Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к качеству продукции




ВВЕДЕНИЕ

В сегодняшних условиях проблема качества занимает одно из центральных мест в деятельности предприятия. Только высокое качество позволит обеспечить конкурентоспособность отечественным товарам. Кроме того, общеизвестным является сегодня и тот факт, что высокое качество выпускаемой продукции способствует повышению эффективности работы и прибыльности предприятия.

Опыт России и зарубежных стран в области качества свидетельствует, что высокое качество продукции зависит от вовлеченности всего персонала предприятия в эту работу, создается, благодаря системному подходу к этой работе, обеспечивается знанием запросов потребителей.

В России решение проблем качества пока еще не является национальной идеей, хотя вклад российских ученых в копилку знаний по проблемам качества высок, и в последние годы на правительственном уровне предпринимаются попытки поднять эту работу на более высокий уровень. Большое значение здесь имеет формирование системы непрерывного и всеобщего обучения широких слоев общества знаниям в области качества. Менеджеры всех уровней управления на предприятиях должны не только иметь хорошие знания, но и обладать практическими навыками в области управления качеством.

Данное учебное пособие подготовлено с этим прицелом: оно не только дает знания по основам управления качеством, основам стандартизации и сертификации, но и знакомит с отечественным и зарубежным опытом в этой области, включая самооценку по критериям Премии Правительства РФ в области качества, программу-конкурс «100 лучших товаров России». Так же в пособии представлен материал по конкурентоспособности продукции и предприятия, показаны наиболее известные методы их оценки.

Каждая из восьми глав пособия содержит краткие выводы, контрольные вопросы для самопроверки и практикум, включающий тесты и задания. Все это способствует выработке и знаний, и практических умений.

В основе учебного пособия лежит авторский опыт чтения лекций и проведения практических занятий по дисциплине «Управление качеством» в Ивановском государственном университете на специальности «Менеджмент организации».

 

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

 

Понятие «качество продукции» и основные

требования к качеству продукции

 

Рыночные отношения выдвигают новые, более высокие требования к качеству продукции и услуг. Добиться высокого качества можно только благодаря системному подходу к управлению качеством.

Системный подход подразумевает, что управлять качеством необходимо на всех стадиях жизненного цикла продукции, т. е. начиная с проектирования, в момент производства и на стадии эксплуатации продукции.

Эффективно управлять качеством продукции можно только в том случае, если овладеть всем комплексом знаний в этой области, включая отечественный и зарубежный опыт.

Цель курса «Управление качеством» — это приобретение знаний и умений в области управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Задачи курса «Управление качеством»:

1. Овладение понятием «качество продукции».

2. Овладение понятием «система управления качеством».

3. Овладение знаниями по управлению качеством на стадиях жизненного цикла продукции.

4. Овладение навыками в области применения статистических методов контроля качества.

5. Овладение понятиями «стандартизация» и «сертификация» как основой управления качеством.

6. Овладение понятием «конкурентоспособность» и методами ее оценки.

7. Знакомство с различными отечественными и зарубежными системами управления качеством продукции.

Качество продукции, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех предпринимателя на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству продукции, поскольку именно качество в первую очередь определяет конкурентоспособность продукции на рынке.

Понятие «качество» давно привлекало исследователей, как ученых, так и практиков, и в своем развитии прошло длинный путь, что можно проследить по таблице 1 [15, с. 17].

Международные стандарты в области качества ИСО* серии 9000 сегодня дают следующее определение качества продукции — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции сегодня формируется под воздействием ряда основополагающих факторов:

1. Восприимчивость промышленных предприятий к оперативному использованию последних достижений НТП.

2. Необходимость тщательно изучать требования внутреннего и международного рынков, т. е. потребности разных категорий потребителей.

3. Интенсивное использование «человеческого фактора», его творческого потенциала через обучение, воспитание, систематичное повышение квалификации, применяя материальные и моральные стимулы.

С понятием качество продукции очень тесно связано понятие техническое качество продукции, под которым следует понимать соответствие показателей качества продукции требованиям ГОСТа, который лежит в основе создания данного продукта.

Под обеспечением качества следует понимать совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенные требования потребителя [14, с. 48].

 

 

Таблица 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...