Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель позиционирования депозитария на финансовом рынке.




Поскольку для многих профессиональных участников рынка ценных бумаг депозитарная деятельность не является основным видом деятельности, то в этой связи встает задача об эффективной организации работы депозитарного подразделения внутри целостной организационной структуры и с условием разумного позиционирования данного профессионального участника на рынке депозитарных услуг.

Опыт общения со специалистами депозитариев финансовых институтов показывает, что имеется общая для них проблема – как найти свое место в депозитарном бизнесе. Предварительные оценки себестоимости услуг, складывающейся из затрат на дорогостоящее программное обеспечение, телекоммуникационные издержки, затраты на оплату персонала депозитария, проводимые в депозитариях, показывают, что для мелкого и среднего профессионального участника рынка ценных бумаг депозитарный бизнес нерентабелен. Отсюда вытекает отношение руководства и сопряженных подразделений (прежде всего зарабатывающих подразделений) к депозитарию как к чему-то второстепенному, мешающему работать, требующему дополнительных затрат. Возникает замкнутый круг – второстепенность депозитария приводит к невозможности развить технологии, это приводит к невозможности должным образом позиционировать депозитарий в организационной структуре профессионального участника, что не позволяет доказать необходимость депозитария и в свою очередь снижает оценку руководства.

Между тем депозитарий, как часть расчетной системы, обеспечивающей поставку ценных бумаг (по крайней мере, как это должно быть исходя из сути депозитария), является звеном, от которого напрямую зависит эффективность операций профессиональных участников на рынке ценных бумаг. Кроме того, депозитарный бизнес имеет привлекательные черты, выгодно отличающие его от брокерского, – большую консервативность клиентской базы (разовый перевод всех активов в другой депозитарий стоит дорого), большую устойчивость к коллизиям рынка (при снижении котировок ценных бумаг на рынке брокеры теряют, в то время как комиссия депозитария сохраняется на прежнем уровне).

Для определения места депозитарного подразделения в основном бизнесе профессионального участника мы построим абстрактную модель. При построении данной модели депозитария будут рассмотрены две группы факторов, определяющих деловую активность депозитария: [201]

Первая группа факторов включает объемные показатели деловой активности депозитария – это такие факторы, как:

4. К – число клиентов депозитария;

5. А – стоимость активов на хранении в депозитарии;

6. П – количество обрабатываемых в день поручений.

Вторая группа факторов характеризует разнообразие услуг депозитария – это такие факторы, как:

4. В – количество выпусков ценных бумаг, которые депозитарий обслуживает;

5. Э – количество эмитентов ценных бумаг, которые депозитарий обслуживает;

6. Д – количество депозитариев-корреспондентов, с которыми работает депозитарий

Опыт работы в течение нескольких лет показал, что существует корреляция между факторами внутри каждой группы. Например, имеется зависимость между стоимостью активов на хранении в депозитарии и количеством обрабатываемых в день поручений, для разных групп клиентов существуют характерные величины средней стоимости активов на хранении в депозитарии и т.д. Точно также имеются средние величины количества выпусков ценных бумаг одного эмитента, средние количества реестров, ведущихся одним регистратором и т.д. Поэтому мы выбираем два независимых параметра, характеризующих депозитарий:

1. среднее количество поручений, обрабатываемых за день – П (характеризует объем),

2. количество счетов депо НОСТРО – Н (характеризует разнообразие).

При условии, что депозитарий должен гарантировать оказание услуг по объявленному спектру инструментов, очевидно, что часть затрат на основную деятельность депозитария относится к постоянным затратам, а другая часть – к переменным затратам.

В абстрактной модели учитываются также производственные накладные расходы:

1. расходы на управленческий и обслуживающий персонал депозитария;

2. расходы на подразделения маркетинга, внутреннего контроля депозитария;

3. почтовые и телекоммуникационные расходы;

4. поддержание вычислительной техники и программного обеспечения.

Расходы обслуживающих центров (бухгалтерии, хранилища и т.п.), а также непроизводственные накладные расходы:

1. реклама;

2. специализированный аудит;

3. страхование рисков и т.п.

Производственные и непроизводственные накладные расходы также вносят вклад в постоянные издержки.

Если говорить о доходах депозитария, то мы выделяем следующие источники доходов:

Ú Абонентская плата за ведение счета – фиксированная сумма, взимаемая с каждого счета. Зависит от количества счетов и, как следствие, в силу статистической зависимости, от параметра П.

Ú Плата за хранение – сумма, пропорциональная стоимости активов на хранении. Зависит, в силу корреляции активов и транзакций, также от параметра П.

Ú Плата за транзакции – по определению зависит от параметра П.

Таким образом, проявляется зависимость доходов и расходов от количества обрабатываемых в день поручений, характеризующего объем деятельности депозитария.

