Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 10 глава




 

10.1.6. Влия­ние Ки­тая на эко­но­ми­ку Ал­тая в на­стоя­щее
вре­мя и в пер­спек­ти­ве

Как в лю­бом го­су­дар­ст­ве, так и в Рос­сии с ка­ж­дым го­дом рас­тет влия­ние Ки­тая на функ­цио­ни­ро­ва­ние эко­но­ми­ки, об­раз жиз­ни на­се­ле­ния. По­ка Ки­тай не слиш­ком за­ин­те­ре­со­ван в со­труд­ни­че­ст­ве с Ал­тай­ским кра­ем, по­сколь­ку с ним нет пря­мо­го до­рож­но­го
со­об­ще­ния. К то­му же ря­дом с кра­ем рас­по­ло­жен эко­но­ми­че­ски от­ста­лый Синь­цзян-Уй­гур­ский ав­то­ном­ный рай­он Ки­тай­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки. Но его эко­но­ми­ка бы­ст­ро рас­тет, и уже ско­ро его влия­ние на юг За­пад­ной Си­би­ри ста­нет го­раз­до боль­шим.

На Ал­тае толь­ко Ки­тай про­дол­жа­ет с се­ре­ди­ны 90-х гг. ак­тив­но соз­да­вать со­вме­ст­ные пред­при­ятия, хо­тя все ча­ще ста­ли воз­ни­кать со­вме­ст­ные пред­при­ятия с Ка­зах­ста­ном, по­сколь­ку его рус­скоя­зыч­ное на­се­ле­ние ищет ме­сто для вло­же­ния сво­их ка­пи­та­лов. С 2002 г. в Ал­тай­ском крае боль­ше все­го со­вме­ст­ных с ино­стран­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми рос­сий­ско-ки­тай­ских пред­при­ятий.

Ки­тай це­ле­на­прав­лен­но про­во­дит ми­гра­ци­он­ную по­ли­ти­ку, так как он сам не в со­стоя­нии обес­пе­чить сво­ему рас­ту­ще­му на­се­ле­нию ра­бо­чие мес­та. В Бар­нау­ле в на­ча­ле 2006 г. офи­ци­аль­но бы­ло 250 ки­тай­ских ра­бот­ни­ков. В го­ро­дах края уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло ки­тай­ских рын­ков, на ко­то­рых по­тре­би­тель­ские то­ва­ры на 25–30% де­шев­ле, чем у рос­сий­ских про­дав­цов. По­яв­ля­ют­ся и ки­тай­ские фаб­ри­ки (на­при­мер обув­ная в п. Таль­мен­ка, 80 км от Бар­нау­ла, где тру­дят­ся 30 ки­тай­ских и столь­ко же рос­сий­ских ра­бот­ни­ков).
На ря­де за­во­дов на­ла­же­на сбор­ка ки­тай­ских ма­шин. Кру­пя­ные фаб­ри­ки за­ку­па­ют сы­рье в Ки­тае, по­то­му что соб­ст­вен­ной греч­ки не хва­та­ет, а мощ­но­сти ис­поль­зу­ют­ся ме­нее чем на 40%.

Эти из­ме­не­ния про­изош­ли по­сле 2000 г. Мож­но пред­по­ло­жить, что в бу­ду­щем влия­ние ки­тай­ских пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций бу­дет рез­ко рас­ти, по­сколь­ку их ра­бо­чая си­ла го­раз­до де­шев­ле, а лю­ди со­гла­ша­ют­ся ра­бо­тать на та­ких ус­ло­ви­ях, на ко­то­рые рос­сий­ские гра­ж­да­не не идут.

Что­бы по­нять влия­ние ки­тай­ской эко­но­ми­ки на Ал­тай­ский край, не­об­хо­ди­мо изу­чать опыт Ир­кут­ской и Амур­ской об­лас­тей, так как про­ник­но­ве­ние Ки­тая к ним на­ча­лось го­раз­до рань­ше.
В лю­бом слу­чае ки­тай­ский фак­тор – это еще од­но пре­пят­ст­вие, ко­то­рое бу­дет ме­шать пред­ска­зуе­мо­му раз­ви­тию Ал­тая. С уче­том всту­п­ле­ния РФ в ВТО внеш­ние ус­ло­вия все боль­ше бу­дут вли­ять на эко­но­ми­ку края, и эво­лю­ци­он­ное раз­ви­тие кон­ца 90-х – на­ча­ла 2000-х гг. ско­ро по­ка­жет­ся мно­гим жи­те­лям про­сто ста­биль­ным «се­реб­ря­ным ве­ком» эко­но­ми­ки ре­гио­на.

В крае, как нам ка­жет­ся, еще не сфор­ми­ро­ва­лась про­ду­ман­ная кон­цеп­ция от­но­ше­ний к ки­тай­ской ди­ас­по­ре. С од­ной сто­ро­ны, вла­сти ре­гио­на хо­тят по­лу­чить хо­ро­шие транс­порт­ные вы­хо­ды на Ки­тай и, со­от­вет­ст­вен­но, иметь аде­к­ват­ные фи­нан­со­вые по­сту­п­ле­ния, с дру­гой сто­ро­ны, ни­кто ком­плекс­но не пред­став­ля­ет, во что выль­ет­ся про­бле­ма ки­тай­ско­го че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла.

Опыт всех стран по­ка­зы­ва­ет, что ос­та­но­вить втор­же­ние ки­тай­ско­го на­се­ле­ния не­воз­мож­но, но мож­но по­ста­вить его в со­от­вет­ст­вую­щие пра­во­вые и фи­нан­со­вые рам­ки. Его чис­лен­ность долж­на ре­гу­ли­ро­вать­ся кво­та­ми, ки­тай­цы, как и все ино­стран­цы, долж­ны пла­тить все рос­сий­ские на­ло­ги, вклю­чая по­до­ход­ный. По­ка же эту про­бле­му боль­шин­ст­во управ­лен­цев Ал­тая счи­та­ют­ся не­су­ще­ст­вен­ной и не при­да­ют ей серь­ез­но­го зна­че­ния.

