Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 3. Методика физического воспитания и развития детей.




Учебный год

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»

 

1. Виды итоговой государственной аттестации в соответствии с учебным планом:

  • Междисциплинарный экзамен по специальности.
  • Выпускная квалификационная работа (защита).

2. Сроки проведения в соответствии с учебным планом с 1 июня 2010 по 30 июня 2010.

3. Необходимые экзаменационные материалы:

3.1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности:

Междисциплинарный государственный экзамен направлен на определение уровня профессиональной готовности выпускника отделения «Дошкольное образование» в качестве воспитателя детей дошкольного возраста в разных типах образовательных учреждений и соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 050704 «Дошкольное образование»

Программа ориентирована на раскрытие теоретического содержания и практического освоения предметных областей дошкольной педагогики и психологии, методики развития детской речи с практикумом по логопедии, методики физического воспитания и развития детей, методики экологического образования, методики математического развития, теоретических основ методики математики, методики развития детского изобразительного творчества, методики музыкального развития, непосредственно определяющих эффективность и качество профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения.

Программа основана на принципах научности, системности, исторической преемственности теорий и концепций, интеграции педагогики, психологии и частных методик, связи с опытом организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Государственный экзамен позволяет оценить:

Степень владения основными категориями и принципами теоретической педагогики и психологии, умения адекватно использовать знания для решения педагогических проблем воспитания дошкольника, умения проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс, руководить основными видами деятельности дошкольников. Обеспечивать создание развивающей предметно- пространственной среды; владеть умениями в тех видах деятельности, которым педагог обучает дошкольников.

Теоретическое и практическое владение объективно существующими тенденциями развития современного образования: единством социализации и индивидуализации в процессе формирования личности современного человека, личностно – ориентированным педагогическим процессом, открытостью, вариативностью, гуманизацией образования, направленностью на самореализацию и развитие выпускника;

Уровень практического проявления профессионального самосознания: осознание принадлежности к особой профессиональной группе, понимание роли образования в современном обществе.

Билеты междисциплинарного государственного экзамена включают вопросы, посвящённые теоретическому и практическому содержанию профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения.

Часть 1. Психология.

Ранний возраст

Основные понятия: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; новообразования; предметная деятельность; соотносящие и орудийные действия; госпитализм; функция замещения; кризис.

Раннее детство как время установления базовых отношений ребенка с миром. Педагоги: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.В.Обухова, Н.М.Аксарина, Н.М.Щелованов, Э.Г.Эриксон, Ж.Пиаже и др. о значении этого периода в развитии ребенка. Социальная ситуация развития. Основные особенности и факторы развития. Ведущая деятельность. Раннее детство и процесс социализации. Начальный этап формирования личности ребенка: характеристика его поведения, значение общения со взрослыми и детьми, зарождение самосознания, особенность первых представлений о себе. Кризис 3-х лет, его негативные и позитивные симптомы. Феномен «Я сам» и личное действие как основные новообразования раннего возраста.

Литература для подготовки.

  1. Л.С.Выготский. Психология. – СПб., 2000.
  2. Л.В.Обухова. Возрастная психология. – М., 1996.
  3. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет /Под ред. Г.Г.Григорьевой и др. – М., 2000.
  4. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.
  6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М., Воронеж, 1995.

Деятельность

  • Общение

Основные понятия: общение; форма общения; формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная; формы общения со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, межличностные отношения.

Общение как условие и средство формирования личности дошкольника. Исследования М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой и др. о проблеме общения дошкольников со взрослыми. Характеристика форм общения со взрослыми: время его возникновения, его место в системе общей жизнедеятельности, основное содержание, потребности, ведущие мотивы, основные средства. Позиции ученых (Б.Спока, Т.Шибутани, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Е.Н.Субботского и др.), доказывающие, что общение ребенка именно со сверстниками, обеспечивает оптимальное развитие его личности. Формы общения детей друг с другом как изменение содержания потребности, мотивов и средств общения. Роль взрослого в становлении общения со сверстниками, в формировании межличностных отношений.

