Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудолюбивый нравственный тип 2 глава




Кроме этого, мы уже приводили ссылки на исследования, в которых был установлен факт, что культуру несут не только люди, но и орангутаны, в силу чего они тоже неоспоримо «существа общественные» («Орангутаны — культурное племя»: исходная статья в газете «Известия»: http://izvestia.ru/news/271439); публикация с фотографиями — http://anastgal.livejournal.com/648039.html.

А способность мыслить и выражать свои мысли членораздельной речью, — это доступно не только людям. Вот некоторые публикации на эту тему:

«Шимпанзе Вашо обучала языку жестов беременная исследовательница по имени Кэт. Однажды произошло несчастье, и Кэт потеряла ребёнка. После этого она не появлялась на работе несколько недель.

Коллега Кэт Роджер Фут вспоминает:

“Если люди, к которым Вашо привыкла, вдруг не приходили в обычное время, то после возвращения шимпанзе демонстративно их “не замечала”. Так она давала понять, что обижена. И Кэт (смотрительницу) после её возвращения Вашо встретила очень прохладно. Женщина пыталась, как могла, извиниться перед шимпанзе, но потом решила сказать правду. “Мой ребёнок умер”, — сказала она языком жестов. Вашо замерла, внимательно посмотрела на женщину, потом опустила глаза. После паузы она вновь посмотрела в глаза Кэт и показала знак, означающий “плач”, затем тронула её щёку и провела по ней вниз, обозначив дорожку, по которой у людей катятся слёзы (шимпанзе не плачут). Позже Кэт призналась, что один этот знак рассказал ей о Вашо и её умственных способностях гораздо больше, чем относительно длинные и грамматически правильные предложения, которые она строила раньше”.

Вашо и сама потеряла двоих детёнышей. Один умер почти сразу после рождения (у него было больное сердце), другой успел получить имя Секвоя, прожил всего два месяца и умер от стафилококка.

После смерти детёнышей Вашо, исследователи решили отдать ей на воспитание десятимесячного шимпанзе, которого назвали Лулис.

Один из специалистов вошёл в клетку к Вашо и сказал знаками “У меня есть ребёнок для тебя”. Шимпанзе пришла в необычайное волнение, стала издавать радостные возгласы и раскачиваться, без конца повторяя знаком “ребёнок”. Потом она показала “мой ребёнок”.

Исследователь сходил за Лулисом, и тут воодушевление Вашо исчезло. Она отказалась взять малыша, и продолжала показывать знаком “ребёнок”, но уже печально. Стало ясно: Вашо думала, что ей принесут Секвою.

Потом Вашо всё же приняла малыша и уже на следующий день стала для него образцовой, очень заботливой матерью.

Но самое удивительное: как только Вашо признала детёныша своим, то сразу же стала учить его языку жестов — так же, как человеческие родители учат языку своих детей. На то, чтобы обучить маленького Лулиса первому знаку, у Вашо ушло восемь дней. Потом он освоил и все остальные знаки, которые знала его приёмная мать. Обучение Лулиса шло так же быстро, как в своё время шло обучение самой Вашо. Вскоре он мог общаться с людьми с такой же лёгкостью» (http://mixstuff.ru/archives/65630; http://www.yaplakal.com/forum13/topic934284.html).

А ещё есть книга: Юджин Линден. Обезьяны, человек и язык: http://www.gramotey.com/?open_file=1269026894.

Но осмысленно пользоваться членораздельной речью могут не только приматы.

«В Бийске попугай спас квартиру хозяев от пожара, сообщили «Интерфаксу» в УГПС Алтайского края.

Проживавшая в одной из квартир многоэтажного дома супружеская пара ушла в гости к знакомым. Женщина второпях оставила на кровати включенные электрические щипцы, которыми она перед выходом завивала волосы.