В бли­жай­шее вре­мя центр раз­ви­тия ту­риз­ма все боль­ше бу­дет сме­щать­ся в ази­ат­ский ре­ги­он. Ки­тай ста­нет од­ним из глав­ных цен­тров, как при­ни­маю­щим, так и ге­не­ри­рую­щим спрос в сфе­ре ту­риз­ма. В на­стоя­щее вре­мя ме­ж­ду Ки­та­ем и Рос­си­ей за­клю­че­но со­гла­ше­ние о без­ви­зо­вом об­ме­не ту­ри­ст­ски­ми груп­па­ми. Оп­ре­де­ле­ны ту­ри­ст­ские фир­мы с обе­их сто­рон, ко­то­рые мо­гут за­ни­мать­ся
без­ви­зо­вым об­ме­ном. На тер­ри­то­рии Ал­тай­ско­го края дей­ст­ву­ют две та­кие фир­мы. К тур­по­езд­кам по­ка боль­ший ин­те­рес про­яв­ля­ют жи­те­ли Рос­сии, а сла­бый ин­те­рес ки­тай­ских гра­ж­дан к от­ды­ху на Ал­тае обу­слов­лен не­сколь­ки­ми при­чи­на­ми:

· от­сут­ст­вие пря­мой до­ро­ги, т.е. пу­те­ше­ст­вия в Ки­тай и из Ки­тая воз­мож­ны че­рез ме­ж­ду­на­род­ный аэ­ро­порт Но­во­си­бир­ска, что сво­дит на нет все пре­иму­ще­ст­ва от бли­зо­сти на­ших гра­ниц;

· бли­жай­ший к Ал­таю Синь­цзян-Уй­гур­ский ав­то­ном­ный ок­руг от­но­сит­ся к наи­ме­нее раз­ви­тым ре­гио­нам Ки­тая;

· Рос­сия не вхо­дит в спи­сок стран, ре­ко­мен­до­ван­ных для по­се­ще­ния.

Учи­ты­вая мен­та­ли­тет ки­тай­цев, это серь­ез­ное пре­пят­ст­вие для уве­ли­че­ния ту­ри­ст­ско­го по­то­ка из Ки­тая. В на­стоя­щее вре­мя Фе­де­раль­ное агент­ст­во по ту­риз­му при­ла­га­ет все уси­лия, что­бы из­ме­нить дан­ную си­туа­цию. Осу­ще­ст­в­ле­ние без­ви­зо­во­го об­ме­на на­хо­дит­ся под по­сто­ян­ным при­сталь­ным вни­ма­ни­ем си­ло­вых ор­га­нов, так как на Даль­нем Вос­то­ке этот про­цесс не­ред­ко пре­вра­ща­ет­ся
в по­ток не­за­кон­ных ми­гран­тов.

 

10.2. По­иск «то­чек рос­та» эко­но­ми­ки края
как ус­ло­вие вы­хо­да из де­прес­сив­но­го со­стоя­ния

10.2.1. Не­об­хо­ди­мость соз­да­ния ипо­теч­ной сис­те­мы

Од­но из на­прав­ле­ний под­ня­тия ре­гио­наль­но­го хо­зяй­ст­ва – это ин­тен­сив­ное раз­ви­тие жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва. В Рос­сии на про­тя­же­нии все­го ре­фор­ми­ро­ва­ния по­сто­ян­но го­во­рит­ся о жи­лищ­ном строи­тель­ст­ве как ло­ко­мо­ти­ве эко­но­ми­ки, при­ни­ма­лось не­сколь­ко го­су­дар­ст­вен­ных про­грамм по уве­ли­че­нию его тем­пов, но до сих пор этот во­прос не по­лу­чил сво­его ре­ше­ния, и ост­ро­та про­бле­мы поч­ти во всех субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции на­рас­та­ет.

Ми­ро­вая прак­ти­ка сви­де­тель­ст­ву­ет, что в ус­той­чи­во раз­ви­ваю­щем­ся го­су­дар­ст­ве на обес­пе­че­ние гра­ж­дан жиль­ем рас­хо­ду­ют­ся до 25% ВВП. При­мер­но треть из них на­прав­ля­ет­ся на жи­лищ­ное строи­тель­ст­во, столь­ко же на экс­плу­та­ци­он­ные рас­хо­ды, на амор­ти­за­цию или оп­ла­ту бан­ков­ских кре­ди­тов.

Эф­фек­тив­ность жи­лищ­ной по­ли­ти­ки в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни за­ви­сит от ус­ло­вий и фор­мы про­ве­де­ния зай­мов, ко­то­рые мо­гут быть ана­ло­гич­ны ус­ло­ви­ям эмис­сии и об­ра­ще­ния об­ли­га­ций фе­де­раль­но­го зай­ма. Ана­лиз опы­та их про­ве­де­ния в раз­ных ре­гио­нах по­зво­ля­ет сис­те­ма­ти­зи­ро­вать воз­мож­ные ва­ри­ан­ты ор­га­ни­за­ции зай­ма и вы­брать наи­бо­лее пред­поч­ти­тель­ные данные. За 2004–2005 гг. объ­ем по­тре­би­тель­ских кре­ди­тов вы­рос на 300% и дос­тиг
в РФ 1,18 трлн руб.

В ры­ноч­ной эко­но­ми­ке ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ный спо­соб ре­ше­ния жи­лищ­ной про­бле­мы – ипо­теч­ное кре­ди­то­ва­ние. Ипо­те­ка – фи­нан­со­вая ус­лу­га, ко­гда банк пре­дос­тав­ля­ет че­ло­ве­ку кре­дит на по­куп­ку не­дви­жи­мо­сти, и он мо­жет за­нять жи­лье. При по­лу­че­нии кре­ди­та не­об­хо­ди­мо пре­дос­та­вить в банк эн­ное ко­ли­че­ст­во до­ку­мен­тов, под­твер­ждаю­щих, что че­ло­век име­ет ста­биль­ный до­ход
и в со­стоя­нии пла­тить по зай­му. В раз­ви­тых стра­нах бо­лее 90%
жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва осу­ще­ст­в­ля­ет­ся за счет кре­ди­тов, в том чис­ле и ипо­теч­ных.