  • Игровая деятельность

Основные понятия: ведущая деятельность; символическая функция сознания; самопознание; рефлексия; произвольное поведение; познавательный эгоцентризм; сюжет; содержание; роли; игровые действия; игровые и реальные взаимоотношения в игре.

Исследования А.Н.Леонтьева об игре как ведущей деятельности. Формирование предпосылок игры в раннем возрасте. Игра и познание свойств предметов, действий с ними и отношений между людьми. Игра и формирование произвольности психических процессов, преодоление познавательного эгоцентризма, формирование более высоко уровня умственных действий ребенка. Игра и развитие произвольности поведения и зачатков рефлексии. Игра и её значение для развития способности к сопереживанию и формирования коллективистских качеств. Игра как школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения. Вклад Д.Б.Эльконина в разработку теории игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра как моделирование деятельности и отношений взрослых. Л.С.Выготский о психологическом критерии, отличающим, собственно, игру от всех других занятий ребенка. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Исследования Д.Б.Эльконина об особенностях развития игр дошкольника. Уровни развития ролевой игры, распад ролевой игры. Игры с правилами, которым уступает место сюжетно-ролевая игра.

  • Изобразительная деятельность

Основные понятия: продуктивная деятельность; изобразительная деятельность; доизобразительный этап; стадия каракулей; интерпретация рисунка; шаблон; наблюдение.

Отличия изобразительной деятельности взрослого и ребенка. Этапы развития изобразительной деятельности: доизобразительный, стадия каракулей, стадия последующей интерпретации. Стадии изобразительного этапа: стадия рисунков с примитивной выразительностью, стадия пластического изображения, рисование по наблюдению. Т.С.Комарова, Е.А.Флерина об обучении детей рисованию. Характеристика видов рисования: предметного, сюжетного, декоративного. Содержание детских рисунков. Причины появления шаблонов в рисунках. Особенности использования цвета детьми разных возрастных групп. Значение изобразительной деятельности дошкольника: познавательное, творческое, эмоционально-личностное, психотерапевтическое, коммуникативное, диагностическое.

  • Трудовая деятельность

Основные понятия: трудовая деятельность; умение; навык; привычка.

Своеобразие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве: овладение предметной деятельностью, развитие произвольности поведения и действий, подражание взрослому, стремление к самостоятельности. Основные направления развития трудовой деятельности дошкольника. Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков, формирование привычки к регулярному труду. Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки. Формирование общественных мотивов труда. Формирование трудолюбия, интереса и уважения к труду взрослых. Развитие представлений о профессиях. Особенности представлений дошкольников о труде взрослых. Развитие видов и форм трудовой деятельности. Влияние трудовой деятельности на психическое развитие. Расширение представлений об окружающем, свойствах предметов, материалов и орудий труда, развитие познавательной сферы. Трудовая деятельность и развитие личности. Специфика совместного труда детей со взрослыми и сверстниками. Характеристика взаимоотношений в процессе совместного труда.

  • Учебная деятельность

Основные понятия: учебная деятельность; учебная задача; познавательные интересы; познавательная активность; самоконтроль; самооценка; дидактическая игра.

Формирование у детей основ учебной деятельности. Развитие умения понимать и принимать учебную задачу. Развитие познавательных интересов у детей, любознательности. Занятия как основная форма обучения дошкольников. Формирование у детей системы элементарных знаний. Оценка результатов деятельности детей как средство формирования самооценки и самоконтроля. Своеобразие выбора и применения различных методов обучения в разных возрастных группах. Учет уровня развития познавательных процессов, особенностей мотивационной и эмоциональной сферы при выборе методов обучения. Дидактическая игра как форма обучения, закрепления и уточнения знаний.

Личность

  • Личностно-ориентированный подход

Основные понятия: личностно-ориентированное взаимодействие; личностно-развивающее взаимодействие; индивидуальный подход; дифференцированный подход; индивидуально-биологические особенности; «зона ближайшего развития».

