Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика ученической группы




1. Состав учащихся класса.

1.1. Возрастной состав.

1.2. Познавательный уровень развития воспитанников.

2. Наличие актива в классе, его характеристика.

2.1. Состав актива.

2.2. Официальный и фактический активы, их характеристика.

3. Состояние здоровья учащихся класса.

3.1. Особенности состояния здоровья воспитанников.

3.2. Отношение к занятиям физкультурой и спортом, наличие интересов, характеристика мотивов.

3.3. Виды спорта, которыми увлекаются ученики; их занятость в спортивных кружках и секциях.

4. Организованность ученической группы.

4.1. Умение воспитанников организовываться для выполнения коллективных дел.

4.2. Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера.

4.3. Общение воспитанников в школе и вне ее.

4.4. Наличие дружеских отношений, их характеристика.

4.5. Форма выражения одобрения или осуждения своих товарищей.

4.6. Отношение к критике и самокритике.

4.7. Отношение к отличникам, неуспевающим, активу, дезорганизаторам, к воспитанникам с физическими недостатками.

5. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности воспитанников.

5.1. Желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей.

5.2. Умение планировать учебную работу: навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи.

5.3. Умение выделять главное в учебном материале: стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы.

5.4. Умение осуществлять самоконтроль в учении, уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно.

5.5. Уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе.

6. Ведущие интересы и склонности воспитанников.

6.1. Увлеченность воспитанников каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.

6.2. Интерес к предполагаемым профессиям.

6.3. Реализация интересов и склонностей на занятиях кружков и факультативов, в олимпиадах и конкурсах, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами; в оформлении и оборудовании кабинетов, комнаты отдыха, игровой комнаты.

6.4. Наличие у воспитанников наград за успехи в урочной и внеурочной работе.

7. Культурный кругозор.

7.1. Начитанность воспитанников, широта их культурных интересов.

7.2. Умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни.

7.3. Художественные способности, имеющиеся у воспитанников, их реализация.

8. Общественная и трудовая активность воспитанников.

8.1. Инициативность, желание участвовать в школьных и групповых делах.

8.2. Отношение к труду.

8.3. Добросовестность в выполнении поручений.

8.4. Стремление добровольно включаться в дела.

8.5. Заинтересованность воспитанников в делах коллектива.

9. Нравственная воспитанность.

9.1. Сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения).

9.2. Степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлению недисциплинированности, честность, порядочность.

10. Взаимоотношения учащихся в классе.

10.1. Отношения учащихся друг к другу, внимательны ли они к товарищам, стараются ли помочь друг другу.

10.2. Степень общительности.

10.3. Место каждого воспитанника в коллективе.

10.4. Предъявление требовательности к друзьям, умение видеть недостатки.

11. Рекомендации по дальнейшему сплочению классного коллектива.

11.1. Какие педагогические мероприятия следует провести в целях сплочения и организации классного коллектива.

11.2. Как использовать коллектив для воспитательного воздействия на отдельных воспитанников.

 

Приложение 8

 

ПЛАН ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА О ХОДЕ ПЕДПРАКТИКИ

1. Особенности школы и основные проблемы, над которыми работает педагогический коллектив.

2. Ваши впечатления от встречи со школьной администрацией и педагогическим коллективом (директором, завучем, организатором, учителями). Какую методическую помощь за период практики оказал Вам каждый из них?

3. Каковы Ваши впечатления от первой встречи с учениками и как изменились Ваши представления о них в последующий период?

4. Чему научили Вас уроки учителя данного класса, что пригодилось бы Вам в будущей практической деятельности?

5. Какие творческие задания Вы избрали для себя на период педагогической практики, какие формы и методы воспитательной работы Вы использовали при взаимодействии с классом?

6. В какой форме Вы проводили работу с родителями?

7. Какую помощь Вы получили от методистов за период практики?

8. Что Вам дала педагогическая практика (впечатления, положительные моменты, замечания и пожелания)?

Приложение 9

ПИСЬМО-СОГЛАСИЕ

Администрация МОУ «Средняя общеобразовательная школа № … г. о. Саранск» имеет возможность принять для прохождения педагогической практики студентку … курса … группы заочного отделения факультета психологии и дефектологии, специальности «Педагогика и психология» Петрову Марину Ивановну с … по ….

 

Директор школы Подпись

Печать

 

Приложение 10

 

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ

 

«Какое слово я написал?»

Ведущий становится перед игроками, которые стоят в шеренге или сидят на стульях, и говорит, что будет писать в воздухе короткие слова печатными буквами по одной букве сверху вниз. Напишет слово и обратится к одному из играющих с вопросом «Какое слово я написал?». За правильный ответ – одно очко.

