Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство эпохи бронзы




(2 тыс. до н. э.)

 

Металл, обнаруженный еще в эпоху нео­лита, начинает играть в жизни человека все более значительную роль. Люди научи­лись изготовлять бронзу (сплав олова и меди), которая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые про­цессы. Улучшилась обработка земли. Это способствовало дальнейшему совершенст­вованию производства.

Добычи и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, и позже ткацкое становятся самостоятель­ными отраслями производства.

Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяй­ство одной семьей, в рамках которой оста­вался полученный прибавочный продукт. Так и зародилась частная собственность, приведшая к имущественной дифферен­циации. Вскоре в некоторых районах (Пе­редняя Азия,. Индия) складываются ран­неклассовые объединения.

В других районах шел дальнейший про­цесс разложения первобытнообщинных от­ношений, усиливалось имущественное не­равенство и завершался переход к патри­архату. Такая неравномерность развития не дает возможности характеризовать ис­кусство этого периода в целом, поэтому мы остановимся на рассмотрении лишь от­дельных наиболее интересных культур, распространенных некогда на территории СССР.

С изобретением нового материала — бронзы значительно расширился- обмен и контакты между отдельными районами.

Начались военные столкновения за овла­дение скотом, пашнями, металлом. Появи­лись военные руководители. Возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохраняется после его смерти; неда­ром первые крупные заупокойные соору­жения — курганы появляются в эпоху ме­талла.

Размеры курганов, количество и качест­во положенных в них вещей говорят об особом положении в обществе захоронен­ного.и о его имущественном превосход­стве. Усложняются культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями.

Усиливается локализация культур. Художественная обработка металла стано­вится одним из основных видов творчест­ва. Довольно скоро были освоены все тех­ники торевтики: ковка, литье, чеканка и гравировка по металлу. В большом коли­честве начинают изготовляться металли­ческие украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, нашивные бляш­ки, разнообразившие отделку одежды, ко­торую дополняют всевозможные пояса, пряжки и застежки-фибулы. Богато и разнообразно украшается металлическое оружие.

Эпоха бронзы — это эпоха военных столкновений, поэтому украшению ору­жия придавали большое значение. В скульптурном завершении рукояток ча­сто встречаются изображения зверей. Ис­кусство и в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами.

В захоронениях бронзового периода на­ряду с керамическими сосудами обнару­жены и металлические, украшенные гра­вировкой. Они были, видимо, предназна­чены для каких-то особых случаев, может быть, связанных с отправлением опреде­ленного ритуала. Для нас они ценны тем, что свидетельствуют о значительных твор­ческих успехах этой эпохи

Мелкая пластика начинает отливаться из металла. Характерно, что повсеместно в раннюю эпоху бронзы предметы, отли­тые из металла, сделаны по восковой мо­дели, носят явные следы довольно прими­тивной техники лепки, и только позже люди найдут специфические для металла формы. Исчезли глиняные женские стату­этки, которые были так характерны для всех неолитических культур. Теперь ант­ропоморфные изображения больше связы­ваются с образом мужчины, что находится в прямой зависимости от патриархального характера родовой общины.

Зверь по-прежнему чрезвычайно инте­ресует художников. В большинстве случа­ев изображение зверя является украше­нием предмета практического назначения, Мастер почти всегда в это украшение' вкладывает определенный смысл.

Керамические сосуды, продолжавшие бытовать повсеместно, в эту эпоху приоб­ретают более правильные формы (в неко­торых районах был уже изобретен гон­чарный круг). Рисунок на поверхности изделия становится упорядоченнее, более отработанным, отличается в отдельных случаях даже некоторой сухостью. Пора­зительным остается неисчерпаемость ва­риантов орнаментальных мотивов, преи­мущественно геометрического характера.

Архитектура. Но самым важным явле­нием, характеризующим почти повсемест­но поздний неолит и эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура, появив­шаяся в это время во многих местах Евро­пы и Азии я свидетельствующая о боль­ших изменениях, происшедших в жизни первобытного человека. Памятники мега­литической архитектуры — это свидетель­ство не только возросшего чисто техниче­ского умения возводить монументальные сооружения но и проявление совершенно новых идеологических, духовных и эстети­ческих потребностей, запечатленных в но­вых, ранее не существовавших формах. Первобытный человек давно уже умел воз­водить постройки — он строил полуземлянки в палеолите, деревянные дома на сваях, жилища из глины типа три поль­ских или домов Передней Азии в эпоху неолита, но вряд ли от всех этих соору­жений требовалось что-либо иное, за ред­ким исключением, кроме, выполнения их непосредственной утилитарной функции жилища. Правда, возводя их, человек постигал определенные закономерности падания архитектурно-пространственной формы, реализуя накопленный опыт изоб­разительного творчества, используя свои представления о ритме, симметрии, соот­ношении масс, гармонии.