Основоположники гуманистической концепции, личностно-ориентированного подхода к ребенку – В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, К.Роджерс, Д.Дьюи и др. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитании и обучении ребенка. Особенности индивидуального подхода к детям различных темпераментов. Дифференцированный подход к детям, имеющим различия: • в развитии познавательных процессов; • в отношении к деятельности; • в проявлении эмоционально-волевых качеств; • в уровне развития способностей; • в уровне проявления самостоятельности. Учет «зоны ближайшего развития» при проектировании новых уровней психического развития ребенка. Методы изучения индивидуально-личностных проявлений ребенка.

  • Способности

Основные понятия: деятельность; задатки; способности; одаренность; талант; общие умственные и специальные способности; интересы.

Понятие о способностях как индивидуально-психологических особенностях человека. Вклад Б.М.Теплова в разработку общей теории способностей. Деятельность – условие проявления и развития способностей. Связь способностей и знаний, умений, навыков. Виды способностей. Характеристика различных уровней проявления способностей. Понятие об одаренности. Понятие о таланте. Учение и труд как условия для развития таланта. Ранний возраст как период, в котором закладываются общие предпосылки становления способностей. Развитие у детей общих способностей – познавательных и практических. Характеристика общих способностей: сенсорных, интеллектуальных и творческих. Связь творческих способностей с воображением. Игра, конструирование, изобразительная, трудовая деятельность как условие развития специальных способностей у детей. Развитие самостоятельности как условие развития творческих способностей у детей. Характеристика одаренных детей: дети с ускоренным умственным развитием, с ранней умственной специализацией, с признаками незаурядного проявления отдельных психических процессов. Позиция взрослых в общении с одаренными детьми.

  • Готовность к школьному обучению

Основные понятия: готовность ребенка к обучению в школе; психологическая готовность к школьному обучению; специальная готовность; физическая готовность; школьная зрелость.

Готовность к школьному обучению как важнейшее новообразование дошкольного возраста, как итог воспитания и обучения детей в ДОУ и семье. Неоднозначность подхода к данной проблеме. Взгляды В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, Г.Г.Кравцова и Е.Е.Кравцовой, Л.А.Венгера и А.В.Запорожца и др. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению», её структура: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая. Специальная готовность. Физическая готовность. Преемственность в работе ДОУ и школы, усложнение требований, которые предъявляет школа к ребенку в современных условиях.

Психические процессы

  • Основные направления развития внимания у детей дошкольного возраста

Основные понятия: внимание, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, объем, устойчивость, концентрация.

Определение внимания. Физиологический механизм. Виды внимания.

Характеристика внимания дошкольника: непроизвольно, связано с особенностью объекта, отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Показать, что на протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии происходят изменения в развитии внимания: увеличивается объем, растет устойчивость, начинает формироваться произвольное внимание. Показать условия формирования устойчивого внимания.

Доказать ведущую роль воспитания и обучения в развитии свойств внимания у детей. Определить пути и средства организации и поддержания внимания у детей.

  • Характеристика особенностей памяти детей дошкольного возраста и пути её развития

Основные понятия: память, непроизвольная, произвольная, двигательная, эмоциональная, образная, логическая.

Определение памяти. Роль памяти в психической жизни человека.

Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Развитие видов памяти. Непроизвольная память и условия её развития. Деятельность как основное условие непроизвольного запоминания. Этапы развития произвольной памяти. Игра как основной средство развития произвольной памяти. Обучение приемам запоминания и припоминания. Образная память – ведущий вид памяти дошкольника. Формирование представлений. Развитие логической, опосредованной памяти. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания.

  • Развитие эмоциональной сферы дошкольника

Основные понятия: эмоции, чувства, высшие чувства, настроение, аффект, эмоциональное благополучие, сочувствие.

Исследованиями эмоциональной сферы ребенка занимались и занимаются многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги, такие как К.Изард, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Р.Р.Калинина.

Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные психические процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, волю, все виды деятельности и поведения.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Изменение структуры эмоциональных реакций в дошкольном возрасте. Характеристика высших чувств дошкольника. Условия развития чувств у дошкольника.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять своими эмоциями, т.е. произвольность поведения.

  • Сенсорное развитие дошкольника

Основные понятия: сенсорное развитие, сенсорное воспитание, сенсорный эталон, перцептивные действия.

Сенсорное развитие как основа интеллектуального роста ребенка, как первая ступень познания окружающей действительности.

Вклад Я.А.Коменского, Ф.Фребеля, М.Монтессори в разработку вопросов сенсорного развития детей.

Работа отечественных исследователей Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова и др. в определении задач сенсорного развития и роли взрослых в этом развитии детей. Задачи сенсорного развития: овладение сенсорными эталонами (сенсомоторные предэталоны, предметные предэталоны, сенсорные эталоны); овладение перцептивными действиями; использование знаний в самостоятельной деятельности.

Этапы сенсорного развития. Значение различных видов деятельности в решении задач сенсорного развития.

Литература для подготовки.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1998.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2002.
  5. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984.
  6. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2003.
  7. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1995.
  8. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М., 1997.
  9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.
  10. Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1995.

 

 

Часть 2. Педагогика.

Основные понятия: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, педагогическая умелость, творчество, новаторство, компоненты педагогического мастерства, креативные способности, гностические способности, эмпатия, коммуникативность, профессиональные функции; воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, развитие личности, физическое воспитание, здоровье, здоровый образ жизни, здоровый ребенок; деятельность, ведущая деятельность, игра; интеллектуальная культура, познавательная деятельность, познавательные способности, учебные навыки, методы обучения, приемы обучения, развивающая среда; социально-нравственное воспитание, патриотизм, материальная культура, трудовое воспитание, трудовая воспитанность, средства трудового воспитания; общение, индивидуальный и дифференцированный подход; семья; педагогическая система, вариативные и альтернативные образовательные системы, воспитательно-образовательные программы,

§ Специалист по дошкольному воспитанию. Роль воспитателя в жизни и развитии ребенка. Функции воспитателя дошкольного учреждения: развивающая, конструктивно-организаторская, диагностическая, координирующая, коммуникативная, материнская. Взаимосвязь функций воспитателя в педагогическом процессе. Требования к личности и профессиональной подготовке воспитателя. Документы, определяющие права и обязанности специалиста по дошкольному воспитанию («Устав ДОУ в РФ», «Типовое положение о ДОУ» и др.)

Этапы профессионально-творческого роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство. Творчество и ремесленничество в педагогической деятельности. Педагогическое мастерство и его компоненты: гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, педагогические способности (эмпатия, коммуникативность, креативность, артистичность, организаторские способности и др.), педагогическая техника (умения управлять своим организмом как средством воздействия и умение организовывать взаимодействие с детьми и взрослыми). Их характеристика.

§ Понятие «педагогические системы», традиционные вариативные и альтернативные системы дошкольного образования. Современные дошкольные образовательные учреждения в системе непрерывного образования. Виды дошкольных образовательных учреждений. Документы, определяющие деятельность ДОУ: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о ДОУ», «Устав ДОУ в РФ»и документы, определяющие содержание деятельности с детьми в ДОУ: Концепция дошкольного воспитания (1989), «Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», воспитательно-образовательные программы для дошкольных учреждений. Воспитательно-образовательные программы для дошкольных учреждений как содержательный компонент педагогической системы. История создания программы для детского сада (события 1932, 1938, 1962, 1985гг.). Классификации современных образовательных программ, их краткая характеристика (комплексные и парциальные программы, региональные и федеральные программы, вариативные и альтернативные программы). Многовариативность современных образовательных программ. Требования к вариативным образовательным программам для государственных дошкольных учреждений. Выбор программы дошкольным учреждением.