Спустя некоторое время после ухода хозяев щипцы раскалились, и покрывало на кровати начало дымиться. Квартиру спас домашний любимец — говорящий попугай. Почувствовав дым, он начал кричать: “Пожар! Пожар!” Крики услышали соседи, которые и вызвали пожарную команду» (цитировано по публикации в интернете:

http://www.apus.ru/site.xp/049056124050056051124.html).

Ещё одно сообщение об этом:

«На этой неделе информационные агентства облетело сенсационное сообщение: серый африканский попугай по имени Нкизи, проживающий в Нью-Йорке, научился разговаривать с людьми. Имея запас в 950 слов, птица осмысленно говорит, отвечает на вопросы, способна к ассоциативному мышлению и, кроме всего прочего, имеет фотографическую память. Феномен Нкизи сейчас активно изучают ученые. Один из них, профессор Дональд Брум из Кембриджского университета, заявил, что животные не стоят на месте в своём развитии, что исследователям попадаются всё более умные подопытные, а первенство по интеллектуальным способностям среди животных принадлежит попугаям» («Курская правда», № 22 (23539), 5 февраля 2004 года, четверг,

http://pravda.kursknet.ru/news-print.php?article=396).

Конечно, эти публикации не из академических зоологических журналов; и в них нет точных библиографических ссылок на научные издания, которые можно было бы проверить. И поскольку сообщаемое в них не принадлежит к тому, что доступно восприятию большинства людей в повседневной обыденности, то сообщаемое вызывает недоверие. Но тогда надо предъявлять те же требования и к авторам учебника, чтобы они ссылались на публикации зоологов, которые сообщают об экспериментах, показывающих, что мышление — исключительно удел человека. С шимпанзе, попугаями и другими птицами обсуждать житейские дела на человеческом языке нам не доводилось, но видеть, что животные тоже мыслят подобно человеку, что на основе мышления предвидят последствия своих действий и решают таким путём свои проблемы, — это было.

Но академик в учебнике пишет об исключительной монополии человека на мышление:

«Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить. (…) Попытка научить обезьяну мыслить, подобно человеку, путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом» (рассматриваемый учебник, с. 9).

Однако вопреки этому мнению обезьяны мыслят в тех пределах, которые допускает их биология, а творческого потенциала и интеллектуальной мощи домашнего кота Фаньки (это не полное, а сокращённое имя) в возрасте одного года хватило для того, чтобы он сам догадался безо всякой дрессировки и натаскивания: если ему надо выйти в коридор из комнаты, чтобы посмотреть хозяйским взором, что там делается, то надо подойти к двери, прыгнуть вверх и повиснуть передними лапами на дверной ручке (в результате под его весом ручка повернётся, а щеколда замка откроется), а после этого надо оттолкнуться задними лапами от дверного косяка и своими силами открыть дверь.

[50] Вопрос о возможности существования бестелесных — полевых форм жизни — и их фактическом наличии на Земле обойдён молчанием, хотя в основе «страшных сказок» лежит именно опыт взаимодействия человечества с ними, пусть и редкостный, но всё же — опыт.

[51] Вообще-то содержательно более ёмко и потому более употребительна в речи грамматическая форма множественного числа: «очер­та­ния», в том числе и по отношению к лицу.

[52] Нет ответа на эти вопросы и в более новом учебнике 2014 г. «Обществознание. ЕГЭ-Учебник» (Баранов П.А., Шевченко С.В., под редакцией Баранова П.А. — М.: Астрель. 2014), предназначенном для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) без привлечения других пособий (так утверждается в аннотации издателя). В нём эта тема представлена в форме таблицы (с. 65), в которую сведены биологические и социальные (по мнению его авторов) характеристики человека. Эту таблицу мы воспроизводим ниже:

 

Биологическое существо Социальное существо
Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разумный). Биологическая при­рода человека про­является в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответственность и др.
Условие, предпосылка существования человека. Сущность человека.