Таким образом, доходность депозитарного подразделения профессионального участника определяется специализацией депозитария, его позиционированием на рынке депозитарных услуг, а также, безусловно, тарифной политикой в области депозитарных услуг.

Прежде всего, в тарифы закладывается стоимость программного обеспечения и его обслуживания, затем стоимость обслуживания данного выпуска ценных бумаг (услуги головного депозитария по обслуживанию данного выпуска или расходы профессионального участника по обслуживанию выпуска, если он является головным в данном случае) и комиссию депозитария профучастника. Комиссия профессионального участника будет состоять из двух частей: суммы, направляемой на оплату работы сотрудников депозитария, и непосредственно прибыли. Затем сложившийся уровень тарифов соотносится со средним уровнем стоимости депозитарных услуг на рынке, и, таким образом, складывается оптимальная величина тарифов профессионального участника по депозитарному обслуживанию.

Помимо всего спектра депозитарного вознаграждения профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют возможность в разрезе комплексного обслуживания клиента на финансовом рынке также взимать и традиционные вознаграждения. Только в этом случае депозитарные операции окупят себя и будут приносить доход.

Если же говорить более конкретно, то традиционные сборы можно представить в следующей таблице (см. Таблицу 6.1):

Таблица 6.1. Традиционные комиссионные вознаграждения депозитария [202].

Название сбора Комиссия за операцию Другие сборы Комментарий
Базовые услуги
Расчеты Да Нет данных  
Хранение Нет С суммы активов  
Выплата доходов Возможно Нет данных  
Корпоративные действия Да Нет данных  
Голосование по доверенности Да Нет данных  
Обмен валюты Нет Да На основе маржи
Налогообложение Нет Да На основе маржи
Управление наличностью Да Нет данных  
Отчетность      
Регистрация Возможна Возможна  
Добавляющие стоимость услуги
Кредитование бумагами Нет Да  
Инвестиционный учет Нет С каждого портфеля  
Оценка активов Нет С каждого портфеля  
Оценка итогов деятельности Нет С каждого портфеля  
Клиринг по срочным инструментам Да Нет данных  
Обзоры рынка Нет Нет данных  

Из приведенных утверждений можно сделать вывод, что «Проблема безубыточности» действительно актуальна для подавляющего числа депозитариев профессиональных участников. Однако эта проблема возникает только в случае скрыто подразумеваемой цели – обеспечения полноценного депозитарного (кастодиального) сервиса. Между тем для сотен депозитариев так цель ставиться не может – для них всех просто не хватит клиентов и транзакций российского рынка ценных бумаг, чтобы подойти к точке безубыточности. Поэтому на самом деле проблема заключается в том, как правильно позиционироваться на рынке, чтобы обеспечить рентабельность депозитария.

Из общесистемных соображений и законов организационного строительства следует, что чем точнее определена целевая функция системы (в нашем случае – депозитария), тем точнее можно специфицировать бизнес-процессы, частные функции и организационную структуру системы, тем эффективнее эта система будет функционировать.

Отсюда вытекает подход к позиционированию депозитария профессионального участника – специализация на операциях, составляющих комплекс продуктов банка на рынке ценных бумаг. Из практики известны успешно функционирующие депозитарии, специализирующиеся на конкретных технологиях, которые эффективно обеспечивают операции банка. Например, можно выделить такие специализированные формы депозитариев, как:

«брокерский депозитарий» – обеспечивающий эффективные брокерские услуги клиентам профессионального участника;

“кредитный депозитарий” – депозитарий, специализирующийся на учете залоговых обязательств под кредиты профессионального участника – коммерческого банка и т.п.

Специализация может выражаться также в освоении технологий, ориентированных на конкретный тип клиентов.

Представляется, что полноценный кастодиан должен сочетать в себе эффективные технологии всех типов специализированных депозитариев. Поэтому создание кастодиана требует значительных затрат на проектирование технологий и систем автоматизации. Специализация позволяет снизить эти начальные затраты.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем ряд подходов к позиционированию профессионального участника на рынке депозитарных услуг:[203]

Ú Первый подходпозиционирование в структуре депозитарного бизнеса. Этот подход основан на представлении о перспективах развития депозитарной структуры России как трехуровневой системы «Расчетный депозитарий – Кастодиан – Депозитарий».

Ú Второй подходпозиционирование по классам клиентуры. Этот подход основан на том, что зависимости между активами, числом клиентов и числом поручений носят статистический характер. Поэтому можно найти классы клиентов, которые выпадают из общих статистических закономерностей. Например, можно предположить, что существует класс клиентов, которые имеют большие активы, но проводят очень мало операций. В этом случае плата за хранение может покрыть издержки постоянного характера на выполнение типичных функций, а депозитарий будет достаточно компактен.