До при­ня­тия но­вых за­ко­но­да­тель­ных ак­тов по жи­лищ­но­му за­ко­но­да­тель­ст­ву в 2005 г. боль­шин­ст­во по­ку­па­те­лей вы­ну­ж­де­ны бы­ли при­об­ре­тать квар­ти­ры за на­лич­ные день­ги и час­то за­дол­го до за­се­ле­ния. Соз­да­ние рын­ка ипо­теч­ных об­ли­га­ций бла­го­да­ря За­ко­ну 2003 г. «Об ипо­теч­ных цен­ных бу­ма­гах» сде­ла­ло кре­ди­ты бо­лее дос­туп­ны­ми. Он да­ет пра­во вы­пус­кать ипо­теч­ные об­ли­га­ции ком­мер­че­ским бан­кам, при этом на рын­ке бу­дут цен­ные бу­ма­ги, имею­щие под со­бой обе­ща­ние вер­нуть в срок ре­аль­ную не­дви­жи­мость – квар­тир­ную соб­ст­вен­ность. Банк, ко­то­рый име­ет в за­ло­ге квар­ти­ру, мо­жет под нее вы­пус­тить ипо­теч­ную цен­ную бу­ма­гу, и в ре­зуль­та­те лю­ди смо­гут по­лу­чать сред­ст­ва под при­об­ре­тае­мую квар­ти­ру.

Осо­бен­но важ­но, что ипо­те­ка да­ет воз­мож­ность уве­ли­чить пла­те­же­спо­соб­ный спрос без раз­бу­ха­ния в эко­но­ми­ке де­неж­ной мас­сы. Бо­лее то­го, ипо­те­ка да­же сдер­жи­ва­ет ин­фля­цию за счет до­пол­ни­тель­ной мо­би­ли­за­ции сво­бод­ных де­неж­ных средств на­се­ле­ния.

Мас­со­вое раз­ви­тие ипо­те­ки в на­шей стра­не, по не­ко­то­рым рас­че­там, по­зво­лит к 2007–2008 гг. уве­ли­чить еже­год­ные тем­пы при­рос­та на­цио­наль­но­го про­дук­та на 1–1,5%.

В Рос­сии не­ко­то­рые бан­ки вы­да­ют ипо­теч­ные кре­ди­ты толь­ко под по­ру­чи­тель­ст­во юри­ди­че­ско­го ли­ца (наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный ва­ри­ант – ра­бо­то­да­те­ля) или при на­ли­чии по­ру­чи­тель­ст­ва не­сколь­ких фи­зи­че­ских лиц, имею­щих ста­биль­ный до­ход (так на­зы­вае­мую бе­лую зар­пла­ту). При су­ще­ст­вую­щих в 2005–2006 гг. по­ряд­ках ипо­те­ка в Рос­сии рас­счи­та­на в ос­нов­ном на бо­га­тых. Для то­го что­бы об­слу­жи­вать 18% кре­дит, вы­дан­ный на де­сять лет, се­мья долж­на иметь со­во­куп­ный до­ход 22 тыс. руб. в ме­сяц (2005 г.). В та­ком слу­чае ре­шать свои жи­лищ­ные про­бле­мы мо­жет не бо­лее 5% на­се­ле­ния, что яв­но не­дос­та­точ­но для раз­ви­тия ипо­теч­но­го жи­лищ­но­го кре­ди­то­ва­ния.

Ре­гио­наль­ные схе­мы ипо­те­ки в Рос­сии (Бел­го­род­ская, Ир­кут­ская, Са­ра­тов­ская об­лас­ти и др.) яв­ля­ют­ся по су­ти ус­лов­но-ипо­теч­ны­ми, так как учи­ты­ва­ют и ис­поль­зу­ют лишь от­дель­ные эле­мен­ты клас­си­че­ской ипо­те­ки. Ряд рай­онов экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют с ины­ми схе­ма­ми кре­ди­то­ва­ния жи­лищ­но­го строи­тель­ст­ва, в ча­ст­но­сти, со ссуд­но-сбе­ре­га­тель­ны­ми. Для за­пус­ка ло­каль­ных ипо­теч­ных про­грамм не­об­хо­ди­мо не толь­ко ор­га­ни­за­ци­он­ное, но и фи­нан­со­вое уча­стие го­су­дар­ст­ва. Од­на­ко ни ре­гио­наль­ные, ни тем бо­лее ме­ст­ные бюд­же­ты не име­ют для это­го дос­та­точ­ных средств. Од­ним из ос­нов­ных фи­нан­со­вых ис­точ­ни­ков для ини­ции­ро­ва­ния ипо­теч­ной про­грам­мы, по­ми­мо це­ле­вых средств бюд­же­тов всех уров­ней, мо­гут стать сред­ст­ва, при­вле­чен­ные че­рез ре­гио­наль­ные или му­ни­ци­паль­ные об­ли­га­ци­он­ные жи­лищ­ные зай­мы.

До 1999 г. в раз­ных субъ­ек­тах РФ в той или иной сте­пе­ни
ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ля­лись про­грам­мы внут­рен­не­го за­им­ст­во­ва­ния в фор­ме це­ле­вых жи­лищ­ных зай­мов. В 1997–1999 гг. бы­ли за­ре­гист­ри­ро­ва­ны 5 суб­фе­де­раль­ных и 6 му­ни­ци­паль­ных жи­лищ­ных зай­мов.

Объ­е­ди­не­ние в од­ном фи­нан­со­вом ме­ха­низ­ме ин­ст­ру­мен­тов ре­гио­наль­но­го (му­ни­ци­паль­но­го) жи­лищ­но­го зай­ма и ипо­теч­но­го кре­ди­то­ва­ния мо­жет обес­пе­чить зна­чи­тель­ный при­ток ин­ве­сти­ций в жи­лищ­ное строи­тель­ст­во, что не толь­ко по­зво­лит ре­шить од­ну из наи­бо­лее ост­рых со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских про­блем – жи­лищ­ную, но и ак­ти­ви­зи­ру­ет ры­нок жи­лья, строи­тель­ный ры­нок, со­пря­жен­ные от­рас­ли и в ко­неч­ном сче­те ста­нет сту­пень­кой к ус­той­чи­во­му эко­но­ми­че­ско­му рос­ту оте­че­ст­вен­ной эко­но­ми­ки.