В свод биологических характеристик не попали врождённые рефлексы и инстинкты, обладающие определённой спецификой, отличающей человека от других биологических видов, и обуславливающие очень многое и в биологии, и в культуре человеческого общества, не говоря уж о том, что без врождённых рефлексов и инстинктов любое животное — просто нежизнеспособно.

Социальные же характеристики в представленной таблице предстают как не обусловленные культурной средой и процессом воспитания и образования, поскольку об этом ничего не сказано. О вариативности культуры тоже ничего не сказано. Соответственно не встаёт вопрос ни о наилучшей культуре из множества возможных, ни о самоубийственных и опасных для окружающих культурах и субкультурах и о по-человечески целесообразном отношении к ним и их носителям.

[53] Например:

· Лабас Ю.А., Седлецкий И.В. Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов. / Учебное пособие для властьимущих, нынешних и грядущих. Этнопсихологические очерки. 1992 г. (http://www.etologia.narod.ru/).

· Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — СПб: Петроглиф. 2009 г. (http://www.etologia.narod.ru/).

Из этих книг можно узнать много действительно полезной для понимания жизни культурно своеобразных обществ фактологии, и потому социологам, историкам, юристам их следует прочитать. Но в целом концепции организации жизни общества авторов этих книг несостоятельны именно вследствие их невежества в культурологии и истории, и свойственного им атеизма.

Кроме того, авторы обеих книг сосредоточили своё внимание на роли инстинктивных программ в жизни особей, а не в жизни популяций как более или менее устойчивых совокупностей особей, воспроизводящих поколения биологического вида. Вследствие этого некоторые чисто этологические аспекты жизни популяций биологических видов остались вне рассмотрения.

[54] В частности, человек не вырабатывает в своём организме витамин «С», что отличает его от хищников. Это означает, что способность к питанию плотью — резервная возможность для выживания в предельно жёстких обстоятельствах, но и в таком режиме питания витамин «С» должен поступать в организм извне, главным образом — вместе с растительной пищей. А у нас питание плотью — это норма жизни цивилизации, которая воспринимается многими (в том числе и медиками) как безальтернативно-естественная. Если же соотноситься с анатомией и физиологией, то наша пища — травы, овощи, фрукты, орехи, злаки. Об изначальности такой пищевой нормы Библия сообщает прямо:

«27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Бытие, гл. 1).

Александр Николаевич Несмея́нов (1899 — 1980), выдающийся советский химик-органик (ректор МГУ в 1948 — 1951 гг., президент АН СССР в 1951 — 1961 гг.), рассчитал энергетический баланс питания человека и показал абсурдность ныне применяемых теорий питания с позиций их энергетической не эффективности. Годовая энергетическая потребность человека перекрывается по его расчётам солнечной энергией, поступающей на площадь земной поверхности размером 1 кв. метр. Навыки прямого потребления энергии солнца и энергии вакуума для организации обмена веществ современным человечеством фактически утрачены. Вследствие этого аккумуляцию этой энергии мы перепоручаем растениям. Но если эту площадь занять растительностью, то она по оценкам А.Н. Несмеянова способна вобрать в себя лишь 0,24 % от общего объёма поступившей на эту землю энергии солнца. Отказавшись от вегетарианства, мы выходим на ещё один энергетический передел. Если эту растительную пищу съедает телёнок, то он способен усвоить до 8 % энергии, содержавшейся в растительной пище, всё остальное уйдёт в навоз и в парниковые газы. К счастью мы пока не выходим на следующий энергетический передел — не поедаем мясо хищников. Однако когда на последнем этапе человек употребляет не совместимый с его идеальной физиологией организма белок телятины, то энергетический КПД этого акта около 0,7 %, остальное также идёт в отходы.

Поэтому разговоры об угрозе голода человечеству выглядят несколько странно, если учесть, что в принятой нами схеме питания из исходного миллиона килокалорий солнечной энергии мы усваиваем примерно одну единицу. Расчёты показывают, что при переходе на вегетарианскую пищу энергетический баланс кормов, уходящих на корм крупного рогатого скота, эквивалентен энергетическому балансу продуктов, необходимых для организации питания всего человечества земного шара.