Ú Третий подходпозиционирование путем специализации депозитария.

Из всех коммерческих банков, на наш взгляд, только Депозитарию РОСБАНКА удалось достичь в оказании депозитарных услуг успехов, занять свою нишу на рынке депозитарных услуг, причем он является одним из крупнейших депозитариев коммерческих банков на настоящий момент. При этом им был использован первый подход.

Основные понятия.

Условия осуществления депозитарной деятельности.

Операционные условия (общая концепция) депозитарной деятельности.

Депозитарный договор.

Предмет кастодиального договора.

Депозитарий для собственных цепных бумаг.

Депозитарий для попечителей.

Депозитарий дилеров ОРЦБ.

Депозитарий, административно разделенный на front-office и back-office.

Централизованный депозитарный учет.

Распределенный депозитарный учет.

Депозитарный учет головного офиса.

Контрольные вопросы.

1. Какие сведения должны содержать условия осуществления депозитарной деятельности?

2. Какие внутренние документы должен разработать депозитарий?

3. Раскройте иерархию построения операционных условий (общей концепции) депозитарной деятельности.

4. Что является предметом депозитарного договора?

5. Перечислите существенные условия депозитарного договора.

6. Обязанности депозитария по депозитарному договору.

7. Как происходит регистрация депозитария в качестве номинального держателя в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг?

8. При каких обстоятельствах возникает ответственность депозитария перед депонентом?

9. Какие действия депозитарии не вправе осуществлять?

10. В каких случаях депозитарии не несут ответственности перед владельцами ценных бумаг (депонентами)?

11. Приведите классификацию договоров на оказание кастодиальных и депозитарных услуг.

12. Охарактеризуйте первую группу договоров на оказание кастодиальных и депозитарных услуг.

13. Охарактеризуйте вторую группу договоров на оказание кастодиальных и депозитарных услуг.

14. Охарактеризуйте третью группу договоров на оказание кастодиальных и депозитарных услуг.

15. Приведите не менее 5 положений, которые содержатся в иностранных кастодиальных договорах.

16. Какие положения депозитарных договоров характерны только для для российской практики?

17. Назовите и коротко охарактеризуйте самую простую разновидность организации документооборота безфилиального депозитария — депозитарий для собственных ценных бумаг.

18. Охарактеризуйте второй тип организации документооборота депозитария — депозитарий для попечителей.

19. Охарактеризуйте третий тип организации документооборота депозитария — депозитарий дилеров ОРЦБ.

20. Охарактеризуйте четвертый тип организации документооборота депозитария — депозитарий, административно разделенный на front-office и back-office.

21. Перечислите основные внутренние документы, разрабатываемые многофилиальными профессиональными участниками при организации ведения депозитарной деятельности в головном офисе и филиалах.

22. В нескольких словах охарактеризуйте содержание Положения о депозитарном взаимодействии головного офиса и филиалов профессионального участника.

23. Охарактеризуйте содержание Положения о депозитарном подразделении филиала и головного офиса.

24. Как регулируется сейчас организация депозитарного учета у профессионального участника, имеющего филиалы?

25. Классификация типов организации работы головного офиса и филиалов при осуществлении депозитарной деятельности.

26. Охарактеризуйте первый тип взаимодействия головного офиса и филиалов при осуществлении депозитарной деятельности.

27. Охарактеризуйте второй тип взаимодействия головного офиса и филиалов при осуществлении депозитарной деятельности.

28. Охарактеризуйте третий тип взаимодействия головного офиса и филиалов при осуществлении депозитарной деятельности.

29. Какой тип организации депозитарного учета регулируется нормативными документами Банка России? Опишите его.

30. Определите две группы факторов, характеризующие деловую активность депозитария.

31. Какие два параметра, характеризующие работу депозитария, являются ключевыми при анализе деятельности депозитария?

32. Какие производственные накладные расходы депозитария учитываются при построении абстрактной модели депозитарного подразделения?

33. Какие непроизводственные накладные расходы депозитария учитываются при построении абстрактной модели депозитарного подразделения?

34. Какие существуют источники доходов депозитария?

35. Определите подходы к позиционированию профессионального участника на рынке депозитарных услуг.

36. В чем заключается позиционирование профессионального участника на рынке депозитарных услуг путем его специализации по видам операций?

37. В чем заключается позиционирование профессионального участника на рынке депозитарных услуг путем его специализации по классам клиентуры?

38. В чем заключается позиционирование профессионального участника на рынке депозитарных услуг путем его специализации в структуре депозитарного бизнеса по обслуживаемому рынку?


Приложения.

Приложение №1. Документооборот депозитария для собственных ценных бумаг

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...