Сей­час для на­ча­ла строи­тель­ст­ва тре­бу­ет­ся за­тра­тить слиш­ком мно­го вре­ме­ни и до­бить­ся при­ня­тия мно­гих бю­ро­кра­ти­че­ских раз­ре­ше­ний. Ос­но­ва для со­кра­ще­ния сро­ков со­гла­со­ва­ния – на­ли­чие ге­не­раль­но­го пла­на за­строй­ки на­се­лен­но­го пунк­та. Но для это­го в Ал­тай­ском крае для всех по­се­ле­ний не­об­хо­ди­мо 300 млн руб., а де­нег нет да­же для сто­ли­цы ре­гио­на, и раз­ра­бот­ка пла­на за­строй­ки зай­мет 3–4 го­да.

В Бар­нау­ле вы­да­чей ипо­теч­ных кре­ди­тов за­ни­ма­ет­ся не­сколь­ко ор­га­ни­за­ций, в их чис­ле ряд бан­ков и ОАО «Ал­тай­ское крае­вое агент­ст­во по жи­лищ­но­му ипо­теч­но­му кре­ди­то­ва­нию» (АЖИК), ре­гио­наль­ный опе­ра­тор Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва ипо­теч­но­го жи­лищ­но­го кре­ди­то­ва­ния. Од­ним из глав­ных об­щих тре­бо­ва­ний всех
ор­га­ни­за­ций, за­ни­маю­щих­ся оформ­ле­ни­ем ипо­теч­ных кре­ди­тов, яв­ля­ет­ся на­ли­чие соб­ст­вен­но­го вкла­да на при­об­ре­те­ние квар­ти­ры, со­став­ляю­ще­го не ме­нее 10% стои­мо­сти данной квар­ти­ры. Мож­но вы­де­лить еще не­сколь­ко об­щих пунк­тов, не­об­хо­ди­мых гра­ж­да­ни­ну для по­лу­че­ния кре­ди­та. Во-пер­вых, это оп­ре­де­лен­ный до­ход, тре­буе­мый для по­га­ше­ния сум­мы по­лу­чен­но­го кре­ди­та, при этом сум­ма, вы­пла­чи­вае­мая по кре­ди­ту, долж­на со­став­лять не бо­лее 30% еже­ме­сяч­ных до­хо­дов. Во-вто­рых, этот до­ход дол­жен быть по­сто­ян­ным и офи­ци­аль­но под­твер­жден­ным.

За 2003–2004 гг. Агент­ст­во по ипо­теч­но­му кре­ди­то­ва­нию в Ал­тай­ском крае вы­де­ли­ло толь­ко 327 кре­ди­тов, сред­няя сум­ма кре­ди­та – 330 тыс. руб. В Ал­тай­ском фи­лиа­ле Сбер­бан­ка РФ кре­ди­ты в 2005 г. вы­да­ва­лись под 18% го­до­вых на 10 и 15 лет на при­об­ре­те­ние жи­лья и под 19% го­до­вых на 1–3 го­да на не­от­лож­ные ну­ж­ды. Ал­тай­ский фи­ли­ал мо­с­ков­ско­го «Аг­ро­пром­кре­дит­бан­ка» в 2005 г. вы­дал кре­ди­ты сро­ком до 3 лет под 25% го­до­вых в руб­лях и до 5 лет под 15% в ва­лю­те. Сум­ма кре­ди­та мог­ла ко­ле­бать­ся от 150 тыс. до 3 млн руб. Су­ще­ст­ву­ет ряд ог­ра­ни­че­ний для по­лу­че­ния кре­ди­та, од­но из них – воз­рас­тное. В АЖИК срок поль­зо­ва­ния руб­ле­вым кре­ди­том от 5 до 20 лет. Про­цент­ная став­ка со­став­ля­ла 15% го­до­вых.

По дан­ным Бан­ка Рос­сии, на 1 ян­ва­ря 2006 г. объ­ем ипо­теч­ных кре­ди­тов, вы­дан­ных рос­сий­ски­ми бан­ка­ми, со­ста­вил 20,5 млрд руб. В Рос­сии при го­до­вой ин­фля­ции в 11–13% су­ще­ст­ву­ют про­бле­мы с про­цен­том ипо­теч­ных кре­ди­тов: по­сколь­ку банк пла­тит по де­по­зи­там про­цент­ную став­ку вы­ше ин­фля­ции, то и по кре­ди­там не мо­жет пре­дос­тав­лять­ся став­ка ни­же ин­фля­ции.

В РФ прак­ти­че­ски весь жи­лищ­ный фонд при­ва­ти­зи­ро­ван, но нет кон­ку­рен­ции ме­ж­ду до­мо­вла­дель­ца­ми. В то же вре­мя, на­при­мер в Син­га­пу­ре, жи­лищ­ное строи­тель­ст­во раз­ви­ва­ли так, что­бы бы­ли сек­то­ры го­су­дар­ст­вен­ный и ча­ст­ный. Го­су­дар­ст­во ве­дет строи­тель­ст­во, что­бы ре­шать про­бле­мы рас­се­ле­ния по уп­ро­щен­но­му спо­со­бу, со­ору­жая в ос­нов­ном де­ше­вое жи­лье. На­се­ле­ние ста­вит­ся в оче­редь в за­ви­си­мо­сти от до­хо­дов се­мьи, квар­ти­ру по­лу­ча­ет, час­тич­но оп­ла­чи­вая жи­лье в рас­сроч­ку.

Од­на­ко для то­го, что­бы ипо­те­ка ра­бо­та­ла по-на­стоя­ще­му, долж­ны прой­ти де­сят­ки лет, ко­гда ин­фля­ция ста­нет пред­ска­зуе­мой, ус­та­но­вит­ся хо­тя бы на уров­не 2–4%. По всей ви­ди­мо­сти, не рань­ше 2010 г. про­цен­ты по ипо­теч­ным кре­ди­там ста­нут та­ки­ми же, как и на За­па­де, т.е. 5–6%.

