Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии




4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

 

Задача №1. Больная Д., 38 лет, примерно через сутки после болевого приступа в области правого подреберья появилась желтуха, моча «цвета пива», кал бесцветный.

Данные лабораторных анализов:

Показатель Кровь Моча Экскременты
АЛТ Норма - -
АСТ Норма - -
Билирубин общий 57 мкмоль/л - -
Билирубин прямой 47 мкмоль/л Обнаружен -
Уробилиноген (ин) Нет Нет -
Стеркобилиноген (ин) Нет Нет Нет
Желчные кислоты Обнаружены Обнаружены -

 

Вопросы:

1. Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза.

2. Как объяснить изменение цвета кала и мочи?

 

Задача №2. У больного Р., 33 лет, в течение недели отмечались катаральные явления, слабость, субфебрильная температура. Сутки назад появилась желтушность склер и темная моча, кал слабо окрашен, жалуется на зуд кожи.

 

Данные лабораторных анализов:

Показатель Кровь Моча Экскременты
АЛТ Увеличена -  
АСТ Увеличена -  
Билирубин общий 54 мкмоль/л - -
Билирубин прямой 30 мкмоль/л Обнаружен -
Уробилиноген (ин) Обнаружен Обнаружен -
Стеркобилиноген (ин) Следы Следы Значительно уменьшен
Желчные кислоты Обнаружены Обнаружены Нет

 

Вопросы:

1) Определить тип желтухи. Составить цепь патогенеза.

2) О чем может свидетельствовать повышение в крови непрямого билирубина и появление прямого, обнаружение в крови и моче уробилиногена?

3) О чем может свидетельствовать обнаружение в крови и моче уробилиногена?

4) О чем может свидетельствовать повышение в крови АЛТ и АСТ?

 

Тема: Печеночная недостаточность

ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушения функции печени.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, последствия, принципы патогенетической терапии острой и хронической печеночной недостаточности;

- обучить методам патофизиологического разбора результатов лабораторных анализов при состояниях, связанных с нарушениями функции печени;

- изучить роль нарушений функции печени в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: анатомию и физиологию печени

После изучения темы: этиологию и патогенез различных видов печеночной недостаточности, печеночной энцефалопатии и комы.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: По данным биохимических анализов крови проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с печеночной недостаточностью.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1) Общая этиология нарушений функций печени.

2) Принципы классификации печеночной недостаточности.

3) Патогенез повреждения гепатоцита.

4) Нарушения обмена веществ при печеночной недостаточности: белкового аминокислотного, углеводного, жирового, пигментного обменов, обмена витаминов и БАВ.

5) Нарушения детоксицирующей функции печени.

6) Синдром гепато-церебральной недостаточности. Патогенез печеночной комы.

7) Патогенез портальной гипертензии. Клинические проявления.

8) Этиология и патогенез образования желчных камней.

9) Биохимические синдромы печеночной недостаточности: цитолиза, гепатоцеллюлярной недостаточности, мезенхимально-воспалительный, холестаза.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Указать наличие биохимических синдромов при печеночной недостаточности.

1) Есть или нет нарушения целостности гепатоцитов:

а) выявление синдрома цитолиза: повышение активности в сыворотке АЛТ, ЛДГ5, АСТ.

б) выявление синдрома холестаза: гипербилирубинемия за счет прямого билирубина, повышение щелочной фосфатазы, 5-НК, γ -ГТ и холестерина крови.

2) Есть или нет мезенхимально-воспалительный синдром: повышение уровня a2- и g-глобулинов.

3) Есть или нет синдром гепатоцеллюлярной недостаточности: снижение альбуминов, протромбина, фибриногена, гипербилирубинемия преимущественно за счет непрямого билирубина, появление аммиака в крови и спинномозговой жидкости.

2. Определить вид печеночной недостаточности (острая или хроническая) по анамнезу и преобладанию синдромов: цитолиза, мезенхимально-воспалительного, гепатоцеллюлярного.

3. Указать возможную причину и патогенез данного вида печеночной недостаточности.

4. Указать патогенез всех клинических проявлений.