Памятники мегалитической архитекту­ры были тесно связаны с религиозно-куль­товыми идеями, которые в эту эпоху зна­чительно усложняются. Сооружения, тре­бующие затраты усилий огромного числа людей, несли в себе образное начало и были художественным выражением важ­ных для первобытного человека задач.

Мегалитические постройки можно раз­делить на три вида: менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры — это вертикально поставленные камни, разной величины и по-разному в разных областях оформлен­ные. Размер их колеблется от одного мет­ра до двадцати (21-метровый менгир зафиксирован во Франции). Менгиры бы­вают как едва отесанными, так и выпол­ненными в виде монументальной скульп­туры. Таковы вишапы — монументальные изображения рыбы, созданные в Армении. Иногда каменные столбы завершены голо­вой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Си­бирь). Менгиры не были непосредственно связаны с захоронением. Как. правило, они выполняли самостоятельную функ­цию, возможно, были объектом поклоне­ния или обозначали место церемоний. Во всяком случае, это совершенно новое яв­ление, где впервые определенная идея на­шла себе выражение в монументальной форме, которая призвана была воздейст­вовать на ум и воображение людей. Во Франции встречаются целые поля менги­ров — это регулярные ряды вертикальных каменных столбов, тянущихся на 2—3 ки­лометра. В СССР менгиры встречаются в степных областях и на Кавказе.

Дольмены — это довольно сложное со­оружение, своеобразное в разных райо­нах, но всегда с ясно выраженными несо­мыми и несущими Частями, образующими стоечно-балочную конструкцию. Простейший дольмен — это два вертикально по­ставленных необработанных камня, перекрытых третьим (Франция). Законченный по форме и обработке дольмен состоит из четырех хорошо отесанных и плотно пригнанных плит, поставленных вертикально и образующих в плане четырехугольник. Стены перекрыты пятой, также хорошо обработанной плитой, в несколько тонн ве­сом. Дольмены бывают многогранными и круглыми в плане с несколькими камера­ми. Порой к дольмену вел коридор, со­стоящий из наклонных плит или неболь­ших менгиров. В некоторых дольменах внутренние стороны плит покрыты сим­волическими знаками, часто это спирале­видные линии, нанесенные краской или сделанные врезанной линией. Дольмены служили местом захоронения членов рода. На территории нашей Родины они в зна­чительном числе встречаются на Кавказе.

На современного человека они произво­дят впечатление не только своими разме­рами, виртуозностью обработки каменных плоскостей и точностью их соединения, но и удивительной найденностью пропорций, красотой и монолитностью объемов, яс­ностью выявленной конструкции. Все это и является основой выразительности дан­ного типа сооружения.

Кромлех — это каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь или является самостоятельным сооружением, состоящим из нескольких концентриче­ских окружностей. Самый знаменитый и сложный кромлех найден в Англии, около I Стоунхенджа. Он состоит из нескольких концентрических кругов разной величи­ны каменных столбов. Один ряд состоит из менгиров совсем небольших, другой, ближе к центру,— из огромных в несколь­ко метров высотой, хорошо отесанных прямоугольных глыб, попарно перекры­тых мощными каменными брусьями. В центре всего сооружения, имеющего строго продуманную и довольно сложную планировку, лежит квадратная плита, ко­торая и была, вероятно, смысловым цент­ром архитектурной композиции.

В эпоху бронзы появился еще один вид сооружений, говорящих о наступлении но­вого времени. Это большие десятиметровые курганные насыпи над захоронениями отдельных, видимо, знатных членов кол­лектива. По окружности ставили камен­ные плиты (курган около с. Вербовка Чер­касской обл.), а насыпь обкладывалась деревянными плахами или досками.