Но почему же тогда не возобладает здравый смысл, может быть вегетарианское питание, несмотря на библейские заповеди, не является полноценным? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к трудам другого нашего соотечественника — Александра Михайловича Уголева (1926 — 1991) (советский ученый, академик АН СССР по отделению физиологии, номинант на Нобелевскую премию по физиологии, автор теории адекватного питания). Он исследовал эволюцию пищеварительной функции и сделал научное открытие (Госреестр СССР № 15). Его суть в том, что человек от Бога наделён альтернативной системой пищеварения, когда себя можно не кормить вообще, а кормить особую предварительно выращенную микрофлору. Её особенность в том, что она живёт только на живой не варёной естественной пище, рекомендованной Библией. От Бога дарованная микрофлора способна синтезировать любые необходимые организму вещества: гормоны, витамины, незаменимые аминокислоты даже в том случае, если ему долгое время придётся питаться одной лишь сырой морковкой или чем-то ещё — требуется лишь одно: микрофлора должна быть живой и функционально соответствующей организму человека.

[55] Человек и высшие человекообразные обезьяны. Интернет-ресурс: http://www.biotheory.ru/bios-473-2.html.

[56] «В Белгородском зоопарке родился оленёнок»:

http://belgorod.russiaregionpress.ru/archives/5116.

[57] Т.е. информационно-алгоритмической системы, которая управляет поведением особи в процессе её взаимодействия со средой обитания, включая и соучастие в жизни общества и в коллективной психике — эгрегорах общества, человечества и биосферы в целом.

[58] «Импринтинг (англ. imprinting, от imprint — отпечатывать, запечатлевать), запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внеш. стимулам» (Биологический энциклопедический словарь:

http://enc-dic.com/biology/Imprinting-2107.html).

Суть импринтинга в том, что первое соприкосновение индивида с тем или иным явлением оставляет неизгладимый след в его психике, который оказывает влияние на всю последующую жизнь потому, что в результате импринтинга связанное с ним жизненное явление и впечатление от него, сформированное в психике, в дальнейшем является активатором определённых программ поведения либо становится внешним стимулом к их формированию и действиям индивида на их основе.

Так первый движущийся предмет, который видит утёнок, вылупившийся из яйца, становится для него «мамой-уткой» и психику утёнка «перепрограммировать» на иную реальную или подставную «маму-утку» не удаётся.

Психике человека также свойственна импринтинговая составляющая. В частности, как заметил Г.А. Шичко, «алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, а с первой увиденной рюмки, которую пьёт папа или мама».

Один из примеров, показывающий действительное наличие импринтинговой составляющей в психике людей. В постсоветские времена на ВДНХ был проведён такой эксперимент: в одном из ларьков было представлено мороженое, произведённое по двум рецептам — советской эпохи (натуральные сливки, никаких искусственных красителей и стабилизаторов, заменителей сахара и т.п.) и по рецептам наших дней (соевое или сухое молоко, пальмовое масло, заменители сахара, искусственные красители, стабилизаторы, вкусовые добавки и усилители вкуса). Посетителям предлагали попробовать и то, и другое мороженое, после чего они должны были дать оценку обоим сортам. Опрошенные разделились на две группы:

· те, кто приобщился к потреблению мороженого в советские времена, большей частью отдали предпочтение советскому мороженому,

· а те, чьё детство пришлось на постсоветскую эпоху вследствие чего они приобщились к потреблению мороженого, изготовленному на основе достижений «пищевой химии», — большей частью отдали предпочтение мороженому, произведённому по постсоветской рецептуре.

Однако, компоненты импринтинговой составляющей в психике людей, хотя наличествуют, но в процессе выработки и осуществления линии поведения доминируют не всегда и не безальтернативно.