5. Указать принципы патогенетической терапии.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

 

Задача №1. Больной К., 50 лет. Десять лет назад перенес вирусный гепатит " В". Пониженного питания, кожные покровы сухие, желтушные, с множественными кровоизлияниями. Имеются признаки гипертиреоза. Живот увеличен в размерах. Больному сделан лапароцентез. Из брюшной полости удалено 3, 5 л прозрачной жидкости. Указать биохимические синдромы. Определить характер течения печеночной недостаточности. Указать патогенез клинических проявлений.

Ответ: имеются синдромы цитолиза, холестаза, воспалительный, гепато-целл. недостаточности; хроническая печеночная недостаточность., нарушения обмена веществ (гиповитаминоз А, гипербилирубинемия, нарушение связывания тироксина транспортным белком), геморрагический синдром, синдром портальной гипертензии, асцит.

 

Задача №2. Больная Л., 20 лет, заболела остро, после употребления в пищу грибов. Жалобы на боли в правом подреберье, головную боль, многократную рвоту. Через 3 часа состояние резко ухудшилось. Больная в общение не вступает, реагирует только на очень громкий звук. Дыхание шумное, глубокое, редкое. АД - 100/60 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту. Глазные и сухожильные рефлексы снижены.

Задача № 3. Больной К., 58 лет, доставлен в клинику в тяжелом состоянии: плохо ориентируется во времени и пространстве. Выражены пирамидные расстройства (рефлекс Бабинского положительный, гиперрефлексия). Отмечается мышечная гипертония, ригидность мышц, гипомимия, дизартрия, нарушение координации движений. «Печеночный» запах изо рта. Асцит, отеки на ногах. Из анамнеза известно: больной К. ранее проходил лечение по поводу цирроза печени.

Общий анализ крови: эритроциты - 2, 1 х 1012 /л, гемоглобин - 100 г/л, ЦП - 0, 79, СОЭ- 22 мм/ч, тромбоциты - 18 х 109 /л, лейкоциты - 2, 0 х 109 /л.

У больного снижено содержание в крови протромбина, проконвертина. Определено повышенное содержание в сыворотке крови и в моче кетоновых тел.


Таблица. Биохимические анализы крови к задачам

Показатели Норма №1 №2 №3
Общий белок (г/л): 65-85
альбумины (%) 50-61
глобулины (%): 39-50  
- α 1 (%) 3 - 6, 8 7, 5 7, 2  
- α 2 (%) 5, 8 –8, 0 8, 6 8, 9  
- b (%) 11, 0 -13, 0 13, 5 14, 0  
- g (%) 15, 5 – 22, 0 25, 0 28, 9  
Билирубин общий (мкмоль/л): 8, 5-20, 5
непрямой (мкмоль/л) 7, 6-17, 0
нрямой (мкмоль/л) 0, 9-3, 5
Холестерин (ммоль/л) 4, 5-6, 3 8, 3 1, 2
Щелочная фосфатаза (мкмоль/л) 0, 5-1, 3 1, 8 2, 1  
Фибриноген (г/л) 1, 7 1, 2 - 1, 0
Протромбин (г/л) 0, 1 0, 05 -  
АЛТ (ммоль/ч л) 0, 1-0, 68 1, 0 2, 5  
АСТ (ммоль/ч л) 0, 1-0, 45 0, 5 1, 0  
ЛДГ5 (мкмоль/ч л) 1800-3200  
Аммиак в крови   - +  
Сахар крови (ммоль/л) 3, 3 – 5, 5    

 

 

Тема: Типовые формы нарушений пищеварения в желудке и кишечнике. Язвенная болезнь

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений пищеварения и их связи с основными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии пищеварительной системы;

- обучить методам патофизиологического разбора анализов желудочного сока и состояний, связанных с нарушениями функции пищеварительной системы;

- изучить роль нарушений пищеварительной системы в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: анатомию и физиологию пищеварительной системы.

