Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Tangible benefits (материальные выгоды)




Выгоды, которые можно оценить количественно и выразить в денежном отно­шении; сюда входят снижение операционных затрат и увеличение денежных потоков. Intangible benefits (нематериальные выгоды)

Выгоды, которые трудно выразить в количественной форме; сюда входит по­вышение эффективности обслуживания клиента или совершенствование усло­вий принятия решений.

которое приближенное решение. В табл. 11.1 перечислены статьи затрат и дохо­дов, наиболее часто используемые для анализа при внедрении информационных систем. Материальные выгоды можно подсчитать и придать им денежное выра­жение. Нематериальные выгоды, к которым относится повышение эффективно­сти обслуживания клиента или улучшение условий принятия решений, нельзя выразить в количественном отношении, но по истечении большого промежутка времени эти доходы также получают количественную оценку.

Ограничения для финансовых моделей

В случае применения инструментов финансового анализа к информационным системам возникает много проблем (Dos Santos, 1991). Финансовые модели не содержат указаний на риски и неопределенности при оценивании затрат и ожи­даемых преимуществ. Затраты и выгоды появляются не одновременно. Затраты имеют материальную природу и вполне предсказуемы, в то же время выгоды проявляются со временем и отличаются нематериальными характеристиками.

  Таблица 11.1
Затраты и преимущества, связанные с внедрением информационных систем
Затраты Нематериальные выгоды
Аппаратное обеспечение Улучшение режима пользования
  имуществом
Телекоммуникации Совершенствование контроля ресурсов
Программное обеспечение Улучшение организационного планирования
Обслуживание Повышение организационной гибкости
Персонал Повышение своевременности информации
Материальные выгоды (экономия затрат) Увеличение объема информации
Повышение производительности Усиление организационной осведомленности
Снижение операционных затрат Удовлетворение требований законодательства
Сокращение персонала Улучшение самочувствия служащих
Снижение компьютерных издержек Рост удовлетворенности результатами труда
Снижение затрат на внешних поставщиков Совершенствование методик принятия
  решений
Сокращение затрат на офисную и профес- Более высокий уровень удовлетворения
сиональную деятельность клиентских запросов
Уменьшение уровня роста расходов Улучшения режима работы
Сокращение затрат на оборудование Улучшение корпоративного имиджа

Инфляционный процесс различным образом отражается на затратах и выгодах. Особенно это справедливо, когда речь идет об информационных технологиях — они могут претерпевать существенные изменения в процессе осуществления проекта, что приводит к серьезным изменениям оценок. Нематериальные выгоды не всегда под­даются количественной оценке. Эти факторы вносят хаос в финансовые модели.

Именно затруднения, возникающие при оценке нематериальных выгод, об­условливают наличие расхождений при применении различных финансовых моде­лей: системы, позволяющие автоматизировать выполнение операций и канцеляр­скую работу, сокращают трудозатраты и экономят время. Результат внедрения этих систем всегда поддается измерению, а преимущества вполне осязаемы в от­личие от систем информационного менеджмента, систем поддержки принятия решений или систем поддержки коллективной деятельности (гл. 12 и 13).

Имеется и другая причина, вследствие которой оценка инвестиций в инфор­мационные технологии нуждается в специальной корректировке с учетом тре­бований финансового моделирования. Экономическая оценка инвестиций исто­рически была создана для оценки вложений в производственное оборудование, а также другие долговременные проекты, например в энергоснабжение и в разви­тие телефонных сетей. Подобные инвестиции обычно рассчитываются на срок от 1 до 25 лет. Однако информационные системы отличаются от производственных систем по продолжительности «жизни». Срок эксплуатации информационных систем значительно короче. Благодаря высокому темпу технологических измене­ний в информационных системах, базирующихся на применении компьютеров, большинство подобных систем устаревают за 5-8 лет (а иногда и раньше). С точ­ки зрения бюджетных затрат высокие темпы обновляемости для информацион­ных систем приводят к сокращению периода окупаемости, ускорению оборачива­емости средств по сравнению с проектами по вложению капитальных средств, имеющих более длительные «сроки жизни».

Основополагающим моментом при рассмотрении финансовых моделей явля­ются осмотрительность и изучение результатов их применения в более широком контексте при анализе бизнес-деятельности. Рассмотрим пример постановки и разрешения подобной проблемы. Следующий практический пример основан на реальном сценарии, изменены только имена.

Практический пример: фирма Primrose, Mendelson, and Hansen

Фирма Primrose, Mendelson, and Hansen представляет собой объединение 250 са­мостоятельных юристов Вест-Сайда из района Манхеттена. Филиалы этой ком­пании расположены в Лондоне, Лос-Анджелесе и Париже. Компания создана в 1923 г. и хорошо зарекомендовала себя в деле отстаивания прав корпоративных клиентов, при рассмотрении дел по налогообложению, охране окружающей сре­ды и в области здравоохранения. Широкую известность получила адвокатская деятельность сотрудников этой фирмы. Постановка проблемы

Фирма занимает три этажа в новом строении. Большинство сотрудников имеют в своем распоряжении ПК четырехлетней давности, но пользуются компьютерами исключительно для нужд электронной почты. Фактически все дела обсуждаются

при личных встречах в офисе или в условленных с клиентами местах. Большая часть дел, которыми заняты сотрудники фирмы, предполагает оформление (ре­дактирование), создание, заполнение, сохранение и пересылку документов. Кроме этого, группы, занятые делами по налогообложению, пенсионными делами и во­просами, связанными с недвижимостью, используют в работе электронные таблицы.

