Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа.  «Самоотношение личности». Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я». Оборудование: Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я»




Лабораторная работа

 «Самоотношение личности»

Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я»

Цель:  изучить особенности эмоционального самоотношения субъекта различным параметрам своей внешности. Она позволяет определить значимые части тела для субъекта и удовлетворенность компонентами физического Я

Оборудование: Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я»

Ход работы

Методика «Исследование самоотношения к образу физического Я»

А. Г. Черкашиной

Данная методика отражает эмоционально самоотношение субъектов различным параметрам своей внешности. Она позволяет определить значимые части тела для субъекта и удовлетворенность компонентами физического Я

Методика состоит из двух частей. Части выполняются последовательно друг за другом. В первой части испытуемому дается бланк и инструкция:

«Оцените компоненты вашей внешности по степени значимости для вас по 5- бальной шкале: 1-абсолютно не важно, 2-не важно, 3-средне-положительная оценка, 4- важно, 5- самая высокая позитивная оценка – очень важно».

Во второй части, заполненный бланк убирается, чтобы испытуемый не

мог видеть заполненные ответы, предлагается второй вариант бланка и

инструкция: «Оцените степень удовлетворенности компонентами вашей

внешности по 5-бальной шкале:

1- крайне негативная оценка, 2 отрицательная оценка, 3 - средне-положительная оценка, 4 – положительная оценка, 5 – самая высокая позитивная оценка».

С помощью данной методики определяется:

1) уровень самооценок специфических компонентов, включенных в характеристики физического Я образа;

2) уровень самооценок каждой из характеристик в целом;

3) субъективное значение для субъекта специфичных компонентов,

входящих в характеристики.

4) субъективное значение каждой их характеристик;

5) дифференцируемость физического Я образа.

Методика позволяет также определить как индивидуальный уровень значимости компонентов физического образа, так иобщий уровень значимости, присущей среднестатистической современной девушке, проживающей в мегаполисе, что, по мнению автора., отражает уровень влияния стандартов красоты в физическом образе Я.

В методике оцениваются анатомические и социальные характеристики

образа физического Я.

Анатомические характеристики подразделены на 4 группы – лицо в

целом, фигура, ноги, руки.

1) Лицо в целом – в данную группу включены 13 признаков: волосы

(густота, фактура, цвет, качество); кожа (качество, цвет); овал лица; форма лба;

2) Фигура – данная категория включает 15 признаков: рост; вес;

гармония пропорций; шея; плечи; область декольте; грудь; талия; живот; спина; ягодицы; бедра; боковая контурная линия туловища (в фас); передняя

контурная линия туловища (в профиль); задняя контурная линия спины и

ягодиц ( в профиль).

3) Ноги – в данной категории отражены 5 признаков: форма ног;

верхняя часть (до колена), нижняя часть (от колена); ступни; длина ног.

4) Руки – в категории 6 признаков: верхняя часть (до локтя); нижняя

часть (от локтя); запястье; кисть; пальцы; ногти.

Социальные характеристики разделены на 3 группы: одежда, аксессуары,

косметика:

5) Одежда – в нее входят 7 признаков: соответствие с модой; сочетание

цветовой гаммы с цветом кожи, глаз, волос; комфортность (удобство);

индивидуальность стиля, соответствие с пропорциями фигуры; соответствие

возрасту, соответствие социальной роли.

5) Аксессуары – в категории отражены 4 признака: обувь; сумки,

зонты, платки; украшения; сочетание аксессуаров с одеждой.

6) Косметика – 5 признаков: макияж; маникюр; педикюр; духи;

прическа. (Приложение Б).

Литература

https: //cyberleninka. ru/article/n/metodika-issledovaniya-samootnosheniya-k-obrazu-fizicheskogo-ya

 

Лабораторная работа

Саморегуляция - системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности

Опросник " Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) Моросанова В. И.

Цель: выявление индивидуального профиля различных регуляторных процессов, уровня развитости общей саморегуляции. Показатели планирования, моделирования, программирования

Оборудование: Опросник " Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ) Моросанова В. И.

Ход работы

Опросник ССП-98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторно – личностными свойствами (гибкости и самостоятельности). В состав каждой шкалы входят по 9 утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений вхо­дят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристикам как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.

Шкала «Планирование» (Пл) харак­теризует индивидуальные особенности це­леполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознан­ного планирования деятельности. При вы­соких показателях по этой шкале у субъ­екта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдви­гаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита сла­бо, ланы подвержены частой смене, по­ставленная цель редко бывает достигну­та, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем цели выдвигают ситуативно и обыч­но несамостоятельно.

Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуе­мые с высокими показателями по шка­ле способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном буду­щем что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результа­тов принятым целям. В условиях неожи­данно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые спо­собны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими по­казателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования при­водит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоя­тельств, что проявляется в фантазирова­нии, которое может сопровождаться рез­кими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и про­граммы действий, адекватных текущей си­туации, они не всегда замечают изме­нение ситуации, что также часто приво­дит к неудачам.

Шкала «Программирование» (Пр) ди­агностирует индивидуальную развитость осознанного программирования челове­ком своих действий. Высокие показате­ли по этой шкале говорят о сформиро­вавшейся у человека потребности проду­мывать способы своих действий и поведе­ния для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости раз­рабатываемых программ. Программы раз­рабатываются самостоятельно, они гиб­ко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При не­соответствии полученных результатов це­лям производится коррекция програм­мы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие пока­затели по шкале программирования го­ворят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность сво­их действий. Такие испытуемые предпо­читают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкивают­ся с неадекватностью полученных ре­зультатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.

Шкала «Оценивание результатов» (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и пове­дения. Высокие показатели по этой шка­ле свидетельствуют о развитости и адек­ватности самооценки, сформированноести и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результа­тов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных резуль­татов с целью деятельности, так и привед­шие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких по­казателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к сво­им действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества ре­зультатов при увеличении объема рабо­ты, ухудшении состояния или возникно­вении внешних трудностей.

Шкала «Гибкость» (Г) диагностиру­ет уровень сформированности регуляторной гибкости, т. е. способности перест­раивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних усло­вий. Испытуемые с высокими показа­телями по шкале гибкости демонстриру­ют пластичность всех регуляторных про­цессов. При возникновении непредви­денных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и програм­мы исполнительских действий и поведе­ния, способны быстро оценить измене­ние значимых условий и перестроить про­грамму действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оцени­вают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагиро­вать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в ди­намичной, быстро меняющейся обстанов­ке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, сме­не обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкала «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий, разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто некритично следуют другим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высоким показателем общего уровня саморегуляции характерна на осознанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем лег­че человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятель­ности. У испытуемых с низкими пока­зателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения несформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Воз­можность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели лич­ностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требова­ний осваимого вида активности.

Подсчет показателей опросника произво­дите по ключам, представленным ниже, где «Да» означает положительные ответы, а «Нет» - отрицательные.

Шкала планирования (Пл):

Да - 1, 8, 17, 22, 28, 31, 36

Нет - 15, 42

Шкала моделирования (М):

Да - 11, 37

Нет - 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41

Шкала программирования (Пр):

Да - 12, 20, 25, 29, 38, 43

Нет - 5, 9, 32

Шкала оценки результатов (ОР):

Да - 30, 44

Нет - 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39

Шкала гибкости (Г):

Да - 2, 11, 25, 35, 36, 45

Нет - 16, 18, 23

Шкала самостоятельности (С):

Да - 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46

Нет - 34

Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ):

Да - 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46

Нет - 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...