Слова, которые «пишет» ведущий, должны быть короткими – из трех-четырех букв. Например, свет, стол, небо и др.

Ведущий спрашивает игроков не по порядку, неожиданно, отвечать нужно быстро. Кто замешкался, зачетного очка не получает. Когда ведущий обратится к каждому из играющих, подводится итог: кто самый внимательный, у кого больше очков.

 

«На одну букву»

Для игры требуется мяч любого размера. Участники игры становятся в круг. У одного из них в руках мяч.

Играющие договариваются, на какую букву будут говорить слова. После этого игрок с мячом бросает его кому-либо из стоящих в кругу. Поймавший мяч должен сказать слово на условленную букву. Не ответивший быстро или повторивший уже сказанное кем-либо принимает любое гимнастическое положение (например, ставит руки на бедра, вытягивает руки вверх, приседает и т. д.) и стоит так, пока не поймает брошенный ему мяч в следующий раз и не скажет слово на заданную букву.

Интерес игры заключается в том, чтобы быстро подобрать слово на букву, выбранную играющим, и тотчас же передать мяч дальше.

«Совушка»

Ведущий назначает водящего – Совушку. В начале игры совушка сидит в своем «гнезде» (пространство, ограниченное кругом, обручем). По сигналу ведущего «День наступает, все оживает» дети начинают двигаться по площадке, изображая жуков, бабочек, птичек и т. д. По команде ведущего «Ночь наступает, все замирает – сова вылетает!» Совушка выходит на охоту и все замирают в разных позах. Совушка идет по площадке, внимательно наблюдает за всеми, как только кто-то пошевелится или засмеется, уводит его в свое гнездо. Она не должна подолгу стоять возле одного игрока. Когда Совушка отходит, можно пошевелиться, поменять позу, но только тихо, чтобы она этого не заметила. По сигналу «День наступает…» Совушка улетает в гнездо, а участники игры снова начинают бегать по площадке.

Возможно несколько вариантов игры. Пойманные игроки сидят в «гнезде» до смены Совушки, а затем вновь включаются в игру. Смену объявляет ведущий, а Совушка назначается из тех, кто не был пойман. Возможен вариант, когда Совушка как бы заколдовывает пойманных игроков, и они тоже становятся Совушками и выходят на охоту.

 

«Поймай последнего в колонне»

Участники игры выбирают водящего и строятся в колонну по одному, обхватывая за пояс впереди стоящего игрока. Водящий становится лицом к колонне на расстоянии двух-трех шагов от «головного» игрока.

По условному сигналу водящий старается поймать последнего игрока колонны. Первый головной игрок в колонне этому препятствует. Он вытягивает руки в стороны, защищая свою колонну, которая извивается за впереди стоящим, и тоже стремится не дать водящему поймать последнего игрока. Во время игры нельзя отпускать руки и тем самым разрывать цепь. Если разрыв произойдет, то виновник его выходит из игры или идет на место водящего. Если водящему удастся поймать последнего игрока, то он становится водящим, а бывший водящий встает в середину колонны. Если водящий долго не может поймать последнего игрока, то можно заменить его игроком, стоящим в голове колонны, а бывший водящий становится в середину ее. Заканчивается игра по желанию детей.

«Разыгрывание фантов»

Фантами называют мелкие предметы (карандаш, ручка, пуговица, камушек и т. п.), которые отдает играющий, нарушивший какое-либо правило в игре. Разыгрывают фанты так: одному из ребят завязывают глаза, а фанты-предметы кладут в шапку, корзинку, мешочек. Затем, поочередно вынимая фанты, предлагают играющему с завязанными глазами сказать, что делать тому, чей это фант. Задания надо давать такие, которые были бы посильны учащимся, например, спеть, сплясать, рассказать стихотворение, принять какую-либо красивую позу, сказать скороговорку, изобразить какое-нибудь животное и т. п.

«На одной ноге»

На полу или на земле чертится круг диаметром в полтора метра. Соперники входят в круг и по сигналу ведущего начинают прыгать на одной ноге: правой или левой, кому как удобнее. Задача – вытолкнуть плечом соперника из круга или заставить его встать на обе ноги. Кто сумеет это сделать, тот и объявляется победителем.

«Отвечает сосед»

Все играющие садятся в круг. Выбирается водящий, который входит в центр круга. Он может подойти к любому игроку и задать какой-нибудь простой вопрос, например: «Как ты себя чувствуешь?», «Нравится ли тебе сегодняшняя погода?», «Кто твой лучший друг?» и т. п. Отвечать на этот вопрос должен не тот, к кому обратился водящий, а его сосед справа. Кто ошибется, получает штрафное очко или отдает ведущему свой фант – какой-нибудь предмет: ручку, ластик и т. д.