Когда объем работы фирмы вырос на 15% (по сравнению с объемом работы в 1999 г.), директор фирмы Эдвард У. Хансен III (Edward W. Hansen III) решил внедрить новую информационную систему. Это привело бы к уменьшению пото­ка бумажной документации, совершенствованию работы с клиентами и сокраще­нию административных расходов.

Во-первых, доходы фирмы зависят от почасовой оплаты труда сотрудников. Предполагается, что каждый юрист ведет учет ежедневной рабочей загрузки, при­чем с 30-минутными интервалами указывается вид выполняемой деятельности. Обычно старший юрист зарабатывает до $500 в час. К сожалению, юристы до­вольно часто забывают ежедневно заполнять график работы, поэтому приходит­ся реконструировать его по памяти. Желательно автоматизировать учет рабочего времени юристов фирмы.

Во-вторых, много времени уходит на поддержку связей с клиентами по всему миру, а также с другими юридическими фирмами как в США, так и за рубежом на установление контактов с различными филиалами фирмы Primrose. Использова­ние факса не решает проблему, поскольку растут счета за телефонную связь, фор­мируются длинные очереди. Фирма также заинтересована в защите переда­ваемой электронной информации, которую можно реализовать с помощью Lotus Notes или даже Интернета. Юридические фирмы обязаны сохранять в тайне кон­фиденциальную информацию, предоставляемую клиентом.

В-третьих, фирма Primrose не располагает клиентской базой данных! В этом плане фирма представляет собой конгломерат удельных собственников — каж­дый юрист имеет определенный круг клиентов и сохраняет информацию о них част­ным образом. Отсутствует возможность уточнить круг клиентов фирмы, узнать, с кем из сотрудников фирмы поддерживаются деловые отношения, а также выяс­нить сопутствующую информацию. Есть заинтересованность в поддержке опре­деленного набора законодательных актов, но в этой информации довольно трудно ориентироваться. Фирма Primrose заинтересована во внедрении интегрированной системы по управлению клиентами, где получили бы отражение законодатель­ные акты, а также ставки почасовой оплаты. Подобная информация должна быть доступна всем сотрудникам фирмы. Другие филиалы фирмы, заинтересованные в привлечении клиентов из США, также должны иметь доступ к этим сведениям. В-четвертых, отсутствует систематический мониторинг уровня затрат. Руко­водство фирмы и заведующие отделами, формирующие группу исполнителей, не располагают данными об уровне затрат, о направлении финансовых потоков, не имеют достаточной информации по поводу распределения ресурсов фирмы. В данном случае неоценимую помощь может оказать подходящая система учета, которая позволила бы более успешно идентифицировать потоки наличных средств и состав затрат, чем это возможно при использовании имеющегося в наличии журнала.

Решение проблемы

В случае применения правильной методики формирования и реализации инфор­мационных систем фирма Primrose получит стратегическое преимущество перед конкурентами. В данном случае не рассматриваются подробности анализа и раз­работки системы. Вместо этого предлагается набросок решения, отражающий за­траты по отделам и оценку выгод этого предприятия.

Техническое решение состояло в создании локальной сети из 300 полностью сконфигурированных мультимедийных настольных компьютеров Pentium IV с устройствами приводов компакт-дисков, трех серверов Windows 2000, а также в формировании локальной сети Ethernet со скоростью 10 Мбит/с) с примене­нием коаксиального кабеля. Сеть объединяет юристов и их секретарей в единую интегрированную систему, что позволяет каждому сотруднику конфигурировать собственный настольный компьютер с учетом специализированного программ­ного и аппаратного обеспечения. Компьютеры, имеющие недостаточный уровень производительности, не включались в сеть.

Все настольные компьютеры сконфигурированы с использованием программно­го обеспечения Windows 2000 и Office 2000, а серверы работают под управлением Windows 2000. Для ведения бухгалтерского учета, поддержки документооборота, сотрудничества в пределах групп и электронной переписки используется Lotus Notes. Именно это программное обеспечение предлагает удобный в применении интерфейс, обеспечивает высокий уровень безопасности при связях с внешними сетями (включая Интернет). При разработке системы электронной почты отказа­лись от использования Интернета, поскольку данная технология не удовлетворя­ет достаточно высоким требованиям к безопасности соединений. Локальная сеть Primrose связана с внешними сетями, фирма может получать информацию в ин­терактивном режиме из Lexis (база данных, включающая законодательные и под­законные акты), а также из нескольких служб финансовых баз данных.

Фирме Primrose следует нанять директора нового отдела информационных систем. Для работы с системой и обучения юристов необходимо предусмотреть наличие двух вариантов работы с персоналом. На короткий срок привлекается преподаватель из консалтинговой системы.

На рис. 11.1 показаны оценки затрат и доходов от внедрения системы. За пер­вый год работы системы (год 0) инвестиции в этот проект составили $1 733 100, а за 6 лет общая сумма затрат составила $3 690 600. После шести лет работы доход оценивался в объеме $6 420 000. Принесли ли инвестиции результаты? Если да, то каково их численное выражение? На эти вопросы имеются ответы как финан­сового, так и нефинансового характера. Рассмотрим сначала финансовые модели, отраженные на рис. 11.2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...