитатель во время подготовки к дидактической игре должен особенно внимательно продумывать все тонкости ведения игры, учи­тывать реакцию детей, эффективность созданных условий, а также рассчитывать продолжительность игры. Если дети не уяснили прави­ла игры, то нарушение порядка действия приведет к хаотичности, по­нижению результативности в выполнении учебной задачи, к потере общего эмоционально-положительного фона игры. Например, в ди­дактической игре «Сколько стоит?» дети, спросив о цене, должны за­платить за товар, правильно посчитав его стоимость, которую прода­вец сообщает в виде условия задачи: один окунь стоит 8 рублей, а щука стоит меньше на 1 рубль. Если дети не поняли, что основная задача за­ключается в умении правильно соотнести условие задания и вопрос (от этого будет зависеть правильность решения), а также правила (де­лать покупки по очереди; давать продавцу-воспитателю время объяс­нить покупателю-ребенку, сколько стоит товар; рассуждать вслух, оп­ределяя стоимость товара), то не получится порядка в игре: в суете дети не сориентируются в счете –одни не смогут верно решить по­ставленную задачу из-за того, что не услышали условие, другие пото­му, что торопились быстрее дать ответ; в итоге игра не принесет ожидаемого результата.

В изучении величин помогут дидактические игры с меркой. Воспита­тель поручает детям организовать ателье для кукол; руководит построй­кой новой школы, в которой надо распланировать разные по форме клас­сы. Измерение материалов (фанера, бумага, ткань, картон, пластилин, вода, песок и др.) разными мерками дает детям возможность установить зависимость между математическими категориями: мерой, величиной и количеством. Практические действия измерения, вводимые в содержа­ние игры, поддерживают интерес к ней, так как носят характер опытной работы, экспериментирования и делают игру творческой, развивающей. Дети, у которых еще недостаточно развит глазомер, не сразу могут опре­делить без специального измерения соответствие предметов по величи­не, поэтому в дидактической игре с замерами обычно создается атмосфе­ра удивления и радости. Очень важно добиваться в таких играх точных практических результатов (решить задачу, измерить правильно), но не менее важен для детей и другой результат игры – победа, выигрыш.

В играх дети подготовительной группы стремятся опередить това­рищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов ко­манды. В таких играх проявляются коллективистские качества, играю­щие важную роль в их жизни. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выиг­рышу не напрасен, – вот моральные итоги коллективных дидактичес­ких игр, придающие им воспитывающий характер. Не менее важен за­ключительный этап игры, когда подводятся итоги, дается оценка работы команд. Воспитатель должен выслушать мнение всех желаю­щих и, подводя итоги, подчеркнуть преимущества совместной работы.

Коллективный характер творчества, проявляющийся в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнения­ми, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета и помощи. Исследуя коллективную деятельность детей в изоб­разительном искусстве, Т. С. Комарова и А. И. Савенков отмечают, что интерес к ней значительно повышается, если ее результат имеет обще­ственную ценность. В процессе коллективного изобразительного твор­чества дети подготовительной группы создают красочные панно, яр­кие плакаты, элементы оформления для спектаклей, праздников; декорации и маски для игр-драматизаций, придуманных ими или поставленных по народным, авторским сюжетам. Результат совмест­ной работы значительно превышает потенциальные возможности каж­дого участника. Совместно выполненная работа гораздо привлека­тельнее и выразительнее, чем индивидуальная, и значительно сильнее воздействует на зрителей.

Дидактические игры органично вплетаются в занятия по изобрази­тельной деятельности. Приведем пример.

 

Дети терпеливо готовят подарки имениннице Насте: выреза­ют фигурки кукол и разрисовывают их, вырезают сарафаны и украшают их узорами; у каждого ребенка получается своя кукла. Дидактическая игра «Сложи узор» позволяет детям вспомнить и использовать в украшении одежды элементы народной росписи. Затем ребята наклеивают кукол на осно­ву так, чтобы получился кукольный хоровод. В конце заня­тия дети берутся за руки и заводят настоящий хоровод – это замечательный подарок имениннице. При этом каждый ребе­нок ощущает радость творчества и участия в общем деле.

 

В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем – наглядных пространственных моде­лей. В процессе работы с моделями они усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых явлений. Дети могут постро­ить с помощью чертежа необходимую конструкцию, определить мес­тонахождение какого-либо предмета по плану. Им интересна как инди­видуальная, так и коллективная форма обучения. Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют все большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли (напри­мер, ведущего, организатора, советчика).

