Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Максимальное число баллов за задачу – 20 баллов




ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ПО ХИМИИ

 

 

ХИМИЯ 2016     КОМПЛЕКТЫ ЗАДАНИЙ С РЕШЕНИЯМИ И СИСТЕМОЙ ОЦЕНОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО ТУРА И РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 – 2016 учебном году
 
 

 

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

 

 

 

КИРОВ


Методическое пособие в помощь оргкомитетам и жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии (методические рекомендации, задания, решения и система оценивания)

 

М. Н. Андреев, П. А. Андреев, С.И. Беззубов, Ю.А. Белоусов, Д.Г. Гулевич, В. Д. Долженко, А. А. Дроздов, В. А. Емельянов, В. В. Еремин, М.А. Ильин, С. И. Каргов, О.К. Лебедева, Медведев И.Н., О.Г. Сальников, Э.С. Сапарбаев, И.А. Седов, И. В. Трушков

 

 

Под редакцией председателя Методической комиссии Всероссийской химической олимпиады школьников,
академика РАН, профессора,
декана Химического факультета МГУ
имени М. В. Ломоносова
Лунина В. В.

 

 

Задания, решения и методические указания по проверке и оценке решений областного этапа олимпиады школьников по химии в Кировской области в 2015–2016 учебном году / Сост. М. А. Бакулева, И. А. Токарева // Под ред. Е. В. Бересневой, – Киров: Изд-во ЦДООШ, 2016. – 43 с.

 

Авторы, составители

Бакулева М. А. методист ЦДООШ;

Токарева И. А. старший преподаватель кафедры менеджмента и товароведения социально-экономического факультета, ФГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия»;

 

Рецензенты:

Береснева Е. В. кандидат педагогических наук, профессор кафедры химии института естественных наук ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет».

 

 

Формат 60´841/16. Бумага типографская. Усл. печ. л. 3,0

Тираж 150 экз.

 

 

Ó Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования одаренных школьников», Киров, 2016

© Центральная методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по химии, 2016


ОБЛАСТНая олимпиада школьников по химии

________________________________________________________________________________________________

 

Восьмой класс

 

Задача 8-1. На полное растворение смеси, состоящей из железа и оксида железа (II) израсходовано 200 мл раствора 20%-ной соляной кислоты, плотность которой составляет 1,096 г/мл. Выделившийся при этом газ образует при сгорании 1,2·1023 молекул воды.

Задание:

1) Составьте уравнения происходящих реакций;

2) Определите массовые доли компонентов смеси. Приведите соответствующие расчеты.

 

Рекомендации к решению и оценке:

1. В соответствии с условиями задачи при растворении смеси в соляной кислоте протекают следующие реакции:

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑ (уравнение 1)

FeO + 2HCl = FeCl2 +H2O (уравнение 2),

Вода может образоваться при горении (взаимодействии с кислородом) выделившегося в первой реакции водорода (уравнение 1) в соответствии со следующим уравнением:

2H2+ O2= 2H2O (уравнение 3)

2. Определим количество моль водорода, образующегося при взаимодействии железа с соляной кислотой.

По уравнению 3 - ,

отсюда .

3. Определим количество и массу железа в смеси.

По уравнению 1 - , отсюда

,

4. Определим массу соляной кислоты, пошедшей на растворение железа, .

По уравнению 1 - как 1:2,

,

отсюда

5.Определим массу соляной кислоты в исходном растворе - .

m(раствора кислоты) = V∙ρ = 200 мл∙1,096 г/мл=219,2г

т.к. , то

6. Определим массу и количество соляной кислоты, пошедшей на растворение оксида железа (II).

,

7. Определим массу оксида железа (II).

По уравнению 2 - , как 1:2,

,

отсюда

8. Определим массу смеси и ее состав:

,

За составление уравнений реакций, за каждое по 2 балла, всего – 6 баллов;

За определение количества моль водорода – 2 балла;

За определение количества и массы железа в смеси – 2 балла;

За определение количества и массы соляной кислоты, пошедшей на растворение железа – 2 балла;

За расчет массы соляной кислоты в исходном растворе – 2 балла;

За расчет массы и количества соляной кислоты, пошедшей на растворение оксида железа – 2 балла;

За определение массы оксида железа (II) – 2 балла;

За определение массы и состава смеси – 2 бала

Максимальное число баллов за задачу – 20 баллов

 

Задача 8-2. В 1669 году немецкий алхимик Бранд Хенниг получал золото из человеческой мочи. В процессе её выпаривания, дистилляции и прокаливания он получил белый порошок, светящийся в темноте. Когда дальнейшие манипуляции с этой материей так и не привели к получению драгоценного металла, он начал продавать новое вещество дороже, чем само золото.

Задание:

1) Определите, о каком веществе идет речь, если известно, это вещество простое. Абсолютная масса атома, образующего вещество составляет 51,46·10-24 грамма, а относительная молекулярная масса равна 124 ед. массы. Составьте молекулярную формулу вещества, дайте тривиальное и химическое название. Приведите соответствующие расчеты.

2) Составьте уравнения реакций взаимодействия этого вещества с кислородом, кальцием и хлором. Назовите образующиеся вещества.

 

Рекомендации к решению и оценке:

1. Определим, о каком элементе идет речь в задаче. Для этого рассчитаем относительную атомную массу элемента, образующего неизвестное простое вещество. В соответствии с формулой:

, где m –масса атома элемента (г);

а.е.м. – атомная единица массы, 1/12 массы атома изотопа углерода 12С, равная - 1,66·10-24 г.

Подставляя данные формулу для расчета, получаем:

Такое значение относительной атомной массы соответствует элементу – фосфор (P).

2. Определим молекулярную формулу простого вещества.

Для этого рассчитаем количество атомов фосфора в молекуле по формуле:

Отсюда формула вещества – P4, название вещества: тетрафосфор или белый фосфор;

3. Уравнения реакций:

P4 + 6Ca = 2Ca3P2 (Ca3P2 – фосфид кальция);

P4 + 10Cl2 = 4PCl5 (PCl5 – хлорид фосфора V);

P4 + 5O2 = 2P2O5 (P2O5 – оксид фосфора V);

За расчет относительной атомной массы и определение элемента – 2 балла;

За определение количества атомов в молекуле и составление молекулярной формулы – 2 балла;

За названия неизвестного вещества, за каждое по 2 балла, всего 4 балла;

За составление уравнений реакций, за каждое по 2 балла, всего – 6 баллов;

За названия образующихся веществ, за каждое по 2 балла, всего – 6 баллов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...