Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о душе, этика и политика Аристотеля.




Идея души. Душа — это энтелехия(рез-т осущ-ия цели) тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем иразмышляем, — это душа.Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. У Души мыслящая часть-ум.

Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Аристотель «О Душе»: Не все одушевленно(движение), Жизнь-всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом; Материя живого существа-его тело, душа-форма; Душа в целом неотделима от тела; Душа непространственна, части души-это способности души(способности души: растительная -питание, рост, упадок; способность ощущения; стремления; пространственного движения; размышления -отделима от тела, у ума нет тела и нет физических качеств).

У человека 3 вида души- растительный, животный, разумный.

В душе нах-ся не камень, а его форма. Мыслящая часть души(ум)-форма, кот.способна отделять другие формы от их материальных субстратов и воспринимать эти формы, вмещать их.Мысль по своей природе-форма. Мышление-активная сила, орудие, а не «склад» форм.

Самостоятельность существования идей оспаривается Аристотелем. Мир устроен иерархически: чистая актуальность(Бог); чел-ек; животные; растения; неорганическая природа; чистая потенциальность(первая материя);

Аристотель утверждал, что душа относится к телу, как форма к материи. Но вместе со всем этим он допускал существование разума, называя его формою форм. Относительно этого разума душа представляет материю.Учение Аристотеля о человеческой разумной душе состоит из ценных наблюдений психологического характера. Он первый положил основание опытному изучению души в связи с телом и в то же время рассматривал ее как микрокосм, в котором отражается весь мир.

Этика. Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика».

Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями.

Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Справедливость-то,что соответствует законам, кто несоблюдает законы, то несправедливый.

Человек может быть нравственным только в общ-ве. Именно в общ-ве опред-ся добродетель или нет.

Политика. Согласно Аристотелю,политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо.То есть цель политики — справедливое (общее) благо.Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками.Задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

 

Аристотель считал, что проблема этики и политики затрагивает цели человека как индивида (этика) и как члена общества (политика). Объединяющей целью выступает стремление к достижению блага. При этом индивидуальное благо должно быть подчинено общему, то есть политика стоит выше этики.Благо для человека раскрывается в разумной деятельности, при помощи которой он достигает совершенства. Добродетель также подразумевает сознательность действий. Порок же всегда произволен и не осознан. Аристотель определял добродетель, как приобретённое свойство, достигаемое в сознательном действии путём отыскания середины.

Аристотель выделил ряд положительных форм государства, заботящихся о благе общего: монархия (правление одного), аристократия (правление лучших), полития (власть народа). Также он описал ряд отрицательных форм правления, когда общее подчиняется частным интересам: тирания, олигархия, демократия. Под последней он понимал власть необразованной черни вопреки разуму, разрушающей общее благо ради своих вожделений.

Гос-во создается для того, чтобы в нем люди жили для общ-ва и в то же время общ-во жило для него и они общались между собой.

Скептицизм

4в.до н.э от греч. сл-рассматривать, разглядывать-вид агностицизма-учение о недоступности знания, противостоит догматизму.(догматизм-уверенность).

Представители: Анахсар, Тимон(320-230) и Пиррон(360-270), Секст Эмпирик(2в н.э).

Пиррон считал, что чел-ек всегда должен сохранять спокойствие и стремится к счастью.Для этого необходимо воздерживаться от суждении, т.к невозможно достичь истину,т.е познать суть вещей.

Скептики исходили из принципа: «не знаю, а потому живу, как живется; воздержусь от суждении,следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному пути».

Фил.Скептицизма отвечает на вопросы: как достичь счастья? Чтобы достичь счастья надо ответить на 3 вопроса: 1)Что такое мир, кот.нас окружает; 2)как мы должны к нему относиться; 3)что мы получим из такого отношения к миру. Ответы: 1)Всякая вещь есть это, не в большей степени чем то; 2)Мы должны воздерживаться от суждении о мире. «Эпохе»-состояние ума, при кот.мы ничего не утверждаем, не отрицаем.; 3)Мы получаем невозмутимость души. Атараксия-безразличие к окр.миру.

Скептики учили чел-ка жизни без догм. Скепсис – рассматривание, разглядывание.Скептики – рассматривающие.

По мнению Пиррона, как чувственное восприятие, так и разум способны уловить лишь случайные характеристики вещей и потому не могут не быть источниками заблуждений. Поэтому все представления и суждения человека о вещах и явлениях неизбежно носят поверхностный и условный характер, а следовательно, наряду со всяким суждением может быть высказано противоположное ему.

