Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая философия И.Канта.




Практическая философия Канта изложена в его произведениях «Критика практического разума», «Основы метафизики нравов», «Метафизика нравов».

Кант различает разум в практическом и теоретическом применении.

· Теоретический разум- наша способность познавать предметы.

· Практический разум - наша способность создавать предметы. Практическая философия - это этика, то есть философия морали.

Кант задается вопросом: На чем должна быть основана мораль? Каковы основания морали? Кант не может найти их ни в вере, ни в опыте. Он говорит, что мораль автономна (является сама себе законом).

Кант пытается обосновать мораль, исходя из нее самой. Она не должна служить ни политическим целям, ни целям религии. Представление об автономности морали является краеугольным для философии Просвещения.

Понятие доброй воли.

Добрая воля – это самое высшее благо; это то, без чего преуспевающий человек не заслуживает нашего уважения; это то, без чего являются дурными поступки, которые выглядят хорошими; это то, без чего могут быть опасными отличительные свойства человека.

Кант задает вопрос о мотивах действий.

Самое важное в поступках лежит в их мотиве. Знания и формулировка мотивов действий Кант называет максимами поступков. Кант говорит о том, что воля может быть доброй с помощью разума.

Кант считает, что стремление к счастью изначально заложено в каждом человеке. Счастье определяется не разумом человека, а его воображением. «Человек не в силах сделать себя счастливым, но он может сделать себя достойным счастья». Счастье- идеал воображения. Для того, чтобы достичь счастья нужно сделать свою волю доброй. Как же сделать свою волю доброй? Разум делает волю доброй через понятие долг. Долг состоит в том, чтобы уважать достоинства человека в себе и в других людях.

Все вещи делятся на две категории:

· одни вещи имеют стоимость,

· другие имеют достоинство.

 

Достоинство заключается в том, что человек может уважать достоинство другого человека и самого себя, что человек соблюдает моральный долг. Он сам может предписывать закон своим действиям. Человек может быть сам себе законодателем.

На уважении к достоинству личности должна быть основана мораль. Мораль не основана на стремление человека к счастью, удовольствию, Божьей благодати.

 

Кант выделяет следующие виды поступков:

· Криминальные – это те, которые связанные с нарушением морального и правового закона;

· Легальные – это поступки, не связанные с нарушением правового закона, но они не являются моральными;

· Моральные имеют только один мотив – долг и уважение к достоинству личности.

 

Кант формулирует моральный закон – категорический императив. Категорический императив- закон, который разум предписывает воле, чтобы она могла стать доброй, а человек мог стать достойным счастья. Быть счастливым – не в нашей власти.

Содержание категорического императива раскрывается формулой "поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства". Известна и другая кантовская формулировка: " Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству ".

Максима воли- формулировка мотива; это принцип, который лежит в основе поступка. Если принцип имеет силу, то поступок осознаётся добрым.

Кант закладывает основы современного (секулярного) понимания морали, свободного от религии. Именно такое понимание морали лежит в основе Декларации прав человека ООН 1948 года.

Кант говорит о том, что Бог, свобода и бессмертие души являются постулатами чистого, практического разума. Только совершая моральные поступки, человек является свободным. В других случаях, человек является не свободным, а обусловленным своим состоянием.

Если в сфере теоретического разума, т.е. в мире природы, как мы знаем, нет места понятию цели, то в сфере практического разума, в мире свободы цель — это ключевое понятие. Определяя основания воли, разум в его практическом применении ставит воле ее цель; возможность же действовать в соответствии с целями разума есть сущность свободной воли, сущность человека как свободного существа. Свобода, по Канту, и есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира.

25. Философия эпохи Просвещения и Кантовское понимание Просвещения.

18 век – эпоха Просвещения. Англия, Франция, Германия, Россия.

Англия - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.

Франция - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.

Германия - Лессинг, Гердер, Кант.

Россия - Новиков и Радищев.

Девиз: Всё должно предстать перед судом разума!

Основные идеи:

 Культ науки (следовательно, разума)

 Прогресс человечества.

 Идея апологии Разума, его светоносной силы.

 «Имей мужество мыслить самостоятельно!»

 Принцип равенства как требование здравого смысла. Борьба за сокращение пропасти между богатыми и бедными, просветительство народных масс.

XVIII век- век Просвещения. Это связано с социальными изменениями и научным прогрессом. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Появляется такой научный проект как энциклопедия.

 

Характерным для Просвещения является критическое восприятие традиции и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальной свободы и способности к разумному решению любых вопросов.

 

XVIII век - время открытий в естественных науках. Быстрый прирост знаний о природе порождает просветительскую веру в прогресс. Это время характеризуется также ускоренным экономическим развитием, что обусловливает, с социальной точки зрения, подъем буржуазии.

 

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера.

Своей интеллигентной деятельностью они подготовили Великую Французскую революцию.

 

Кант тоже принадлежит к эпохе Просвещения, но он завершает Просвещение и ставит вопрос о пределах Просвещения.

Философы – просветители наполнены безграничной верой в разум, знание – беспредельно, познать возможно все. Знание помогает решать любые проблемы. Кант ставит это под вопрос. Он пишет статью в газету (1784 год), ответ на вопрос, что же такое Просвещение.

Кант говорит, что Просвещение – это не эпоха, не время мира, не век. Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором человек находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность человека пользоваться своим рассудком самостоятельно, без руководства со стороны кого-то другого. Леность и малодушие – причины, по которым люди остаются на всю жизнь несовершеннолетними.

Девиз Просвещения (по Канту): «Имей мужество». Имей мужество пользоваться собственным рассудком самостоятельно.

Кант различает две сферы применения разума:

1) частная (разум человека ограничен целями группы, в которые он включен).

2) публичная (свобода разума бесконечна, публичная сфера связана с гражданскими свободами).

 

Просвещение по Канту ограничено свободой человека. Знание ограничено нашим опытом. Применение нашей свободы ограничено нашими страхами и ленью.

 

Три основных свойства философии эпохи Просвещения:

1) Важность индивидуальной свободы (эмансипация, как свобода от феодальных предрассудков, от власти религии). Во вторых свобода понимается, как автономность;

2) Человек как цель наших действий (люди избавились от трансцендентных (божественных) целей; именно человек становится целью религии, целью морали).

3) Универсальность людей. Все люди, несмотря на их различие между собой, обладают одними и теми же правами. Они универсальны. Возникает вопрос, как соединить множество равных людей в единство. Возникает ответ(ценности Просвещения): 1) побуждать к толерантности в соперничестве; 2) развивать и сохранять свободный критический дух; 3) отказываться от собственного эгоизма, именно это приведет к соединению с другими.

 

Эти ценности Просвещения имеют универсальное значение, т.е. Просвещение возникает в Европе, потом распространяется по всему миру. Во-первых, распространяется научная рациональность. Во-вторых, защита правового государства и прав человека. В-третьих, свободное проявление критического духа.

 

 

Сегодня врагами Просвещения являются:

1) обскурантизм (мракобесие – стремление решить проблемы, исходя из властных полномочий и выгоды).

2) произвол власти, что ведет к проявлению насилия.

3) фанатизм – некритичная вера во что-либо, за которой стоит страх и невежество.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...