Ре­шать жи­лищ­ную про­бле­му без раз­ви­той ипо­те­ки не­воз­мож­но. Но ма­лые рос­сий­ские бан­ки сла­бо за­ни­ма­ют­ся ипо­те­кой, а по­то­му и ры­нок кро­хот­ный, и пред­ло­же­ний на нем поч­ти нет. В Ал­тай­ском крае в 2005 г. ипо­теч­ный ры­нок пер­вич­но­го жи­лья из­ме­рял­ся вве­ден­ны­ми 1,5 тыс. кв. м, и это при на­се­ле­нии в 2,6 млн чел.

От­сут­ст­вие нор­маль­ной ипо­те­ки свя­за­но с от­то­ком ка­пи­та­ла и низ­ким уров­нем мо­не­ти­за­ции эко­но­ми­ки. Ес­ли со­пос­та­вить де­неж­ную мас­су с ВВП, как обыч­но де­ла­ет­ся в за­ру­беж­ных ана­ли­ти­че­ских об­зо­рах, то об­на­ру­жит­ся, что в РФ она со­став­ля­ет ме­нее 20%. У раз­ви­тых стран (США, Ве­ли­ко­бри­та­нии) этот по­ка­за­тель пре­вы­ша­ет 60–70%, и это оз­на­ча­ет, что у них есть ка­пи­тал. Ес­ли в стра­не не хва­та­ет ка­пи­та­ла, то день­ги в стра­не «ко­рот­кие», бан­ки вы­да­ют их на не­боль­шие сро­ки. Про­бле­ма «ко­рот­ких» де­нег гу­бит все бла­гие на­ме­ре­ния. Низ­кий уро­вень мо­не­ти­за­ции – след­ст­вие ин­фля­ции. Еже­год­но ЦБ РФ вы­ку­па­ет ва­лю­ту де­сят­ка­ми мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, вы­бра­сы­вая на ры­нок сот­ни мил­ли­ар­дов руб­лей. Ес­ли бы в Рос­сии бы­ла ну­ле­вая ин­фля­ция, уро­вень мо­не­ти­за­ции рос бы пря­мо про­пор­цио­наль­но ко­ли­че­ст­ву вбро­шен­ных на ры­нок де­нег.

Что­бы за­ста­вить ра­бо­тать ипо­теч­ную сис­те­му, нуж­но при­нять це­лый ком­плекс мер. Ин­ве­сто­ры и строи­те­ли долж­ны уве­ли­чи­вать на рын­ке объ­е­мы пред­ло­же­ния но­во­го жи­лья. Не­об­хо­ди­мо в ко­рот­кие сро­ки усо­вер­шен­ст­во­вать за­ко­но­да­тель­ст­во, в ча­ст­но­сти, уси­лить пра­во­вые га­ран­тии, при­чем как для доб­ро­со­ве­ст­ных при­об­ре­та­те­лей жи­лья, так и для бан­ков-за­ло­го­дер­жа­те­лей. Го­су­дар­ст­во обя­за­но ис­поль­зо­вать свои ин­фор­ма­ци­он­ные ре­сур­сы для то­го, что­бы обес­пе­чить на­се­ле­ние зна­ния­ми всех пре­иму­ществ и дос­то­инств ипо­те­ки. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия рос­сий­ских гра­ж­дан по­сте­пен­но ме­ня­ет­ся – лю­ди при­вы­ка­ют жить в кре­дит, все бо­лее ши­ро­ко ис­поль­зу­ют воз­мож­но­сти сво­бод­но­го рын­ка, но на со­вре­мен­ной ста­дии они ну­ж­да­ют­ся в ин­фор­ма­ции, ко­то­рая по­мо­га­ла бы им бо­лее точ­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в но­вой эко­но­ми­че­ской ре­аль­но­сти.

Око­ло 50% вы­дан­ных ипо­теч­ных кре­ди­тов в РФ при­хо­дит­ся на Сбе­ре­га­тель­ный банк РФ. За ним идут «Дель­та-Кре­дит», «Райф­фай­зен­банк», «Газ­пром­банк», «Внеш­торг­банк», «Со­бин­банк».

Сей­час ипо­те­ка ак­тив­но функ­цио­ни­ру­ет в ос­нов­ном на рын­ке вто­рич­ной не­дви­жи­мо­сти. Для то­го, что­бы жи­лье ста­ло бо­лее дос­туп­ным, на­до уве­ли­чи­вать срок кре­ди­то­ва­ния, а за­ем­щи­кам сле­ду­ет в за­ко­но­да­тель­ном по­ряд­ке умень­шать сум­му взя­то­го кре­ди­та на ве­ли­чи­ну го­до­вой ин­фля­ции.

На дан­ном эта­пе раз­ви­тия для боль­шин­ст­ва гра­ж­дан кре­дит слиш­ком до­рог. Но да­же в Ка­на­де в на­ча­ле 80-х гг. ХХ в. став­ки по ипо­теч­ным кре­ди­там со­став­ля­ли 22%. В на­стоя­щее вре­мя ипо­те­ка Рос­сии в ос­нов­ном ра­бо­та­ет на са­мых ем­ких рын­ках не­дви­жи­мо­сти – в Мо­ск­ве и Санкт-Пе­тер­бур­ге. В дру­гих тер­ри­то­ри­ях име­ет­ся по­зи­тив­ный опыт ста­нов­ле­ния ипо­теч­но­го строи­тель­ст­ва, для это­го при­вле­ка­ют­ся да­же строи­те­ли дру­гих стран, на­при­мер, в Че­бок­са­рах (Чу­ва­шия) жи­лой квар­тал по­строи­ли вен­гер­ские фир­мы (Ком­мер­сантъ-Ка­зань, 2005, №164).

По­ка не позд­но в Ал­тай­ском крае на­до при­ме­нять ипо­теч­ные кре­ди­ты из ФРГ, а ме­сто их при­ло­же­ния – Не­мец­кий на­цио­наль­ный рай­он и Слав­го­род.