§ Деятельность как условие и средство воспитания дошкольников. Игра как ведущий вид деятельности ребенка, форма организации детской жизни (исследования А.Леонтьева, Д.Эльконина о ведущей деятельности). Классификация детских игр: творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные) и игры с готовыми правилами (подвижные и дидактические). Психолого-педагогические основы игры, исследование А.Леонтьева, Д.Эльконина. Условия развития игровой деятельности: наличие знаний об окружающем, наличие игровых навыков, наличие времени и места для игры, наличие игрового оборудования, правильное педагогическое сопровождение развития детских игр. Позиции ученых (П.Г.Саморуковой, Н.Михайленко, Н.Коротковой) во взглядах на роль воспитателя в развитии игр дошкольников. Особая роль взрослого в развитии игровой деятельности дошкольников в ДОУ. Прямые и косвенные приемы руководства играми детей. Зависимость приемов работы воспитателя от возрастных особенностей развития игровой деятельности детей.

§ Физическое воспитание дошкольников в детском саду. Понятия «физическое воспитание», «воспитание здорового ребенка», «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, определяющие здоровье ребенка: биологические, психологические, социальные. Условия, необходимые для обеспечения здорового образа жизни детей: правильная организация физического воспитания (организация окружающей среды, режим дня, рациональное питание, организация занятий, прогулок, закаливания, двигательной активности), тесный контакт с семьей, организация контроля за физическим развитием детей и лечебно-профилактическая работа в ДОУ. Задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Средства физического воспитания: физические упражнения, природные факторы, режим дня, гигиенические мероприятия.

§ Понятие «социально-нравственная культура», своеобразие нравственного воспитания. Задачи и методы нравственного воспитания дошкольника: методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы стимулирования чувств и отношений. Их содержание и характеристика. Содержание работы детского сада по нравственному воспитанию дошкольников: формирование положительных черт характера, воспитание дисциплинированности и культуры поведения, патриотическое воспитание. Исследования Т.А.Репиной, М.И.Лисиной, Т.Комиссаренко, А.Рояк, А.Д.Кошелевой о роли взрослого в формировании общения между сверстниками в группе детского сада.

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду. Понятие «воспитание маленького петербуржца». Актуальность нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Специфика патриотического воспитания дошкольников. Направления работы воспитателя: воспитание петербургской культуры и знакомство детей с родным городом. Принципы отбора знаний о городе для дошкольников, содержание знаний. Характеристика краеведческих программ (Л.К.Ермолаевой, Г.С.Вежель, Г.Т.Алифановой, Н.Т.Смирновой и др.). Средства приобщения детей к культуре родного города: занятия, игры, художественная литература, художественные произведения искусства, музыка и др. Приемы работы воспитателя, используемые в процессе знакомства детей с Петербургом и воспитание основ петербургской культуры: наглядные, словесные и практические. Система работы ДОУ по приобщению маленького петербуржца к ценностям города.

§ Понятие «интеллектуальная культура», задачи и средства умственного воспитания детей. А.П.Усова о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Своеобразие обучения в детском саду, отличие от школьного обучения. Исследования П.Г.Саморуковой, В.И.Логиновой и др. о способности детей к обучению и усвоению системных знаний. Занятия и дидактические игры как основные формы обучения дошкольников. Занятия как организованная форма обучения. Место занятий в режиме дня. Роль занятий в развитии и подготовке детей к школе. Гигиенические и дидактические требования к организации занятий. Структура традиционного занятия. Подготовка воспитателя к занятию. Особенность организации обучения в разных возрастных группах детского сада.

