Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционного классного часа




Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час
Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т. е. на формирование в личности ребенка социально-типичного Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Содержа-тельный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа, наряду с педагогом, субъектными полномочиями обладает большинство учащихся
Организаци-онно- деятельност-ный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимо-действие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа Учащиеся являются полно-правными организаторами клас-сного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалого-вые и полилоговые формы общения
Оценочно- аналитиче-ский При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

 

В зависимости от характера деятельности детей, степени их активности Л. В. Байбородова выделяет три группы классных часов.

К первой относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта, школьники лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. К таким относятся классные часы на темы: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Режим дня и НОТ школьника» и др.

Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение содержания, главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты классного часа. Педагог ведет классный час, привлекая учащихся к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Таковы, например, классные часы на темы: «О культуре внешнего вида», «Дружба в жизни человека» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников – Совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их работу.

Данный тип классных часов возможен в том случае, если:

- школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;

- значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективно-творческой работы, самостоятельна и ответственна;

- актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

Подготовка педагога к классному часу складывается из следующих этапов:

- определение темы классного часа, формулировка его цели и задач;

- тщательный отбор материала с учетом поставленных цели и задач, исходя из требований к содержанию классного часа;

- составление плана подготовки и проведения классного часа (на этом этапе важно привлекать школьников к активной деятельности);

- подбор наглядных пособий, музыкального сопровождения, подготовка помещения;

- определение целесообразности участия в классном часе родителей учащихся, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;

- определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа;

- выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.

В структуре классного часа принято выделять три части: вступительную, основную, заключительную.

Задача вступительной части – мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьезное отношение к теме разговора. Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа. В заключительной части важно создать у всех учащихся чувство удовлетворения состоявшимся разговором, пробудить у них желание внести изменения в работу класса.

Важное место в организации воспитательной работы занимает игра. В зависимости от возраста учащихся можно использовать разные виды игр. Например, «Какое слово я написал?», «На одну букву», «Совушка», «Поймай последнего в колонне», «Разыгрывание фантов», «На одной ноге», «Отвечает сосед», «Бег сороконожек» и др. (см. приложение 10).

Также в своей деятельности студент-практикант может использовать игровые методики, представленные в пособиях Н. Е. Щурковой, «На твоем бы месте», «Хочу» и «Надо», «В кругу симпатий», «День добрых сюрпризов», «Волшебный стул» и др.

Критериями оценки воспитательных мероприятий являются:

- актуальность и обоснованность поставленных цели и задач;

- соответствие содержания деятельности поставленным цели и задачам;

- умение создать эмоционально-положительную атмосферу в ходе проведения мероприятия;

- умение устанавливать контакт с учащимися;

- включенность всех членов детского коллектива в деятельность с учетом индивидуальных, психофизических, творческих особенностей учащихся;

- соответствие результата мероприятия его замыслу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...