После изучения темы: этиологию и патогенез нарушений пищеварительной функции желудка и кишечника.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать на животных типовые нарушения пищеварения, проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением пищеварительной функции желудка и кишечника.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: анатомическими навыками работы с лабораторными животными, основной терминологией по теме занятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Роль пищи и питания в их возникновении; значение нейрогенных и гуморальных факторов.

2). Инфекционные процессы в пищеварительной системе. Патогенное влияние курения и злоупотребления алкоголем.

3). Нарушения слюноотделения, гипо- и гиперсаливация. Нарушения жевания, глотания.

4). Нарушения резервуарной, секреторной и моторной функций желудка. Количественные и качественные нарушения секреторной функции желудка. Типы патологической секреции. Гипо- и гиперкинетические состояния желудка.

5). Нарушения эвакуации желудочного содержимого: отрыжка, изжога, тошнота, рвота. Связь секреторных и моторных нарушений. Эндокринная функция желудка при патологии.

6). Острые и хронические гастриты. Хеликобактериоз и его значение в развитии гастритов и язвенной болезни.

7). Расстройства функций тонкого и толстого кишечника. Нарушения секреторной функции. Значение повреждения энтероцитов, панкреатической ахилии, ахолии; роль гастроинтестинальных гормонов.

8). Нарушения полостного и пристеночного пищеварения; нарушения всасывания. Нарушения моторики кишечника. Поносы, запоры, кишечная непроходимость.

9). Нарушения барьерной функции кишечника; кишечная аутоинтоксикация; колисепсис, дисбактериозы. Энтериты, колиты. Характеристика синдрома мальабсорбции. Роль наследственного дефицита дисахаридаз и глютеновой энтеропатии в нарушении функции тонкого кишечника.

10). Язвенная болезнь и симптоматические язвы желудка и 12-перстной кишки. Теории ульцерогенеза. Современные взгляды на этиологию и патогенез язвенной болезни. Принципы лечения.

11). Нарушения секреторной функции поджелудочной железы; острые и хронические панкреатиты.

 

3. Практическая работа.

Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель нарушения пристеночного пищеварения».

Цель: изучить изменение пристеночного пищеварения при разрушении ферментов слизистой кишечника под действием термического фактора.

Методика эксперимента: в 4 пробирки наливают по 1 мл 0. 1%-ного р-ра крахмала. Первая пробирка является контрольной, во вторую добавляют 2-3 капли слюны (для демонстрации действия на крахмал амилазы слюны), в третью помещают отрезок тонкого кишечника крысы, тщательно отмытый водой; в четвертую - такой же отрезок, предварительно подвергнутый термической обработке (кипячение 10 минут). Термическая обработка ведет к разрушению ферментов.

Пробирки выдерживают 20-30 минут при комнатной температуре. Для оценки остаточного количества крахмала в каждую пробирку добавляют по 1 капле р-ра Люголя. По интенсивности синей окраски делают вывод о влиянии термического фактора на простеночное пищеварение в тонком кишечнике. Оценку производят по 4-х бальной системы в крестах.

Результаты:

Таблица 1. Степень расщепления крахмала.

Номер пробирки Интенсивность окраски раствора крахмала
 
 
 
 

Вывод:

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора анализов желудочного сока:

1). Оценить секреторную функцию желудка:

- по показателям объёма порций желудочного сока в динамике (натощак, базальная, стимулированная) установить, есть или нет нарушение секреции (гиперсекреция, гипосекреция).

- по показателям свободной HCl, общей кислотности, дебиту HCl установить, есть или нет нарушение кислотообразования (гиперацидное, нормацидное, гипоацидное, анацидное состояние, ахлоргидрия, ахилия).

2). Оценить эвакуаторную функцию желудка:

- по объёму содержимого натощак, установить, есть или нет нарушение эвакуации (нормальна, замедлена).

Задачи №1-4. Используя алгоритм, провести патофизиологический анализ желудочной секреции по показателям, приведенным в таблице 2. Используя данные ФГДС, по результатам выявленных нарушений, составить заключение.

1). Указать возможные причины и механизмы выявленных нарушений.

2). Указать возможные нарушения пищеварения в кишечнике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...