Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика “уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах” (УСЦД) инструкция




МЕТОДИКА “УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ “ЦЕННОСТИ” И “ДОСТУПНОСТИ” В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ” (УСЦД) ИНСТРУКЦИЯ

К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца!

Перед вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:

1Активная, деятельная жизнь;

2Здоровье (физическое и психическое здоровье);

3Интересная работа;

4Красота природы и искусства;

5Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

6Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

7Наличие хороших и верных друзей;

8Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

9Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а

также интеллектуальное развитие);

10Свобода как независимость в поступках и действиях;

11Счастливая семейная жизнь;

12Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).

Далее смотри бланк:

На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.

Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.

Пример: Вам дана пара 2 3 Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 – интересная работа.

Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа.

Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!

Отвечать старайтесь быстро, первым впечатлением. Закончив первую матрицу, переходите ко второй.

В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей являются для Вас более доступными, легче достижимыми в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достижима для Вас. Пример: Пара 2 3 Если Вы обвели 3, то это означает, что интересная работа более доступна для Вас,

чем наличие хорошего здоровья.

ПРИСТУПАЙТЕ К ЗАПОЛНЕНИЮ.

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

Ф. И. О. ______________________Возраст______Пол_____Профессия_________________

Образование__________________________ Хронические заболевания_______________

___________________________________________________________________________

“______”______________199 г.

 

МАТРИЦА №1

Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12        
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12          
1   8 2 9 3 10 4 11 5 12            
1 9 2 10 3 11 4 12              
1 10 2 11 3 12                
1 11 2 12                  
1 12                    

 

МАТРИЦА № 2

Теперь сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7   10 8 11 9 12    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12        
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12          
1 8 2 9 3 10 4 11 5   12            
1 9 2 10 3 11 4 12              
1 10 2 11 3 12                
1 11 2 12                  
1 12                    
  Баллы Ц и Д

№№ понятий ценностей

 
Ц (1)                        
Д (2)                        
(1) – (2)                        

 

R = S ½ (1) – (2)½ =

 

 

ВК: ВВ: НЗ = ____: ____: ____

                        = ____: ____: ____ (%)

 

ГРАФИК

 

Баллы

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                           

               1    2    3    4     5    6    7     8    9   10   11  12

понятия-ценности

Ценность (красный цвет)

 

Доступность (синий цвет)

 

Вывод.

Лтитература

1. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. — Самара: БАХРАХ — М, 2001.... " [Источник: http: //psychlib. ru/mgppu/FCv-2012/FCv-0071. htm#$p7]

2. Фанталова, Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е. Б. Фанталова // Психол. журн. — 1992. — Т. 13, № 1. — С. 107—117.

3. Фанталова, Е. Б. Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» / Е. Б. Фанталова // Журн. практ. психолога. — 1996. — № 2. — С. 32—37. 40

4.  Фанталова, Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова // Тематическое приложение № 2 к «Журналу практического психолога». — М., 1997.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»

Цель: систематизировать знания относительно волевой сферы личности, рассмотреть основные проявления эмоционально-волевой регуляции поведения, изучить волевые качества личности.

Оборудование и материалы: схемы, таблицы, Опросник волевых качеств личности М. В. Чумакова.

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Сущностной характеристикой человека является самоорганизация способности «творить себя», которая делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, позволяет выстраивать иерархию мотивов, придавая, в конечном итоге, смысл своей жизни. Эта сущностная характеристика нашла свое отражение в понятиях «воля» и «произвольность».

 

 

Рис. 1. Функциональная структура произвольного управления

 

Произвольное управление является интегральным психофизиологическим процессом, поскольку оно, с одной стороны, включает в себя, помимо волевого усилия, ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствование), интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, — но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы). Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что проявления воли — волевые качества — имеют генетическую (биологическую) основу, а не только социальную.

Компоненты системы волевой регуляции:

- планирование целей;

- моделирование (анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделение комплекса условий, значимых для достижения цели);

- программирование (антиципация компонентов предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуще ствления планируемых действий);

- оценивание, коррекция результатов (на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального состояния и результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами, оценка рассогласования и принятие решения о коррекции действий или о переходе к следующей стадии реализации деятельности);

Признавая волю и произвольность характеристикой человека, дающую ему возможность быть сознательным субъектом собственной жизни, хотелось бы отметить, что эта способность не возникает сразу. Как и многие другие процессы воля проходит этапы становления и развития в онтогенезе.