 

10.2.2. Во­про­сы по­вы­ше­ния уров­ня управ­ле­ния

Ана­лиз со­вре­мен­ной эко­но­ми­ки Ал­тая по­ка­зы­ва­ет, что низ­кий уро­вень ре­ше­ния управ­лен­че­ских про­блем яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных при­чин на­рас­таю­ще­го от­ста­ва­ния края от дру­гих ре­гио­нов стра­ны. При­ва­ти­за­ция круп­ных и сред­них пред­при­ятий от­да­ла их
в соб­ст­вен­ность, как пра­ви­ло, ру­ко­во­ди­те­лям за­во­дов, их выс­шим ин­же­нер­ным кад­рам, но они не смог­ли най­ти пу­ти их раз­ви­тию в пе­ре­ход­ных и ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях. Боль­шин­ст­во круп­ных пред­при­ятий края уже не­сколь­ко раз сме­ни­ли вла­дель­цев и, со­от­вет­ст­вен­но, ис­пол­ни­тель­ных ди­рек­то­ров. Сей­час эти ор­га­ни­за­ции ста­ли не­пло­хой раз­мен­ной кар­той для вла­дель­цев де­неж­но­го ка­пи­та­ла из Мо­ск­вы, Ура­ла, дру­гих бо­га­тых ре­гио­нов. Они час­то рас­смат­ри­ва­ют ал­тай­ские пред­при­ятия в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка спе­ку­ля­тив­ной при­бы­ли, или при­бы­ли, воз­ни­каю­щей при де­ле­нии еди­но­го це­ло­го. Круп­ную и сред­нюю ча­ст­ную соб­ст­вен­ность труд­но за­ста­вить дей­ст­во­вать с уче­том ин­те­ре­сов тер­ри­то­рии, и ад­ми­ни­ст­ра­ции края на­до ра­бо­тать так, что­бы спо­соб­ст­во­вать пе­ре­хо­ду этих пред­при­ятий в иму­ще­ст­во та­ких вла­дель­цев, ко­то­рые бы раз­ви­ва­ли хо­зяй­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, вкла­ды­ва­ли по­лу­чае­мую при­быль в мо­дер­ни­за­цию ос­нов­но­го ка­пи­та­ла.

С точ­ки зре­ния ин­те­ре­сов жи­те­лей Ал­тая, на наш взгляд, глав­ный во­прос: по­че­му ру­ко­во­ди­те­ли края его, струк­тур не мо­гут (или не хо­тят) ре­шать стра­те­ги­че­ские во­про­сы раз­ви­тия тер­ри­то­рии, соз­дать та­кие ус­ло­вия хо­зяй­ст­во­ва­ния для вла­дель­цев ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые бы за­став­ля­ли их за­бо­тить­ся не толь­ко о раз­ме­рах при­бы­ли, но и о ка­че­ст­ве про­дук­ции, сбы­та ее тер­ри­то­ри­ям Си­би­ри, РФ, СНГ?

Сей­час ад­ми­ни­ст­ра­ция Ал­тай­ско­го края ре­ша­ет в ос­нов­ном те­ку­щие во­про­сы (к со­жа­ле­нию, все ча­ще они под­чи­не­ны соз­да­нию ус­ло­вий для вы­жи­ва­ния лю­дей), а це­ле­вые про­бле­мы ос­та­ют­ся вне вни­ма­ния. Ко­неч­но, это луч­ше, чем ре­ше­ние во­про­сов обо­га­ще­ния ру­ко­во­ди­те­лей ре­гио­наль­ных струк­тур, что еще не­дав­но име­ло
ме­сто в крае. Для раз­ви­тия тер­ри­то­рии не­об­хо­ди­мо при­вле­кать к управ­ле­нию Ал­тая, му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов, но од­но из глав­ных пре­пят­ст­вий – низ­кая оп­ла­та та­ко­го тру­да. По­это­му для нас не­по­нят­на, на­при­мер, та­кая ак­ция в на­ча­ле 2000-х гг., как сни­же­ние оп­ла­ты тру­да в ад­ми­ни­ст­ра­ции края, объ­яс­няе­мая тем, что в ре­гио­не низ­кий уро­вень жиз­ни на­се­ле­ния. Это вы­гля­дит как по­каз­ная за­бо­та о жиз­ни на­ро­да. На Ал­тае все боль­ше бо­га­тых лю­дей, ко­то­рые создали свои со­стоя­ния, ра­бо­тая по рос­сий­ским за­ко­нам. В дру­гих ре­гио­нах РФ мно­гие мил­лио­не­ры ста­ли гу­бер­на­то­ра­ми и мэ­ра­ми, по­доб­ные лю­ди бу­дут все боль­ше при­хо­дить к вла­сти и на Ал­тае. Од­на­ко в дея­тель­но­сти ре­гио­наль­ных ор­га­нов управ­ле­ния и ра­бо­те ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции мно­го раз­ли­чий, и по­это­му од­на из за­дач вла­сти – су­меть
ор­га­ни­зо­вать труд этих ме­нед­же­ров так, что­бы гос­под­ство­вал при­ори­тет ин­те­ре­сов тер­ри­то­рии.

С ап­ре­ля 2004 г. по ав­густ 2005 г. гла­ва ад­ми­ни­ст­ра­ции Ал­тай­ско­го края М. Ев­до­ки­мов на­зна­чал 22 сво­их за­мес­ти­те­ля (При­ло­же­ние 19). В Рос­сии боль­ше бы­ло толь­ко у А. Ле­бе­дя – гу­бер­на­то­ра Крас­но­яр­ско­го края. Все­го за 1991–2005 гг. за­мес­ти­те­ля­ми гла­вы ад­ми­ни­ст­ра­ции Ал­тай­ско­го края ра­бо­та­ли 55 чел. Толь­ко 5–6 из них по­сле ухо­да с та­кой долж­но­сти за­ня­ли бо­лее «вы­со­кое» по­ло­же­ние. Ос­таль­ные, как пра­ви­ло, не смог­ли най­ти аде­к­ват­но­го мес­та в ие­рар­хи­че­ских струк­ту­рах. Это еще раз под­твер­жда­ет, что мно­гие из них на этой важ­ной для раз­ви­тия края долж­но­сти ока­за­лись слу­чай­но, в си­лу субъ­ек­тив­ных со­об­ра­же­ний.