15. Эпикур (341 – 270) 306г – школа Сад Эпикура существовал 600 лет. Учения: Каноника(логика), Физика, Этика.

Основной вопрос эпикурейской фил-ии: Как достичь счастья? «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени.».

Лукреций — философ, политик и поэт, автор поэмы «О природе вещей», в которой изящно описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдолов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает

существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

3 вида страха: Перед смертью,Перед судьбой,Перед богами.

Виды потребностей:Природные и необходимые;Природные и не необходимые для жизни;Не природные и не необходимые для жизни;( Мудрый стремится к 1 и воздерживается от 2 и 3;«Ничего не достаточно тому, кому достаточного мало»).

Счастье чел-ка- в получении удовольствия, считал Эпикур, но при этом подчеркивал, что удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения чел-ка, для равновесного состояния духа.

Учение Эпикура можно назвать отрицательным гедонизмом, т.к понимает счастье, как атараксию( отсутствие душевных страданий и телесных тревог ).

Ощущения явл-ся основой познания и критерием истины.Критерием истины по Эпикуру явл-ся и чувства удовольствия и страдания.С т.зр Эпикура и его последователей: само познание имеет смысл лишь как способ достигнуть личного блаженства. Целью жизни эпикурейцы считали удовольствие. Правда, на вопрос: что такое удовольствие — они отвечали своеобразно. Удовлетворение желаний, с которым удовольствие обычно отождествляется, в действительности — только низшая, самая простая его разновидность. Существует более глубокое его понимание — как отсутствие страданий. Именно к такому удовольствию и стремится мудрец. Он свободен от страстей, от внешних воздействий и потому равен богам. Достичь этого блаженного состояния можно, разумеется, лишь полностью сосредоточившись на себе. Единственным видом человеческих взаимоотношений они считали дружбу.

 

16. Стоицизм: конец 4 в. – сер 2 в. н.э.

Стоицизм – философское направление эпохи Эллинизма.

Фатализм (вера в неотвратимость судьбы, предопределение)стоиков основан на божественном представлении о порядке мира, мир имеет в себе разумную программу, а мы – её части.

Неизбежное следует принимать равнодушно.Основная добродетель – апатия.Свобода = Разум = Природа.

3 периода: 1.Древняя Стоя: Зенон, Клеанф, Хрисипп; 2. Средняя Стоя: Панеций, Посидоний; 3. Римская Стоя: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

3 части фил-ии: логика, физика, этика.

Стоики понимали фил-ию как искусство и руководство к счастливой жизни. Этика: Благо-это то, что направлено на сохранение чел-го существа. Зло-это то, что разрушает чел-ое существо. Долг-основа морально совершенного поведения, опирается на разум. Люди все равны перед природой. Для того, чтобы достичь счастья необх.следовать своему разуму. Луций Анней Сенека(4 г. до н.э. – 65 г. н.э.):«изменить порядок вещей мы не в силах, – зато в силах обрести величие духа». При внешней покорности судьбе, необх.развивать внутреннюю свободу от нее, в этом черпать невозмутимость, неровность духа. Необх.делить вещи на 2 части: на те вещи, кот.от нас не зависят (судьба, глобальные события); на те вещи,кот.от нас зависят (отн-ие к ситуации).

Идеал стоиков-апатия-свобода, разумность, согласие с собой. Стоическая мораль учит чел-ка всегда сохранять спокойствие, не поддаваться безумию мира, слышать голос мыслящего духа.Фил-ия стоиков учит чел-ка жить в мире,кот.мы не можем контролировать, поэтому фил-ия актуальна всегда.

Сенека:Неизбежное следует принимать равнодушно.Страсти рождают пороки.Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а количеством добрых дел. Кто мудр, тот во всем смотрит на замысел, а не на исход.Человек – предмет для другого священный.Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным.

Мудрец, в понимании последователей Зенона, — это человек, главной чертой которого является апатия, или свобода от аффектов. Согласно доктрине стоицизма, быть разумным, а стало быть, и добродетельным, означает следовать природе. Природа же представляет собой единое целое. Человек — всего лишь часть космического целого. Мировой закон логос и разумная часть человеческой души имеют одну и ту же природу. Поэтому и мудрость, и добродетель состоят в повиновении мировому закону, в готовности подчиниться судьбе, а невежество и порок — в безумном стремлении бунтовать против н еизбежного.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...