Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страхування вантажів, що перевозять на морському транспорті та відповідальності власників суден.




К транспортному страхованию принадлежит морское страхование, которое является древнейшим видом страхования, его история связана с развитием морской торговли. Родиной этого вида страхования является Италия. Начальные операции морского страхования связанные со сделкой Бодмер и фиктивной сделке купли-продажи. Эти операции осуществлялись единоличными страховщиками, а специализированных организаций тогда еще не существовало. Изменения происходят в этой сфере страхования в конце XVI в., Когда в Англии начинает активно развиваться морская торговля. Именно это повлияло на дальнейшее развитие морского страхования в Англии, которая на длительное время стала мировым центром морского страхования. Развитие морского страхования, без сомнения, связан с корпорацией "Ллойд".

Сейчас большинство договоров морского страхования заключается на основании Морского страхового полиса "Ллойда" и оговорок Института лондонских страховщиков. В Украине современные основные требования к договорам морского страхования отражены в Кодексе торгового мореплавания Украины (раздел VIII) и в Законе Украины "О страховании". В последнем законодательном акте определены следующие виды обязательного страхования:

- страхование ответственности морского перевозчика и исполнителя работ, связанных с обслуживанием морского транспорта на возмещение убытков, причиненных пассажирам, багажу, почте, грузу, другим пользователям морского транспорта и третьим лицам;

- страхование средств водного транспорта;

- страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов;

- страхование ответственности морского судовладельца.
Объектами морского страхования может быть любой связанный с мореплаванием имущественный интерес, в частности: морские суда; грузы; фрахт; контейнеры; гражданская ответственность судовладельца и перевозчика перед третьими лицами.

В морском страховании используется институт абандон, который означает, что страхователь отказывается от своих прав на все застрахованное имущество и получит полную страховую сумму в случае пропажи судна без вести, экономической нецелесообразности ремонта застрахованного судна или ликвидации повреждений. То есть это отказ страхователя от застрахованного имущества в пользу страховой компании с целью получения полной страховой суммы.

Основными видами морского страхования являются:

Страхование груза (карго): большинство груза страхуется по стандартным условиям, а в отдельных случаях груз страхуется на особых условиях (при перевозке нефти, зерна, угля). Факторами, влияющими на размер страхового тарифа по договору страхования карго являются: тип груза, его упаковка, размер, вес, стоимость, продолжительность рейса, время года, судно, которое его переправляет. Практика страхования груза предусматривает четыре варианта его оценки: первый - стоимость груза в пункте отправления с учетом ожидаемой прибыли (наиболее используемый), второй - стоимость в месте назначения, третий - страховая стоимость определяется на основе особых положений, которые зафиксированы в договоре купли-продажи; четвертый - восстановительная стоимость. Если страхователь неоднократно осуществляет отправку груза в течение длительного времени (например, года), то страховая компания может заключать генеральный (глобальный, абонементный) страховой полис продолжительности действия на один год.

Страхование риска потери фрахта (фрахт - плата за аренду судна): страхуется судовладелец от потери дохода. Такое покрытие часто включают в условия страхования каско судов.

Страхование ответственности судовладельцев проводится на основе требований международных соглашений. В большинстве случаев такое страхование осуществляется клубами взаимного страхования - "Р & I" (клубы защиты и возмещения). Поэтому такое страхование известное под названием "Р & I". Клубы страхуют ответственность судовладельцев, менеджеров и других лиц, связанных с эксплуатацией судна по отношению к третьим лицам, включая ответственность за загрязнение окружающей среды. Ведущие клубы защиты и возмещения находятся в Великобритании, Швеции, США, Норвегии.

Судовладельцу выдается сертификат о зачислении его в члены клуба, перечень принятых на себя в клубе страховых интересов, порядок уплаты страховых взносов, размер франшизы по каждым рейсом, срок страхования. Деятельность клуба базируется на использовании средств созданного фонда. Если средств фонда не хватает, то его члены осуществляют дополнительный вклад. Для этого рассчитан годовой взнос членов клуба делится на части и при необходимости последующая часть взноса увеличивается.
Критериями для определения размера страховых премий в клубе есть: тип судна, район плавания, объем страховой ответственности, тоннаж, а также требования национального законодательства об ответственности судовладельца. При наступлении страхового случая судовладелец обращается в клуб и представляет аварийный сертификат, акт экспертизы, другие документы, касающиеся ущерба.

Представляет интересы отечественных страховщиков в области морских рисков в международных объединениях страховщиков Морское страховое бюро Украины. Только его члены - страховые компании при условии получения соответствующей лицензии имеют право заключать договоры морского страхования. Кроме того, в ноябре 2002 г, был создан Украинский пул по страхованию ответственности судовладельцев.
Страхование каско судов обеспечивает защиту судовладельцев и других лиц, связанных с эксплуатацией судов, от рисков уничтожения или повреждения.
Страхованию каско судов характерны следующие разновидности:

- Страхование с ответственностью за уничтожение и повреждение: предусматривает наиболее полный объем ответственности и включает возмещение убытков как от полного уничтожения, так и от повреждения судна;

- Страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения: страховая компания компенсирует убытки от полного уничтожения судна, а также те убытки, вызванные катастрофами. Объем ответственности страховщика перед страхователем ограничен;

- Страхования без ответственности за частную аварию: предполагает ограниченность случаев, касающихся возмещения ущерба при частичном повреждении судна;

- Страхование с ответственностью только за полное уничтожение судна, включая расходы по спасанию: страховщик возмещает лишь убытки от полного уничтожения судна или пропажи судна без вести (приравнивается к полному уничтожению, в случае пропажи судна без вести страховщик отвечает в размере полной страховой суммы) и по спасению судна;

- Страхование с ответственностью только за полное уничтожение судна: возмещаются потери только от полного уничтожения судна или пропажи его без вести.

К страхованию каско судов на практике применяются дополнительные виды страхования: дополнительное годовое страхование для обычных судов, которые плавают в нормальных условиях, страхование на определенный срок для обычных судов, находящихся в условиях, отличных от нормальных; специализированное страхование для специфических судов.
Договор страхования морского судна заключается на основании заявления, в котором обязательно подается такая информация: объект страхования, тип, год постройки морского судна и другие его характеристики, условия страхования, продолжительность страхования и т.п..

Заключается договор страхования сроком на один год или на продолжительность рейса. Если судно страхуют на один рейс, то в договоре указываются порты, куда заходит судно, а если на определенный срок, то указывают срок и предполагаемые районы плавания. Страховой полис действует в рамках определенного географического региона.
Если морское судно меняет рейс (или выходит за пределы территории) без предварительного уведомления об этом страховщика, его ответственность за убытки в результате страховых событий прекращается. Если изменения маршрута были вынужденными (установлено законодательными нормами), то необходимо уведомить страховщика о них и дать согласие на оплату дополнительной страховой премии.

Для каждого морского судна индивидуально устанавливается страховая сумма и страховой тариф, что обусловлено различными условиями эксплуатации и характеристиками судна. Основными факторами, влияющими на размер страхового тарифа, есть: история страхования, стоимость и возраст судна (условно морские суда подразделяют на молодые и старые, старые суда - те, срок эксплуатации которых превышает 15-20 лет, они страхуются по более высоким ставкам), тип судна, мощность двигателя и другие технические характеристики.

В английском практике страхования морских судов применяют следующие способы расчета страховой премии: первая - базой для расчета является стоимость судна, второй - тоннаж судна.
Так, морское страхование масс давнюю историю развития. Современными его видами являются: страхование каско судов, страхование грузов, страхование риска потери фрахта, страхования ответственности судовладельца.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...