В ре­гио­нах нет сис­те­мы под­го­тов­ки управ­лен­че­ских кад­ров, кри­те­ри­ев от­бо­ра для на­зна­че­ния на по­ли­ти­ко-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные долж­но­сти. Один из вы­хо­дов, на наш взгляд, – вве­де­ние по­ня­тия «тех­ни­че­ский» за­мес­ти­тель гла­вы ад­ми­ни­ст­ра­ции субъ­ек­та РФ. На этой долж­но­сти го­су­дар­ст­вен­ный ме­нед­жер, спе­циа­лист, ра­бо­та­ет вне за­ви­си­мо­сти от сме­ны гла­вы. На­при­мер, он ку­ри­ру­ет раз­ви­тие АПК и реа­ли­зу­ет по­ли­ти­че­ские ре­ше­ния гла­вы края, но с уче­том осо­бен­но­стей хо­зяй­ст­вен­ной сис­те­мы. У та­ких «тех­ни­че­ских» за­мес­ти­те­лей долж­на быть своя карь­е­ра, на­зна­че­ния долж­ны про­ис­хо­дить вне за­ви­си­мо­сти от по­ли­ти­че­ских ка­так­лиз­мов. Для это­го на­до, по всей ви­ди­мо­сти, вво­дить со­от­вет­ст­вую­щие из­ме­не­ния в Ус­тав края, к при­ме­ру, из 8 за­мес­ти­те­лей но­вый гла­ва ад­ми­ни­ст­ра­ции бу­дет на­зна­чать по­ло­ви­ну из «сво­ей ко­ман­ды», ос­таль­ные – «тех­ни­че­ские» спе­циа­ли­сты. Как по­ка­зы­ва­ет эко­но­ми­че­ский опыт дру­гих стран (на­при­мер Ве­ли­ко­бри­та­нии), это при­во­дит к ста­биль­ной ра­бо­те ми­ни­стерств и уве­рен­но­сти управ­лен­че­ских ра­бот­ни­ков в сво­ем бу­ду­щем. Ана­ло­гич­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию кад­ро­во­го со­ста­ва спе­циа­ли­стов бы­ли и в рос­сий­ской ис­то­рии при В. Ле­ни­не, ко­гда важ­ные долж­но­сти в струк­ту­ре ор­га­ни­за­ци­ей по­сле со­циа­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции за­ни­ма­ли «спе­циа­ли­сты» – пред­ста­ви­те­ли бур­жу­аз­но­го строя, и они уча­ст­во­ва­ли в при­ня­тии управ­лен­че­ских ре­ше­ний.

Про­бле­мы Ал­тая ста­но­вит­ся все труд­нее ре­шать на уров­не од­но­го пред­при­ятия из-за ка­та­ст­ро­фи­че­ской де­кон­цен­тра­ции быв­ших про­из­вод­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний, а вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные то­ва­ры мож­но де­лать толь­ко в боль­ших ор­га­ни­за­ци­ях. В со­вет­ское вре­мя свы­ше 30 пред­при­ятий Ал­тай­ско­го края име­ли чис­лен­ность ра­бот­ни­ков боль­ше 10 тыс. чел., те­перь не ос­та­лось ни од­но­го. При­шед­шая в 1991 г. к управ­ле­нию стра­ной власть, без­ус­лов­но, боя­лась мощ­ных тру­до­вых кол­лек­ти­вов, по­это­му при ре­ше­нии ин­сти­ту­цио­наль­ной про­бле­мы соз­да­ния ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти бы­ло сде­ла­но все, что­бы раз­ук­руп­нить су­ще­ст­во­вав­шие за­во­ды, не за­ду­мы­ва­ясь об эко­но­ми­че­ских по­след­ст­ви­ях. Про­из­вод­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции
в 1,5–2 тыс. чел. прак­ти­че­ски не спо­соб­ны в ус­ло­ви­ях все­об­щей гло­ба­ли­за­ции раз­ви­вать про­из­вод­ст­во за счет соб­ст­вен­ных средств, по­это­му не­об­хо­ди­мы при­вле­чен­ные кре­ди­ты, зай­мы. Бан­ков­ских ис­точ­ни­ков для дол­го­сроч­но­го кре­ди­то­ва­ния на боль­шин­ст­ве тер­ри­то­рий Рос­сии очень ма­ло. Пра­ви­тель­ст­во РФ ин­диф­фе­рент­но на­блю­да­ет за этим или в те­че­ние 2005–2006 гг. дис­ку­ти­ру­ет в СМИ, сто­ит ли на это на­прав­лять ин­ве­сти­ции из Ста­би­ли­за­ци­он­но­го фон­да, при­над­ле­жа­ще­го ему. Но ре­гио­ну на­до ис­кать де­неж­ные сред­ст­ва, что­бы ос­та­но­вить де­ин­ду­ст­ри­ли­за­цию про­мыш­лен­но­сти и сель­ско­го хо­зяй­ст­ва. Вы­ход нам ви­дит­ся в том, что пред­при­ятия края долж­ны за­быть про са­мо­стоя­тель­ность, ог­ра­ни­чить соб­ст­вен­ность и вхо­дить, мож­но ска­зать «впол­зать», во все­рос­сий­ские фир­мы, кор­по­ра­ции, хол­дин­ги, вер­ти­каль­но ин­тег­ри­ро­ван­ные струк­ту­ры,
в со­став транс­на­цио­наль­ных кор­по­ра­ций и т.п. Пусть на круп­ных
и сред­них пред­при­яти­ях Ал­тая, при­над­ле­жа­щих мо­с­ков­ским, ураль­ским ком­па­ни­ям, про­во­дит­ся со­от­вет­ст­вую­щая по­ли­ти­ка как на до­чер­них, вто­ро­сте­пен­ных пред­при­яти­ях, но они по­лу­чат шанс со­хра­нить­ся и че­рез 3–5 лет.