На занятиях, посвященных знакомству с предметным окружением, дети погружаются в игры-путешествия в историю предметов («Что было до...»), в игры-проекты современных жилищ («Дворец техники»). Изу­чая явления общественной жизни, они учатся составлять генеалогичес­кое древо своей семьи, знакомятся с историей родного города (поселка); у них формируются такие качества, как патриотизм, уважение к стар­шим, любовь к Родине. Дидактические игры на данную тематику способ­ствуют повышению познавательной активности детей, закреплению и систематизации знаний.

Дидактические игры, связанные с темой Родины, России, с воспи­танием чувства долга перед людьми, защищавшими нашу землю в раз­ные времена, должны быть тщательно продуманы, проведены без спешки, так как в этом возрасте детям доступны глубокие пережива­ния, серьезные намерения, обдуманные поступки. Беседуя с ними, на­пример, о Российской армии, нельзя обойти стороной проблему объе­динения и укрепления всех военных сил под Российским флагом. Многие современные дети не знают названий родов войск, не различа­ют виды военной техники, не слышали военных солдатских песен. Изучая материал по теме, воспитатель должен рассчитывать на то, что многое придется сообщать детям впервые. Поэтому на него возлагает­ся особая миссия: систематизируя имеющиеся знания и восполняя пробелы в знаниях, подходить к данным вопросам неформально, про­являть свои глубокие убеждения и гражданские чувства, быть убеди­тельным, подходить к упражнениям и играм на данную тематику чут­ко и ответственно. В таких играх победителем может стать тот, кто может вспомнить рассказы своих родственников о военной службе, литературные произведения по теме, вспомнить военные праздничные даты, привести примеры музыкальных произведений, отражающих во­енную тематику. Можно провести с детьми дидактические игры «На­зови и расскажи о современных родах войск», «Конкурс военной пес­ни», «Кто плавает, кто летает».

Изучая родную страну, дошкольники учатся беречь ее природу, знако­мятся с ее растительным и животным миром, получают представление об экосистеме как особом природном комплексе. Знания о конкретных представителях мира животных и растений должны опираться на пред­ставления о среде их обитания, о поддержании экологической чистоты на планете, бережном использовании природных ресурсов. Дидактичес­кие игры по данной теме часто включают в себя обсуждение экологичес­ких ситуаций, возможной помощи по охране природы и т. д. Например, в игре «Подбери пару» дети ищут парные картинки, на которых изображе­ны хорошие и плохие поступки людей, отдыхающих на природе: на водо­еме, в лесу, в парке, в поле. Дети должны найти как можно больше пар картинок, раскладывая их в разные места (картинки с изображением хо­рошего поступка кладут в коробку, а картинки с изображением плохого поступка – на полку). В игре нужно соблюдать правила: ошибка при под­боре пары грозит штрафом (минус одно очко), к подобранным парам в конце игры даются исчерпывающие комментарии (что изображено, по­чему так поступили, можно ли исправить ситуацию, как надо было по­ступить, каковы последствия поступка). Выбранный судья считает очки, регулирует соблюдение правил игры, присуждает штрафы и выигрыши. Зрители (дети, не участвующие в данный момент в подборе пар) по зна­ку судьи могут дополнять комментарии и также получать очки.

В дидактических играх детей подготовительной группы основная ди­дактическая задача, которая ставится воспитателем для углубления зна­ний и развития навыков в какой-либо деятельности, сопровождается од­ной или несколькими сопутствующими задачами. Например, в игре по экологии «Подбери пару» ребенок, кроме экологических знаний, полу­чает возможность поупражняться в развитии речи. Воспитатель наме­ренно вводит правило: объяснение своего выбора нужно сопровождать хорошо изложенными краткими комментариями. Тогда главная задача (закрепить представления о долге человека быть защитником природы и о способах сохранения природных ресурсов) дополняется побочной (уметь ясно рассказать о пользе хорошего поступка).

В ролевых играх дети проигрывают различные ситуации, в которых иногда требуется разрешить противоречие, урегулировать откровенный конфликт, найти выход из сложного положения. Здесь на помощь ре­бенку приходит воображение, которое подскажет ему, как герой должен поступить в конкретной ситуации.

Дидактическая игра может представить ситуацию комично, фантас­тично или даже нелепо, тогда задача играющих будет состоять в том, чтобы разобраться в реалистичности событий, например, в игре в небы­лицы. Если в старшей группе дети сравнивали в такой игре 2-3 небы­лицы, то в теперь они запоминают 6-7 и более нелепиц, а также приду­мывают их самостоятельно.

Если «переложить» на музыку настроение таких игр, то дети смо­гут определить, какая музыка больше подходит к небылицам. Это мо­жет быть гротесковая, юмористическая, шутливая музыка, которая поможет оттенить интонацию, создать нужное настроение. Можно подобрать подходящую музыку из некоторых произведений С. Про­кофьева, В. Гаврилина, Д. Шостаковича и др. Воспитатель, вслушива­ясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, напри­мер, слышен громкий вой летящих по небу медведей, и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих на про­исходящее пальцами:

 

Медвежата летят, толстопятые кричат:

«У-у-у, мы летим в Москву!»

