Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии




4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача №1.

Женщина А., 30 лет, поступила в отделение реанимации по скорой помощи. При обследовании: реакции заторможены, сознание спутано, на вопросы отвечает с трудом, имеется диффузный цианоз, желтушность склер, мелкоточечные кровоизлияния на слизистой оболочке ротовой полости. Температура 39С, АД 80/50 мм рт. ст. Со слов родственников известно, что пациентка беременна и неделю назад заболела тяжелой формой гриппа. Принимала аспирин. Через сутки состояние продолжает оставаться крайне тяжелым, сознание отсутствует, температура и АД остаются на прежнем уровне. Диурез 200 мл/сут.

Данные лабораторных исследований:

Кровь: Hb 75 г/л, эритроциты – 2, 5*1012/л, тромбоциты – 150*109/л.

Моча: плотность – 1, 017, белок и Hb присутствует, сахар – не обнаружен, уробилин резко повышен.

Тесты определения состояния системы гемостаза: время капиллярного кровотечения по Дьюку 15 мин (норма 2, 5-5). Протромбиновое время, активированное частичное тромбопластиновое время (АЧТВ), протромбин, фибриноген и продукты фибринолиза в границах нормы.

Вопросы:

1. Какой вид нарушения гемостаза имеется у пациента?

2. Какие клинические симптомы свидетельствуют о нарушениях в системе гемостаза?

3. На основании анализа клинической картины и лабораторных данных сделайте и обоснуйте заключение о синдроме, развивающемся у пациентки. Опишите патогенез данного синдрома и механизмы имеющихся симптомов.

4. С каким синдромом необходимо дифференцировать данное состояние? В чем будет различие и сходство клинической картины и результатов лабораторных исследований?

 

Ответы:

1. Склонность к кровоточивости, обусловленная нарушением тромбоцитарно-сосудистого гемостаза вследствие тромбоцитопении. Гипокоагуляционный тромбогеморрагический синдром, региональная форма (тромботическая тромбоцитопеническая пурпура).

2. Петехии, олигурия, диффузный цианоз.

3. Тромботическая тромбоцитопеническая пурпура. Причиной нарушения гемостаза является травма эндотелия с образованием множественных мелких тромбоцитарных, гиалиновых тромбов в системе микроциркуляции. Это приводит к развитию ишемии в сосудах почек, ЖКТ, мозга и других органов. Диссеминированное образование тромбоцитарных тромбов обусловливает снижение числа тромбоцитов в крови и развитие геморрагического диатеза при сохранении в диапазоне нормы содержания факторов свертывания крови. Об этом свидетельствуют нормальные значения протромбинового времени, АЧТВ, протромбина, фибриногена и продуктов фибринолиза. Сужение просвета артериол, особенно селезенки, вызывает гемолиз эритроцитов с развитием гемолитической анемии.

4. Необходимо дифференцировать с ДВС-синдромом. В данном случае широкий диапазон возможных этиологических факторов затрудняет дифференциальную диагностику, так как беременность также может вызывать тромботическую тромбоцитопеническую пурпуру. Однако при ДВС-синдроме, помимо увеличения времени капиллярного кровотечения и снижения количества тромбоцитов, наблюдается увеличение протромбинового времени, активированного частичного тромбопластинового времени, уменьшение концентрации в плазме протромбина, фибриногена и увеличение концентрации продуктов фибринолиза.

 

 

Тема: Типовые формы нарушений в системы гемостаза, их роль в патогенезе заболеваний человека

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений в системы гемостаза, уметь проводить патофизиологический анализ клинических и модельных ситуаций, связанных с патологией гемостаза.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы гемостаза;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями в системе гемостаза на основе разбора гемостазиограмм;

- изучить роль нарушений функции системы гемостаза в формировании заболеваний человека, в том числе, стоматологической патологии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: общую характеристику системы гемостаза, структуру, функции.

После изучения темы: определение, классификацию основных нарушений гемостаза, патогенетические механизмы нарушений гемостаза, основные функциональные и метаболические нарушения, возникающие при патологии гемостаза, алгоритм разбора гемостазиограмм, методы диагностики и принципы коррекции типовых форм патологии системы гемостаза.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: оценивать числовые значения показателей гемостазиограммы на основе предложенного алгоритма, обьяснять механизмы развития типовых форм нарушения гемостаза, предлагать принципы коррекции.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общая характеристика системы гемостаза: основные механизмы остановки кровотечения (тромбоцитаро-сосудистый, коагуляционный); механизмы противосвёртывания; механизмы фибринолиза.

2). Клинико-лабораторная характеристика системы гемостаза: типы кровоточивости, данные лабораторной диагностики и принципы оценки активности тромбоцитарно-сосудистого и коагуляционного гемостаза, системы антикоагулянтов и фибринолиза. Алгоритм разбора гемостазиограмм.

3). Этиопатогенетическая классификация нарушений гемостаза: геморрагические диатезы, тромбофилии, комбинированные нарушения – тромбогеморрагический синдром.

4). Причины, механизм и последствия нарушения тромбоцитарно-сосудистого (первичного) гемостаза: тромбоцитопении, тромбоцитопатии, вазопатии.

5). Причины, механизм и последствия нарушения коагуляционного (вторичного) гемостаза: тромбопластинопатии, тромбинопатии, фибриногенопатии.

6). Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии тромбозов.

7). Причины, механизм и последствия нарушения функции противосвёртывающей системы: антикоагулянтов (первичных и вторичных) и системы плазминогена.

8). Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики и патогенетической терапии гемофилии и болезни Виллебранда, тромбоцитопенической пурпуры, тромбастении Гланцмана, геморрагических васкулитов

9). ДВС-синдром (тромбогеморрагический): основные причины, патогенез, стадии развития, принципы лабораторной и клинической диагностики и патогенетической терапии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...