В конце игры подсчитываются штрафные очки. У кого их больше, тот и проиграл, у кого их нет – тот победитель игры.

Если игроки штрафуются фантами, в конце проводится их разыгрывание – владельцы фантов должны выполнять пожелания играющих: прочитать стихотворение, спеть песню и т. д.

«Бегсороконожек»

Играющие делятся на три-четыре команды, и каждая команда выстраивается в колонну по одному, параллельно одна другой. Перед колоннами проводится линия старта. На расстоянии 15 - 20 метров от линии старта напротив каждой колонны ставятся стойки или кегли (флажки, городки). Все играющие удерживают впереди стоящего за пояс.

По сигналу ведущего команды бегут в полном составе цепочкой к своей стойке, огибают ее с правой стороны и возвращаются обратно, где занимают первоначальное положение за линией старта. Во время бега расцеплять руки нельзя. Но уж если расцепились, должны тут же восстановить положение, иначе команда проиграет.

Нельзя также ронять предмет, который команда обегает. Если стойка упала, команда обязана остановиться и поднять ее и только после этого продолжить свой бег. Побеждает команда, первой закончившая бег не расцепившись.

 

«На твоем бы месте»

В этой игровой методике участники занятий поочередно сообщают о некоторой проблеме в своей жизни (проблема может быть надуманной или даже фантастической). Слушатели высказывают ряд предложений, как можно было бы ее решить. Начальная фраза одинакова: «Если бы я был на твоем месте...».

Преждечем начать игру, все играющие договариваются, сколько проблем они на этот раз смогут обсудить: пять? четыре? семь? десять?.. Договоренность строго соблюдается, иначе невольно появляются обиженные, которым кажется, что их обошли вниманием.

Обычно объявляются проблемы самого банального порядка, но это не дает оснований для пренебрежительного к ним отношения. Очень полезно, если в числе «оказавшихся в трудной ситуации» будет педагог - это придаст игре особую серьезность, хотя и не исключит условности игрового взаимодействия.

Введение игры в традиционные формы групповой работы снимает необходимость обсуждения ряда острых дискуссионных проблем, возникающих в группе. Пока высказывается ряд индивидуальных мнений по поводу возникшей проблемы, производится ее осмысление и уже высказано общественное мнение, а значит, нет надобности специального обсуждения случившегося.

 

«Хочу» и «Надо»

Групповая игра «Хочу» и «Надо» проводится как командное состязание. Игроки команды «Хочу» поочередно высказывают какие-либо желания. Команда «Надо» после непродолжительного обсуждения выдвигает ряд усло­вий, которые необходимо выполнить, чтобы реализовать эти желания.

Например, первый игрок говорит: «Я хочу отправиться в Швейцарию покататься на горных лыжах». На это команда «Надо» отвечает: «Для этого тебе нужно купить горные лыжи, научиться кататься на них, получить загранпаспорт и визу, заработать необходимую для поездки сумму денег, выучить иностранный язык» и т. п.

Игрок из команды «Хочу» решает, насколько реально для него в данный момент это желание. И если он сам приходит к выводу, что его «хочу» пока невыполнимо, то он покидает свою команду и отправляется в «Область мечты». Команда «Надо» при этом получает одно очко.

Первый тур игры проводится как разминочный, поэтому всем игрокам команды «Хочу» выдаются карточки с заранее написанными желаниями. Например: «Я хочу иметь большой и красивый дом», «Я хочу иметь роскошный автомобиль», «Я хочу, чтобы моя речь была красивой и логически стройной», «Я хочу быть закаленным и физически крепким», «Я хочу, чтобы у меня было много отзывчивых и преданных друзей».

Ведущему необходимо следить, чтобы в первом туре записи желаний на карточках, которые зачитывают игроки команды «Хочу», начинались с материальных ценностей и переходили к духовным. Это позволяет вывести разговор второго тура на более высокий уровень человеческих ценностей и отношений. Победителями в итоге становятся все: и педагог, и дети, и те, кто играл в командах, и те, кто был зрителем.

Для второго свободного тура состав команд можно полностью поменять. Карточки с желаниями здесь раздавать не обязательно, так как дети быстро усваивают основной принцип игры и прежде чем сказать о своем «хочу», мысленно продумывают, насколько реальна эта мечта.

 

«В кругу симпатий»

Эпиграфом к этой форме работы могут послужить слова песни Б. Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплименты…». Методическое обеспечение этой игры на редкость простое: участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом тот, кто посылает мяч, говорит комплимент тому, кому мяч адресуется. Принимая лестный отзыв, нужно поблагодарить предыдущего участника и продолжить игру. Вариант игры: безмолвное высказывание (языком мимики и пластики) симпатий по отно­шению друг к другу.

