Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимизация межвременного выбора потребителей при экзогенном и эндогенном доходе.




Проблема потребительского выбора на макроэк.уровне рассматривается как проблема выбора между потреблением сегодня и возможностью увеличения потребления в будущем. Эти возможности зависят от сбережений в настоящем периоде. Поэтому проблема выбора определяется распределением доходов на сбережение и потребление.

Потребительские решения при экзогенном формировании доходов (теория Кейнса). Кейнс в своей теории потребления исходил из концепции абсолютного дохода. В основе лежат 3 момента:

1) Потребитель ориентируется, прежде всего, на текущий располагаемый доход, а не на уровень % ставки. Предпочтение настоящего потребления выше, чем предпочтение потребления в будущем.

2) По мере роста дохода потребление растет, но в меньшей степени, чем растет сам доход, => предельная склонность к потреблению .

3) Средняя склонность к потреблению с увеличением дохода уменьшается .

Зависимость между ростом доходов и изменением потребительских расходов отражает функция потребления:

. -величина автономного потребления, -располагаемый доход. , -налоги.

При этом функция сбережения примет вид:

; -предельная склонность к сбережению.

Дальнейшее развитие теории потребительского выбора связано с моделью межвременного выбора Фишера. Фишер выдвинул гипотезу о том, что при принятии потребительских решений потребители учитывают не только текущий, но и будущий доход и поставил проблему межвременного потребительского выбора. Суть ее в том, что при принятии решения о потреблении в настоящем и в будущем потребители сталкиваются с межвременными бюджетными ограничениями.

В теории Фишера люди живут как бы в различных временных периодах, стремятся max потребление во всех периодах. Принимая решение о потреблении сегодня, люди исходят из возможности увеличения дохода в будущем. В качестве ограничителя выступает доход домохозяйств. Для анализа используется аппарат кривых безразличия и бюджетная линия.

Каждая точка кривой безразличия отображает разные комбинации потребления первого и второго периода, обладают одинаковой полезностью для потребителя. Оптимальный выбор в точке касания бюджетной линии max доступной кривой безразличия.

Обозначим -доходы в 1ом и 2ом периоде.

Домохозяйства производят какие-то сбережения: . Во втором периоде сбережения не делаются, а только потребляются ( -реальная % ставка):

- межвременное бюджетное ограничение домохозяйств.

Такая модель поведения домохозяйств свидетельствует о том, что они явл. чистыми кредиторами.

На потребление оказывают влияние:

1. Влияние роста доходов: рост доходов в 1ом или 2ом периоде сдвигает линию бюджетного ограничения вправо. Если потребление в 1ом и 2ом периодах – нормальные блага, то рост дохода увеличивает потребление в обоих периодах.

2. Изменение реальной % ставки. Реальная % ставка характеризует угол наклона бюджетной линии, и при изменении бюджетная линия поворачивается вокруг точки . Влияние увеличения % ставки раскладывается на эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода связан с переходом к более высокой кривой безразличия. Если потребления 1ого и 2ого периода рассматриваются как нормальные блага и потребитель не склонен жить взаймы, то с увеличением % ставки эффект дохода увеличивает потребление в обоих периодах.

Эффект замещения представляет изменение потребления, связанное с изменением относительной цены потребления в обоих периодах. При увеличении % ставки потребление во 2ом периоде становится дешевле по сравнению с потреблением в 1ом периоде. При увеличении % ставки потребитель стремится больше сберегать, а значит больше потреблять во 2ом периоде. В каждом конкретном случае влияние изменения % ставки на потребление может быть различным: или эффект дохода, или эффект замены.

Модификация функций потребления и сбережения при эндогенном подходе (неоклассическая функция потребления).

Предпосылки: теория межвременного потребительского выбора И. Фишера; концепция эндогенного дохода (эк.субъекты не сталкиваются с ограничениями на рынке труда, поэтому сами определяют величину своего дохода, исходя из критерия максимизации полезности, состоящей из двух благ: дохода и свободного времени).

Функция полезности: maxU(y,F), где F-свободное время.

Эндогенный доход раскладывается на заработанный доход и доход от накопления имущества:

, -реальная ставка з/п, -кол-во отработанного времени, -величина прошлых сбережений.

Функция полезности представлена семейством кривых безразличия, которые показывают, что каждый дополнительный час труда будет сопровождаться ростом дохода (кривые безразличия имеют положительный наклон и выпуклые к оси абсцисс). Субъекты стремятся достичь более высокой кривой безразличия, но наталкиваются на бюджетное ограничение, определяемое по формуле . Точка касания с одной из кривых безразличия определяет величину рабочего времени (N*), необходимого для получения оптимального дохода (Y*).

Теперь исходя из теории межвременного потребительского выбора И. Фишера определим оптимальные объемы потребления в первом и втором периодах в двухпериодной модели потребительского выбора. Точка касания бюджетного ограничения с одной из кривых безразличия показывает объемы потребления первого и второго периодов. Рост дохода сдвигает бюджетную линию вверх. Следовательно, субъект может достичь более высокой кривой безразличия и обеспечить более высокий уровень потребления в обоих периодах.

Рост ставки процента приводит к увеличению дохода от имущества (). В этом случае экономическим субъектам предоставляется возможность меньше работать, увеличивая свободное время. При повышении ставки процента тот же уровень полезности будет обеспечен сокращением текущего и увеличением будущего потребления.

Таким образом, объем потребления домохозяйств есть убывающая функция от ставки процента: , - автономное потребление, -располагаемый доход, - параметр, показывающий, на сколько единиц изменится потребление, если процентная ставка изменится на один процентный пункт.

Объем сбережений: .


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...