Мы уве­ре­ны, что ес­ли и даль­ше пред­при­ятия края бу­дут на­хо­дить­ся под ру­ко­во­дством ме­ст­ных ме­нед­же­ров, то они окон­ча­тель­но ос­та­но­вят­ся. Ко­неч­но, мож­но при­вес­ти не­сколь­ко удач­ных при­ме­ров раз­ви­тия пред­при­ятий на Ал­тае, но это бу­дет про­яв­ле­ни­ем лож­но­го пат­рио­тиз­ма. В лю­бом го­су­дар­ст­ве есть не­сколь­ко вы­со­ко­при­быль­ных фирм, на­при­мер в Па­ки­ста­не, но от­ста­ва­ние от раз­ви­тых стран уве­ли­чи­ва­ет­ся. При пе­ре­хо­де ор­га­ни­за­ции в соб­ст­вен­ность круп­ной фир­мы при­вле­кае­мые ме­нед­же­ры, как пра­ви­ло, жест­че про­во­дят струк­тур­ную оп­ти­ми­за­цию, боль­ше со­кра­ща­ют ко­ли­че­ст­во за­ня­тых, но они име­ют цель – уве­ли­чить вы­пуск то­ва­ров на оп­ре­де­лен­ной час­ти тер­ри­то­рии Рос­сии, СНГ, где соз­да­ны нор­маль­ные ус­ло­вия для реа­ли­за­ции сво­ей про­дук­ции. Ал­тай­ские соб­ст­вен­ни­ки-ме­нед­же­ры это­го обес­пе­чить не мо­гут.

В кон­це мар­та 2006 г. Но­во­ли­пец­кий ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат (НЛМК) объ­я­вил о по­куп­ке 82% ак­ций ОАО «Ал­тай-кокс»
и 100% ак­ций груп­пы уголь­ных ком­па­ний «Про­копь­ев­ск­уголь» за 750 млн долл. Все­го НЛМК вла­де­ет 88% ак­ций ОАО «Ал­тай-кокс». В кон­це 2006 г. В ОАО бу­дет вве­де­на пя­тая ба­та­рея по про­из­вод­ст­ву кок­са мощ­но­стью 1,14 млн т, тогда сум­мар­ная мощ­ность дос­тиг­нет 5 млн т. Та­кие две по­куп­ки, по сло­вам пред­се­да­те­ля со­ве­та ди­рек­то­ров В. Ли­си­на, по­зво­лят «пол­но­стью удов­ле­тво­рять по­треб­но­сти в кок­се и оп­ти­ми­зи­ро­вать про­цесс его про­из­вод­ст­ва в рам­ках ком­па­нии». Та­ким об­ра­зом, при та­ком чис­то ка­пи­та­ли­сти­че­ском под­хо­де ОАО «Ал­тай-кокс» в луч­шем слу­чае ре­ша­ет свои ло­каль­ные про­бле­мы, а ин­те­ре­сы ре­гио­на у не­го на по­след­нем мес­те.

Не­ко­то­рые во­про­сы раз­ви­тия эко­но­ми­ки мож­но ре­шать с по­мо­щью мар­ке­тин­га, ко­то­рый на уров­не ре­гио­на вне­дря­ет­ся в ви­де яр­ма­рок, аук­цио­нов и дру­гих форм ор­га­ни­за­ци­он­но­го не­бир­же­во­го по­сред­ни­че­ст­ва. В крае для этих за­дач не­об­хо­ди­мо как мож­но боль­ше раз­во­ра­чи­вать дея­тель­ность струк­тур, по­доб­ных ЗАО «Ал­тай­ская яр­мар­ка».

 

10.2.3. Не­об­хо­ди­мость транс­фор­ма­ции ал­тай­ско­го ка­пи­та­ла

Фор­ми­ро­ва­ние ры­ноч­ной эко­но­ми­ки в ре­гио­не бу­дет ид­ти бо­лее ак­тив­но, ес­ли воз­ни­ка­ет не толь­ко соб­ст­вен­ный бан­ков­ский ка­пи­тал, но и про­из­вод­ст­вен­ный ка­пи­тал про­мыш­лен­но­сти, сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, тор­гов­ли и т.д. Поч­ти 15-лет­нее раз­ви­тие ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го хо­зяй­ст­ва в крае не да­ет яс­но­го от­ве­та, ка­кой же ка­пи­тал бу­дет в даль­ней­шем оп­ре­де­лять функ­цио­ни­ро­ва­ние эко­но­ми­ки Ал­тая.

В про­мыш­лен­но­сти соб­ст­вен­ный (ме­ст­ный) зна­чи­тель­ный по объ­е­му ка­пи­тал на­ко­п­лен в ос­нов­ном у вла­дель­цев му­ко­моль­но-кру­пя­ных пред­при­ятий. Вы­рос­шие из спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных эле­ва­то­ров, уз­ко ори­ен­ти­ро­ван­ных хле­бо­при­ем­ных пунк­тов, не­боль­ших му­ко­моль­ных за­во­дов зер­но­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие ор­га­ни­за­ции Ал­тая за­вое­ва­ли ус­той­чи­вое по­ло­же­ние по всей стра­не. Так, ОАО «Па­ва» (рань­ше ОАО «Хлеб Ал­тая»), при­над­ле­жа­щее от­цу и сы­ну Иго­ши­ным, в на­стоя­щее вре­мя кон­тро­ли­ру­ет 2,3% про­из­вод­ст­ва му­ки стра­ны, что для этой от­рас­ли, где в прин­ци­пе не­воз­мож­ны мо­но­по­ли­сты, яв­ля­ет­ся очень ве­со­мым по­ка­за­те­лем. В 2005 г. «Па­ва» – од­но из не­мно­гих пред­при­ятий РФ (вто­рое в Си­би­ри) – пуб­лич­но раз­мес­ти­ло на Мо­с­ков­ской ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной бир­же свои
ак­ции – IPO, что по­зво­ли­ло при­влечь в ак­ти­вы ОАО 8 млн долл. Ко­неч­но, по мо­с­ков­ским по­ня­ти­ям это не­мно­го, но сам факт, что ал­тай­ская фир­ма ис­поль­зу­ет со­вре­мен­ные ин­ст­ру­мен­ты для сво­ей ка­пи­та­ли­за­ции, яв­ля­ет­ся ощу­ти­мым про­ры­вом на рын­ке цен­ных бу­маг. Дру­гой при­мер: ор­га­ни­за­ция В. По­кор­ня­ка – фир­ма «Ал­тан», вы­пус­каю­щая про­дук­цию с брен­дом «Гран­му­ли­но», – за­ни­ма­ет пя­тое ме­сто в стра­не по про­из­вод­ст­ву ма­ка­рон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...