Никакой строгой последовательности в перебрасывании мяча нет: он может передаваться поочередно по кругу или посылаться через весь круг. Единственное, что должен держать в поле своего внимания педагог, так это то, чтобы никто из участников не остался без внимания. И еще одно правило этой игры - комплимент повторять нельзя.

Организуя эту игру, не нужно стремиться к максимально возможному количественному наполнению круга участниками: пусть будут игроки и пусть будут зрители. В следующий раз в круг войдут те, кто сегодня был просто наблюдателем. Духовное усилие все равно совершается всеми присутствующими в классе. Эта игра не должна быть затянутой по времени, чтобы даже ее организационный аспект формировал образ легкости и неприну­жденности высказывания симпатий. Порой десяти минут подобной игры достаточно для того, чтобы, выйдя из класса, ученики захотели воспользоваться приобретенными умениями в реальной жизни.

 

«День добрых сюрпризов»

«День добрых сюрпризов» - это этическое упражнение на умение оказывать знаки внимания, пробуждение жажды дарить окружающим благо, веселый, добрый розыгрыш, итог которого заведомо приятен. Его проводят при условии благоприятного психологического климата в школе и для наибольшей гуманизации взаимоотношений в школе. Это веселое мероприятие укрепляет дружеские отношения, развивает симпатии, повышает психическое состояние отдельных детей, содействует психологической раскрепощенности. В нем наравне с детьми обязательно участвуют и педагоги. Субъектом добрых сюрпризов в этот день выступает не учитель или ученик, не первоклассник, десятиклассник, директор, а человек. Социальная роль в этот день у всех единая - быть че­ловеком, доставляющим радость другому.

О Дне добрых сюрпризов сообщается заранее, чтобы у детей было время реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги напоминают детям о приближении этого дня, но скорее репликой, мимоходом, как если бы и сам педагог вспомнил о приближении веселого праздника.

Инициативу в организации этого дня берут на себя педагоги: они первыми представляют заготовленные сюрпризы так, чтобы открыть детям путь к добрым делам. Очень часто ребенок, храня в школьной сумке сюрприз, стесняется его вручить, боясь насмешек в адрес своего скромного знака внимания. Педагоги, открыв этот день, демонстрируют все разнообразие добрых сюрпризов: от необычного костюма до веселой песенки, от простой открытки до остроумного рисунка на двери учебного класса.

В этот день оценивается сам акт доброго расположения, принимается все, что несет в себе пожелание добра другому, что сделано своими руками и подарено с душой.

Сюрпризы для группы, для коллектива сочетаются с индивидуальными знаками внимания. Это вносит в методику веселого праздника некоторые сложности: педагоги должны предвидеть ситуации оставленного без внимания ребенка и корректировать их немедленно, внося дополнительные проявления симпатии в виде новых сюрпризов. Понятно, что педагог, наряду с одним сюрпризом, который раскрывает сразу для всех в начале дня, заготавливает два-три запасных, которые могут и не быть подарены, если ситуация с сюрпризами по всей школе складывается благоприятно.

Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, можно объявить о главном законе этого дня, например: «Сюрприз - это добрые движения доброго сердца» или «Сюрприз не разрушает жизнь, а возвышает ее». Но тут важно соблюсти меру, не перейти к нравоучению, предоставив детям свободу их фантазии и творческой смелости.

В мозаике добрых сюрпризов должно быть очень мало товарных сюрпризов, т. е. таких, которые куплены, а не являются продуктом духовных и физических усилий самого ученика. Единственным правом устраивать сюрпризы-подношения обладают взрослые (родители и учителя), так как они зарабатывают деньги и вправе тратить их по собственному усмотрению. Но и они не могут злоупотреблять таким преимуществом.

 

«Волшебный стул»

В данной форме сочетаются ценностно-ориентационная и игровая деятель­ность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры. Как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства. Присутствующие громогласно объявляют о них (предполагается, что «волшебный стул» при этом не способен «высветить» ни один недостаток, зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующим).

Педагог предлагает сначала в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что они видят. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый», «веселый», «общительный»...) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», «если у него попросить что-то, он это даст»), или сообщают о случаях, во время которых проявилась его личность («когда я болел, он приходил ко мне», «никто не остался убирать класс, а он остался»). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важно озвучивание достоинств внешности («красивая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»).

«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, окутывает его игровым флером таинственности («эта дама, сидящая перед нами...», «этого господина мы видим...», «у этого юноши»...), на него начинают смотреть другим взглядом. Обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, - комплименты друг другу.

«Волшебный стул» проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти че­рез игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим», или «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы».

«Волшебный стул» может быть частью какого-то другого, более масштабного группового мероприятия или проводиться независимо от других видов групповой деятельности.

Приложение 11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...