Высказано мнение, что импринтинговая составляющая психики человека формируется на протяжении всего времени, пока идёт построение новых структур головного мозга (Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей). В частности, родной язык ребёнок усваивает в раннем детстве на основе автоматики механизма импринтинга, которая достаточно функциональна для того, чтобы ребёнок во многоязыковой культурной среде мог освоить и не смешивать друг с другом несколько языков одновременно. Освоение иностранных языков в более взрослом возрасте уже мало связано с автоматикой импринтинга и основывается на иных процессах в психике индивида.

Импринтинговая составляющая двойственна по своим проявлениям:

· с одной стороны, она не является врождённой, она культурно обусловлена и обладает индивидуальным своеобразием в психике каждого вследствие особенностей жизни (обстоятельств и отношения к ним) каждого;

· с другой стороны, после того, как её компоненты сформировались, на протяжении всей последующей жизни они почти столь же неизменны, как и врождённая составляющая (безусловные рефлексы и инстинктивные программы).

Вследствие таких её свойств существует поговорка «учение в детстве — резьба на камне, учение в старости — письмена на песке».

[59] См., в частности, раздел 8.2. «Различные версии всемирной истории» (Часть 3 — том 2 настоящего курса). А кроме этого, см. тему «запретной археологии» и альтернативной исторической науки в интернете.

[60] В биосфере эта компонента есть не у всех биологических видов. У человека она есть, но ей сопутствует и особенность: она востребуется к действию не всегда, вследствие чего человек способен к более или менее продолжительному индивидуальному существованию без взаимодействия с другими людьми.

В отличие от человека особи подавляющего большинства стадно-стайных биологических видов, оказавшись в одиночестве, вскорости после этого гарантированно погибают. Необязательность (вариативность) в активизации инстинктивных программ стадно-стайного поведения — одна из «резервных» возможностей, обеспечивающая более высокий уровень устойчивости популяции во взаимодействии со средой обитания при близком к нулю уровне развития культуры: ошибка вожака стада-стаи может привести к гибели большого количества её членов или даже к гибели стада-стаи полностью; те же особи, который выйдут из-под власти инстинктов стадно-стайного поведения в таких ситуациях, — имеют шанс не разделить общую судьбу совершающих коллективную ошибку и, преодолев критическую ситуацию, положить начало развитию новой популяции.

Тем не менее вид «Человек разумный» — несёт инстинктивную алгоритмику стадно-стайного поведения. Это в частности выражается в том, что стадно-стайные обезьяны не имеют логова и гадят везде, где пробегают. Те животные, которые имеют логово, никогда не гадят ни в нём, ни вблизи от него: они для отправления физиологических надобностей отходят от него на достаточное расстояние (отсюда и термин «отхожее место»). Испражнения — не только удобрения для растений в круговороте веществ в природе, но они же в жизни фауны несут и функцию обозначения занятости территории.

Инстинктивные программы поведения могут иметь свои культурные оболочки, скрывающие их суть или придающие проявлениям инстинктивных программ видимость социокультурных явлений.

Если это понимать, то не надо удивляться тому, как выглядят стены подъездов, лифтов, вагонов пассажирского транспорта, парты в школах и вузах: стадно-стайные обезьяны, не состоявшиеся в качестве человека, метят территорию большей частью не своими экскрементами (хотя не редко встречается и такое), а «самовыражаясь в художественном творчестве»: надписи в стиле «Киса и Ося здесь были» (И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев») — явная форма выражения этой инстинктивно запрограммированной функции — пометить территорию.