 

Основы эмоционально-волевой регуляции поведения

 

 

   

 

   
Возраст

Нормальное развитие

 

  Нарушенное развитие
 

 

 

 

   
Дошкольный

Интернализация норм и правил поведе-

  Избирательно сформирована внешняя
 

ния; эмоциональная саморегуляция;

 

  произвольная регуляция (реакция на яр-
 

побуждение и торможение действий

 

  кие стимулы). Сопротивление предъяв-
 

регулируются реальными внешними

  ляемым требованиям; нарушение эмо-
 

стимулами. Внешняя произвольная

 

  циональной регуляции (импульсивность,
 

регуляция сформирована; внутренняя

  лабильность), гиперактивность [8]
 

произвольная регуляция продолжает

   
 

свое развитие [8]

 

   
Младший

Инициативность при выборе цели, само-

  Неуравновешенность процессов возбуж-
школьный

стоятельность; формируются произволь-

  дения и торможения.
 

ное внимание, направленное и устойчи-

  Нарушение внимания порождает низкую
 

вое наблюдение, упорство в решении

  успеваемость в процессе обучения, в дру-
 

мыслительных задач. Преобладание

 

  гих видах деятельности (высокий уровень
 

произвольности волевой регуляции всех

  переключаемости, низкий уровень точ-
 

психических процессов [6]

 

  ности).
 

 

   

 

  Минимальный уровень осознанности ре-
 

 

   

 

  акций в момент совершения действий
 

 

   

 

  свидетельствует о дефиците эмоциональ-
 

 

   

 

  но-волевой регуляции, следствием чего
 

 

   

 

  является дезадаптивное поведение [6]
Подрост-  

Развитие самосознания и самооценки,

 

Эмоциональная неустойчивость, напря-
ковый  

появляется чувство взрослости, иденти-

 

женность, повышенная возбудимость.
   

фикация с группой значимых сверстни-

 

Трансформация эмоциональных состо-
   

ков, чувство собственного достоинства.

 

яний проецируется в устойчивых шабло-
   

Механизмы волевой регуляции недоста-

 

нах поведения, которые также носят бес-
   

точно сформированы. Преобладание

 

контрольный характер. Недостаточная
   

возбуждения над торможением, низкая

 

настойчивость в деятельности, слабо
    выдержка, самообладание  

 

 

регулируемая активность, импульсив-
       

 

 

ность. Несамостоятельность, безответст-
       

 

 

венность, трудности в организации и за-
       

 

 

вершении поручений. Формирование
       

 

 

девиантного модуса поведения
                 

 

Процесс волевой регуляции обеспечивает формирование гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели. Ввиду того, что волевое поведение осуществляется осознанно, человек должен осознать, проанализировать препятствия, составить план, основанный на личном размышлении.

Выделяют ряд этапов волевого акта:

1. осознание цели, стремление ее достичь;

2. осознание возможности достичь цели;

3. появление мотивов, поддерживающих или опровергающих эти возможности;

4. борьба мотивов;

5. принятие решения для достижения цели;

6. осуществление решения, сопровождается усилием.

Проявление воли (точнее было бы — силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный на' бор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

 

Таблица 2. Волевые особенности личности (по К. К. Платонову, 1984)

Волевые

Цель

Возможности

Борьба и выбор

 

Осуществление

и стремление

Решение

свойства

и мотивы

мотивов

решения

к ней

 
         
Сильная воля Четкое Достаточные Обоснованные Обоснованное, Стойкое
  осознание цели.   и быстрые с интенсивным  
  Интенсивное     стремлением  
  стремление        
           
Настойчивость Отдаленная,                    Нормальные     Очень стойкое
  с интенсивным        
  стремлением        
Упрямство Объективно-

Определяются не объективным

Необоснованное, Стойкое
  неоправданная

учетом всех возможностей,

с интенсивным  
   

а предвзятым мнением

стремлением  
           
Податливость Легко

Определяются внушающим

Легко меняется Различное
  меняющаяся

влиянием других лиц

   
           
Внушаемость Отсутствуют     Дается извне То же
           
Решительность Четкое Достаточные, Быстрые, Четкое Стойкое
  осознание цели. иногда но не всегда и устойчивое  
  Интенсивное чрезмерные обоснованные    
  стремление        
           
Нерешитель- То же То же Длительные Отсутствует Отсутствует
ность       или часто  


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...