В степном Причерноморье над кургана­ми помещали так называемые каменные бабы — надмогильные памятники в виде антропоморфных фигур (Днепропетров­ская обл.). В ранний период бронзы эти каменные изваяния еще весьма примитив­ны, и только позже (скифская эпоха) они получают более законченное пластическое выражение.

Таким образом, в эпоху бронзы, помимо существования петроглифов и дальнейше­го развития и совершенствования декора­тивно-прикладного искусства, открылся совершенно новый путь выражения идей, мыслей и чувств: появились монументаль­ная пластика, связанная с образом чело­века, и архитектура, выполнявшая не только узкоутилитарную задачу.

Изобразительное искусство. Естествен­но, что развитие культуры бронзового века в первую очередь связано с районами, где добывался металл. На территории СССР — это Кавказ, Урал и Южная Сибирь,

Майкопская культура. На Кавказе брон­зовый век развивается на основе местных культур неолитического типа. На Север­ном Кавказе бронзовый период хорошо ха­рактеризуется Майкопским курганом (Ку­бань, г. Майкоп). Это одно из богатейших погребений бронзового века середины 3 тысячелетия до н. э. Среди многочис­ленных предметов из этого захоронения, которое свидетельствует о глубокой; уже имущественной дифференциации, особого внимания заслуживают украшения балда­хина, водруженного над телом покойного. Полотнище украшенное некогда нашив­ными бляшками, держалось на деревян­ных круглых палочках, вставленных в се­ребряные трубки, на которых были укреп­лены литые из золота и серебра фигурки быков (две золотые и две серебряные). Скульптурные украшения, сделанные с удивительным мастерством, поражают верностью передачи внешнего облика жи­вотного. Выразительность строится на сое­динении подчеркнуто реалистических черт (рога, круп) и деталей, данных весьма обобщенно (глаза) (Ленинград, Эрмитаж).

Нашивные бляшки в виде львов и быч­ков несут черты влияния искусства Во­стока (некоторые ученые считают, что, как и фигурки, это вещи импортного проис хождения). Серебряные круглодонные сосуды по-новому и очень интересно украшены. На шаровидном тулове разме­щены гравированные изображения живот­ных — быков, хищников и птиц (Ленин­град, Эрмитаж). По волнистому горлу венчика идет зигзагообразная линия, вос­производящая Кавказские горы и сбегаю­щие с них реки. Элементы пейзажа — то новое, что появилось в это время,

Закавказье. Период расцвета эпохи бронзы в Закавказье датируется 2-м тыся­челетием до н. э. Крупные курганы Лчашена, Триалети, Кировакана свидетель­ствуют о значительной имущественной дифференциации и об усилении роли Вож­дя. Обряд захоронения и сопровождаю­щий инвентарь этих курганов отличались необычной сложностью и пышностью. В захоронениях Закавказья получил ши­рокое распространение обычай помещать в погребальную камеру целые колесные повозки или специально сделанные из де­рева Ложа, ставя их под балдахин. В боль­ших Курганах обнаружено много предме­тов из бронзы и драгоценных металлов; их отличают виртуозное мастерство, богатая фантазия и глубокая связь с традициями прошлого. Выплавка и дальнейшая обра­ботка металла достигли необычайной вы­соты. Широкое распространение получили ювелирное дело и металлопластика, как круглая скульптура, так и рельеф. В ме­таллических изделиях в качестве допол­нительных украшений стали употреблять­ся другие материалы: цветная паста и камни. Мастера, отливая сосуд в металле, находят уже новые, специфические для этого материала формы, как в целом, так и в деталях. Особенно интересны массивные серебряные и золотые кубки, серебряные ведра с чеканным рельефом из Триалетского кургана и золотая чаша из Кирова­кана. Поверхность этих сосудов, кроме орнаментально-декоративных мотивов, была разнообразно дополнена многофигур­ными композициями. Например, на серебряном ведре из Триалети изображена сцена охоты — среди кустов и деревьев много разных, очень выразительных, хотя и об­общенной формы, фигур животных.

Не менее достойна внимания по своим пластическим качествам металлическая круглая скульптура. Это прежде всего разнообразные украшений колесниц, Ложа и фигурные навершия, игравшие само­стоятельную роль.

Сюжет скульптур связан с широко рас­пространенными у скотоводов образами культа плодородия и культа солнца — это олени, бычки и птицы.