Ещё одна особенность, связанная со стадно-стайным образом жизни, к которому способен вид «Человек разумный» в случае обнуления культуры, — наличие в его составе двух групп особей с жёсткими биоритмами: так называемых «сов» и «жаворонков», которые составляют относительное меньшинство во всех обществах и для которых уход от естественной для них биоритмики сна и бодрствования к какой-то другой ритмике — практически невыполнимая задача. Если бы вся стая одновременно спала, то она была бы лёгкой добычей для охотников на неё. Выделение же в ней групп «сов» и «жаворонков» с крайне жёсткой и внутренне устойчивой биоритмикой сна и бодрствования автоматически снимает все угрозы, связанные с возможностью всеобщего одновременного сна, исключая саму́ эту возможность.

[61] Соответственно этому обстоятельству либерализм с его превозношением и превознесением «личности» над обществом — объективно противоестественная культура, неизбежно самоубийственная для человечества, если оно не излечится от него своевременно.

[62] Коран, сура 2, аят 233 (233): «А родительницы кормят своих детей полных два года; (…)» (по лунному календарю мусульман это — 24 лунных месяца, несколько меньше двух лет по солнечному календарю).

[63] Дети, лишённые грудного кормления, имеют ослабленную иммунную систему и отстают в психическом (в том числе и в интеллектуальном) развитии. «Все дети очень разные. Есть малыши, которые в свои 1,5 — 2 года совершенно спокойно могут обходится без груди, и есть дети, которым мамина грудь нужна до 3 — 4 лет. Утверждение, что сосать грудь больше года вредно, не укладывается ни в морально-этические (обидеть кроху, нуждающегося в вашей любви), ни в биологические рамки (если посмотреть на человека, как на млекопитающее из отряда приматов). Может быть кому-то и не понравится сравнение с обезьянами, но надо всё-таки учитывать биологию. В первые годы жизни ребёнка закладываются основы его физического здоровья, идёт усовершенствование систем его организма, основной рост мозга, приходится на первые три года жизни ребёнка. Грудное молоко содержит огромное число компонентов, необходимых для развития малыша. Этих компонентов нет ни в самых современных смесях, ни в пище взрослых, и никогда не будет.

Материнское молоко — это фактор иммунной защиты, фактор роста тканей, гормоны и биологически активные вещества, формы витаминов и соотношения микроэлементов оптимальные для усвоения. Всё это нужно получать ребенку не только в первый год жизни!

(…) минимальный естественный (природный) возраст для отлучения ребёнка от груди — 2,5 лет, максимальный — 7 лет»(Естественный возраст отлучения от груди. Когда он наступит? — интернет-ресурс: http://baby.ved.bz/separation.php). И соответственно исследования показывают, что дети, лишённые полноценного (мать, ведущая нездоровый образ жизни к этому не способна) грудного вскармливания, отстают в психическом и телесном развитии от тех, кто был в младенчестве грудничком.

Также неблаготворно сказывается лишение новорождённого телесного контакта с матерью на протяжении первых нескольких часов после рождения (это — стандарт оказания «медицинских услуг» для подавляющего большинства родильных домов наших дней). Ребёнку полезно, чтобы после родового стресса первичная адаптация к новым условиям жизни протекала в привычном для него биополе его мамы. Кроме того, встаёт вопрос о воздействии утраты телесного и биополевого контакта с матерью сразу после родов на импринтинговую составляющую психики будущего взрослого человека.

[64] Есть культуры, в которых до 15 лет приложиться к груди матери — нормально. «До сих пор в некоторых племенах индианки сцеживают молоко для своих детей-подростков. И алеут лет 14 — 15 не считает для себя зазорным подкрепиться после охоты маминым молочком. Так женщины искусственно продлевают естественный (5 — 7 лет) период лактации. Зачем?

Во-первых, это неплохое подспорье в скудном меню.

А во-вторых (пожалуй, главная причина), таким образом регулируется рождаемость. Известно, пока происходит выработка молока, возможность зачатия снижена» (Отлучение от груди в разных странах. — Интернет-ресурс:

http://vashe-zdorovie.at.ua/news/otluchenie_ot_grudi_v_raznykh_stranakh/2011-12-13-6692).