Поросята летят, еще больше кричат:

«Хрю-хрю-хрю, полетим на Луну!».

 

Дети в таких играх под музыку должны внимательно следить за каждой строчкой, чтобы успеть вовремя сменить движения и мимику. Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хо­рошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, ко­торые исходят из смыслового содержания небылицы (бывает или не бывает), но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть, а не просто стало смешно. Для этого на­до отдельно работать над каждым образом, пытаться его раскрыть в ро­левом воплощении. Неисчерпаемая фантазия воспитателя и детей по­может совершенствовать игровую ситуацию и сделать ее учебной. Обучение созданию художественного образа требует особой атмосфе­ры доверия, радости, тепла и внимания.

Можно использовать в играх не только словесные небылицы, не­былицы с музыкальным фоном-сопровождением, но и просто музы­кальные небылицы. Например, мы разработали музыкально-дидак­тические игры под общим названием «Перевертыши» (из серии «Узнай мое настроение»). В этих играх словесный и музыкальный тексты несут противоположную интонационно-смысловую нагрузку, происходит несовпадение музыки и слов. Ребятам нелегко распоз­нать подлинное состояние персонажа, от имени которого ведется по­вествование.

Вот первый перевертыш – «Я плачу...»:

Я плачу целый вечер,

Совсем не хохочу.

Я очень загрустила,

Гулять я не хочу.

 

Музыка этой игры прямо противоположна тексту по интонации: она веселая.

Перевертыш «Песенка моя»:

 

Ах, какая в парке музыка играла,

Пели и смеялись все мои друзья.

Веселей была всех я,

Со мной – песенка моя,

Самая веселая моя.

 

В этой игре словесная интонация имеет оптимистичный, радост­ный, а музыкальная – грустный характер.

Примером перевертыша, в котором не просто разобраться, может служить песенка Е. Попляновой на слова Б. Заходера «Кискино горе»:

 

Плачет киска в коридоре,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

 

Фабула проста на первый взгляд, но можно разыграть целый опер­ный спектакль на тему «Киска и сосиски». Исходя из содержания сло­весного и музыкального текста, трактовка может быть двоякой; можно представить, что киска действительно несчастна: люди бессердечны, ни за что ее не пожалеют, но в связи с тем, что музыка – это открытая для прочтения система, возможна прямо противоположная интерпре­тация: киска – проныра, сколько не дай, ей все мало. «Ах, жадные лю­дишки, не дают мне, киске, стащить чего-нибудь повкуснее!» – возму­щается оскорбленная кошка. Это прочтение подтверждается музыкальным сопровождением (динамика «форте», аккордовая фак­тура и т.д.), и песня может быть трактована как небольшая комичес­кая оперная сцена, в которой роль обиженной, горделивой кошки, не понятой людьми, музыкальный руководитель должен исполнять, ко­мично имитируя оперный голос.

Современная дидактическая игра, как отмечают исследователи, в частности, О. В. Дыбина, должна раздвинуть рамки традиционности. Для того чтобы «синтезировать элементы познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, исследования, экспериментирования и общения со взрослым» с целью развития важных для современного че­ловека качеств, нужны новые игры. Художественно-эстетическое взаи­модействие также не всегда укладывается в рамки познавательных, только игровых, жестко дидактических задач.

В воспитании старших дошкольников важное место занимает ди­дактическая игра с элементами драматизации. Использование драма­тических элементов (принятие на себя роли) в дидактической игре вносит разнообразие в игровую деятельность детей. Например, для того чтобы научить детей различать мажорный и минорный лады, мы успешно использовали разработанную нами дидактическую игру «Торт», в которой мелодия движется по ступеням мажорных и минор­ных трезвучий, всякий раз задерживаясь на каждой отдельно, чтобы более устойчиво почувствовать себя на этих ступенях:

 

(Мажор, радостно)

Торт, торт, торт! Мы купили торт!

Начинаем есть вершочки – очень вкусные цветочки,

А на самой серединке – шоколадная начинка,

А внизу – помадка, тоже очень сладко!

 

(Минор, уныло)

Торт, торт, торт. Мы доели торт.

Где же тут вершочки?

Где же серединка?

И куда исчезла помадная начинка?

 

Очень важным моментом в этой игре является использование на­глядного пособия – трехслойного торта, сделанного из поролона, оформленного «кремовыми» розами и раскрашенного. Торт очень по­хож на настоящий. Воспитатель (музыкальный руководитель) исполь­зует воздействие пособия на детей с целью внимательного интонирова­ния у

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...