Своеобразной областью творчества ма­стеров Закавказья являются металличе­ские пояса, покрытые сплошь гравирован­ным рисунком (Москва, Исторический му­зей). Кроме чисто орнаментальных компо­зиций, состоящих из прямоугольных и криволинейных форм, довольно часто встречаются пояса с изображением иду­щих животных.

Все композиции нарисованы тонкой, четкой, но беспокойной линией, дающей динамичные и выразительные силуэты, благодаря чему изображения животных органически сочетаются с орнаменталь­ными -мотивами, образуя единую декора­тивную поверхность.

Кобанская культура. В поздний период бронзы — конец 2 — начало 1 тысячеле­тия до н. э. – на Северном Кавказе в Осе­тии сложилась и развивалась кобанская культура. В отличие от Закавказья тут процесс расслоения первобытного общест­ва шел медленнее. Здесь нет таких бога­тых захоронений, как в Закавказье. Мастерство кобанцев выразилось прежде всего во всевозможных изделиях из металла. Они достигли значительных успехов как в круглой, отлитой из бронзы пластике, так и в гравированном на плоскости ри­сунке. Особой известностью пользуются небольшие бронзовые топорики специфи­ческой, распространенной только у кобан­цев формы (Ленинград, Эрмитаж). Эти топорики украшались гравированным графическим рисунком, помещенным на лезвии. Обычно это изображения оленей, лошади, собаки и змеи. Иногда имеются дополнения в виде геометрического орна­мента. Гравированный рисунок передает изображение животного, контур которого хорошо размещен на расширяющейся ча­сти топора.

В мелкой пластике из металла чаще всего изображаются козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и че­ловеческие фигуры, как, например, на бронзовом навершии (Москва, Историче­ский музей). Отлитые из металла, они явно несут следы традиций примитивной лепки из глины, и только позже выраба­тываются соответствующие новому мате­риалу приемы.

В более поздних памятниках кобанской эпохи наблюдается стремление передать животных в более динамичной позе (ша­калы с поясной пряжки, Москва, Истори­ческий музей), изобразить их бегущими (кони на пряжке, Ленинград, Эрмитаж), показать, например, оленя с повернутой назад головой, что в металлопластике раньше не встречалось.

В Южной Сибири особенно активно развивались культуры бронзового века в Минусинской котловине, которая в силу своего географического положения была местом усиленного передвижения племен, начиная с эпохи неолита вплоть до Ново­го времени.

Скотоводческие племена, заселяющие с начала 2 тысячелетия этот район, остави­ли крупные (до двух метров) каменные изваяния. Они не были связаны с захоронениями и были объектом почитания мно­гих членов племени. Около них, может быть, устраивали культовые церемонии целого клана. Изображали они, наверное, женщину-мать, прародительницу рода, образ которой соединялся еще с зооморф­ными чертами тотема. Идея и смысл в них были выражены чисто художественными средствами. Большинство стел этого вре­мени приблизительно одинаковых очерта­ний. На вертикальной плоскости камня воспроизведено человеческое лицо (Аба­кан, Краеведческий музей). Эти «личины» выбивались невысоким рельефом, без рез­ких светотеней, но всегда достаточно вни­мательно моделированными. Иногда рель­ефной же была верхняя часть торса, всегда женского. Остальные детали — татуи­ровка, волосы, магические знаки, головной убор — обозначались врезанной графиче­ской линией. Нерасчлененный монолит воздействовал издали прежде всего общи­ми своими очертаниями, замкнутым кон­туром цельной формы.

Несмотря на фантастические дополне­ния в виде третьего глаза, поперечных по­лос, идущих через все лицо, символиче­ских знаков в трактовке самого лица, в его овале чувствуются этнические черты, выступающие достаточно отчетливо.

Стремление подчеркнуть определенный антропологический тип лица видно и в не­больших фигурках-куколках из стеатита, обнаруженных в женских и детских захо­ронениях Енисейской долины (Ленин­град, Эрмитаж).

Развивается здесь и металлургия, осо­бенного успеха к концу 2 тысячелетия до н. э. достигает литье. Мастера научились отливать ножи со скульптурными завер­шениями рукоятки в виде головы или це­лой фигуры животного. Со временем пла­стические украшения рукоятки приобре­тают ажурность и декоративность за счет стилизации. Происходит то же самое, что ив кобанской культуре, видимо, это обще­распространенная закономерность, харак­терная для данной ступени развития твор­чества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...