[65] Сцена в фильме «Семнадцать мгновений весны», когда новорождённого сына радистки Кэт оставляют голым перед открытым окном с целью, чтобы диктатом материнского инстинкта сломать волю матери и добиться от неё показаний, — это не обыденная жизнь общества. В фильме «Комиссар» (1967 г., в заглавной роли Нонна Викторовна Мордюкова, по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве»: http://www.kulichki.com/moshkow/PROZA/GROSSMAN/r_berdichew.txt) — тоже показана не обыденная жизнь.

[66] Из интернета: «Марк Твен написал одному юноше, который жаловался, что родители его «малопонимающие». «Потерпите! — ответил писатель. — Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек поумнел».

[67] Этот смысл может быть различным в разные исторические эпохи и в разных обществах.

В прошлом, в условиях господства натурального хозяйства, т.е. при производстве практически всего в домашнем хозяйстве, лучшие условия обеспечивал мужик-трудяга, способный не только экономически обеспечить семью, но и постоять за себя и за семью как собственной силой, так и организационным воздействием на окружающих.

Ныне, в обществах, где либерально-рыночная экономическая модель признаётся естественной и безальтернативной нормой, для многих самок кошелёк самца становится первичным половым признаком: даже если обладатель толстого кошелька — пидорас, то избравшая его кошелёк самка и он найдут, как и о чём сторговаться — ей право тратить и блудить на стороне, ему — видимость нормального семейного человека. И для сориентированной таким образом самки не имеет значения, кто её избранник на уровне выше среднепотребительского — легальный олигарх того или иного уровня (села, города, региона, страны, мира), финансовый воротила, либо криминальный авторитет. Однако в любом случае её избранник — социальный и биосферный паразит поскольку самые толстые кошельки в либерально-рыночной модели — у паразитов, а не у созидателей-творцов. И дети их статистически предопределённо в большинстве своём вырастут паразитами: будут они социально успешными, либо не смогут удержать социальный статус родителей и скатятся вниз по социальной иерархии — значения не имеет.

И это — один из тех случаев, когда инстинктивные программы поведения работают на самоликвидацию обществ, уклонившихся от развития в направлении культуры человечности. Это — следствие того, что интуиция, на основе которой самка делает выбор «борца за лучшее место под солнцем для неё самой и её детей», работает не сама по себе, а под диктатом её реальной нравственности, а формирование нравственности — это социокультурное явление, а не биологическое. Но поскольку че­ловек существо биосоциальное, то ошибочность культуры, в целостности системы информационно-алгоритмического обеспечения жизни общества — через инстинктивные программы замыкает обратные связи так, чтобы общество, несущее порочную культуру либо одумалось и изменило культуру, либо потерпело катастрофу.

[68] Сказки о злых мачехах, одной из главных целей жизни которых является уничтожение детей своего мужа от бывшей жены (чужих детей) в целях упрощения продвижения по социальной иерархии себя или своих детей, есть во всех культурах, и в их сюжетах выразилось наличие именно этой составляющей комплекса инстинктивных программ женщины. Хотя эта составляющая комплекса инстинктивных программ в жизни активизируется не у всех женщин, и история знает множество мачех, ставших достойнейшими приёмными матерями для чужих детей, которых вырастили наравне со своими собственными.

[69] Ещё раз подчеркнём, что в материалах КОБ термины «дееспособность» и «недееспособность» имеют смысл, более широкий, нежели это принято в юриспруденции, и означают способность либо неспособность к успешному совершению тех или иных действий, обусловленную как внешними обстоятельствами, так особенностями индивида, социальной группы или общества в целом.

[70] В том числе и потому, что это было бы помехой решению задачи обслуживания мамы и ребёнка: папа на охоте или на рыбалке или занят какой-то иной хозяйственной надобностью в отдалении от дома — и тут надо очередную порцию молока отдать, а некому отдать… соответственно новые проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...