§ Роль взрослого и специально организованной развивающей среды в интеллектуальном развитии ребенка. Понятия «развивающая среда», виды педагогической среды в ДОУ: неблагоприятная, педагогически целесообразная, педагогически обогащенная среда. Их характеристика. Е.И.Тихеева, Н.Ветлугина, П.Г.Саморукова о значении предметной среды дошкольного учреждения для развития ребенка. Концепция В.А.Петровского, Л.М.Клариной о принципах построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования: уважение к интересам и потребностям детей, уважение к результатам детской деятельности, уважение к мнению детей. Р.Стеркиной, М.Поляковой об основных требованиях к организации педагогически обогащенной среды в детском саду: статичность и подвижность, гибкость зонирования, комфортность обстановки, открытость- закрытость, учет половых особенностей детей, богатство сенсорных впечатлений, эстетичность среды. Значение развивающей среды для индивидуального педагогического сопровождения развития ребенка. Роль воспитателя в стимулировании интеллектуального развития ребенка.

§ Понятие «материальная культура», задачи и средства трудового воспитания дошкольников: знакомство с трудом взрослых, трудовое обучение, самостоятельный труд детей. Исследования В.И.Логиновой, М.В.Крулехт о взаимосвязи основных средств трудового воспитания в педагогическом процессе современного дошкольного учреждения. Отличительные черты петербургской концепции трудового воспитания от концепции Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Г.Нечаевой.Знакомство с трудом взрослых как ведущее средство трудового воспитания дошкольников. Значение впечатлений и знаний о труде взрослых для развития ребенка. Программа воспитания и обучения в детском саду и программа «Детство» о содержании работы по знакомству детей с трудом взрослых. Приемы работы воспитателя по знакомству детей с трудом взрослых в разных группах детского сада.

§ Семья как фактор, влияющий на развитие и социализацию личности. Классификации современной семьи (по степени родства, по количественному составу, по условиям воспитательной среды). Функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, воспитательная, досуговая. Исследования Т.А.Репиной, И.Дементьевой, С.Батышева в области семейного воспитания. А.В.Петровский, О.Конер о влиянии педагогических позиций родителей(тактики диктата, опеки, мирного сосуществования, конфронтации, сотрудничества) на формирование личности ребенка. Условия правильного семейного воспитания: осознание ответственности за воспитание ребенка перед обществом, правильная организация семейной жизни, наличие психолого-педагогических знаний, правильное отношение к ребенку, наличие у родителей авторитета. Методы изучения семьи ребенка: наблюдения, беседы, анкетирование, тесты и др.

§ Взаимосвязь ДОУ и семьи как условие успешного воспитания дошкольника. Задачи ДОУ в работе с семьей: изучение семьи воспитанника, психолого-педагогическое просвещение, пропаганда опыта семейного и общественного воспитания, вовлечение родителей в совместный пед.процесс воспитания дошкольников и в работу ДОУ. Требования к педагогу как к субъекту в установлении контакта с семьей воспитанника. Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников (индивидуальные, коллективные, наглядная пропаганда). Характеристика традиционных и инновационных форм работы с семьями воспитанников. Проблемы в работе ДОУ с семьями воспитанников.

§ Индивидуально-дифференцированных подход в воспитании детей. Понятие «индивидуальный подход», «дифференцированный подход». Варианты дифференцированного подхода: с учетом типов ВНД, уровня развития интеллекта, половых различий. Актуальность проблемы дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Исследования Т.П.Хризман, В.Д.Еремеевой поло-ролевых особенностей дошкольников. Необходимость правильного полового воспитания для нормальной социализации ребенка. Современные тенденции осуществления дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в дошкольных учреждениях. Раздельное воспитание и дифференцированный подход – различие позиций ученых (Репина Т.А., Гарбузов В.И., Семенова Л.Е., Градусова Л.В., Кукулите Т.Г., Филиппова С.О. и др.). Варианты осуществления дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола в детском саду: создание дифференцированной развивающей среды с учетом половых возможностей и потребностей детей, дифференцированные требования к поведению, дифференцированный подход в организации игровой и трудовой, учебной деятельности девочек и мальчиков и др Сложности в организации дифференцированного подхода с учетом половых различий детей в ДОУ.

Литература для подготовки:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Академия, 2006.

2. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

4. Игра дошкольника //Под ред. С.Новоселовой. – М., 2005.

5. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. – СПб., 1995.

6. Петровский В.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

7. Доронова Т.Н.и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство для детского развития. – М., 2001.

8. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб., 1998.

.

Перечень нормативных документов, программных и справочных материалов, наглядных пособий к экзамену:

- закон РФ «Об образовании»

- Сб. нормативных документов «Дошкольное образование в России»

- Вариативные образовательные программы для ДОУ /комплексные и парциальные

 

 

Часть 3. Методика физического воспитания и развития детей.

Тема: Подвижная игра, её определение и специфика.

Основные понятия: подвижная игра, элементарные подвижные игры, сюжетные подвижные игры, классификация подвижных игр, двигательное содержание, степень подвижности.

Понятие подвижной игры. Влияние подвижной игры на всестороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Комплексное использование разнообразных методов (наглядных, словесных, практических), направленных на формирование личности ребёнка. Взгляды виднейших педагогов: Н.И.Пирогова, Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Лесгафта, В.В.Гориневского, Е.А.Аркина на влияние подвижной игры на развитие личности ребенка. Классификация подвижных игр (элементарные: сюжетные и несюжетные, игры–забавы и сложные: спортивные игры – баскетбол, волейбол, городки, бадминтон и т.д.). Методика проведения подвижных игр, направленная на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребёнка и владеющего разнообразными двигательными навыками. Методика проведения подвижных игр нашла своё отражение в работах учёных: В.В.Гориневского, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.Н.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой. Методика проведения подвижной игры включает в себя: организацию детей, построение на игру, объяснение игры, распределение ролей, руководство воспитателя игрой и подведение итогов.

 

Тема: Физкультурные занятия как одна из форм работы по физическому воспитанию.

Основные понятия: физкультурное занятие, структура, содержание, моторная плотность, дозировка, двигательные умения, двигательные навыки.

Понятие физкультурного занятия. Решение оздоровительной, образовательной и воспитательной задач при проведении занятия физкультурой. Занятия как ведущая форма работы для формирования правильных двигательных умений и навыков, развития разносторонних возможностей детей. Исследования учёных А.В.Кенеман, Г.П.Лесковой по методике проведения физкультурных занятий. Взгляды на структуру физкультурных занятий. Д.В.Хухлаевой – 4 части по типу урока в школе, А.В.Кенеман – 3 части. Задачи и содержание каждой части занятия, время занятия в зависимости от возраста детей. Способы организации детей на занятии. Особенности методики проведения физкультурного занятия в зависимости от возрастных особенностей детей (построения, перестроения, методы и приёмы обучения детей движениям, использование пособий).

Вопросы для анализа конспекта физкультурного занятия.

ü Определить по содержанию физкультурного занятия, для какого возраста детей его можно проводить.

ü Анализируя структурные части занятия, определить:

-правильно ли подобраны движения для каждой части занятия;

-количество повторений ОРУ и правильность записи их;

-грамотность подбора основных движений и способы их организации;

-правильность подбора подвижной игры;

-продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста детей;

-предложение по совершенствованию плана – конспекта занятия.

 

Тема: Влияние игр и упражнений с мячом на физическое и психическое развитие ребенка.

Основные понятия: «школа мяча», игры и упражнения, физическое развитие, психическое развитие, двигательная самостоятельность.

Мяч – первая детская игрушка еще до того, как ребенок научится сидеть. Разновидности мячей, используемые в работе с детьми. Игры с мячами имеют большую педагогическую ценность. Влияние игр с мячами на физическое развитие ребенка: укрепление основных мышечных групп, формирование осанки, развитие мелкой моторики, воспитание психофизических качеств, двигательной самостоятельности. Влияние игр с мячами на психическое развитие ребенка: развитие психических процессов – внимания, памяти, воображения, мышления, эмоционального состояния. Развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи. Виды игр и упражнений с мячом: «школа мяча», катание, бросание и ловля мяча, разные виды метания мячей. Исследование анализа особенностей обучения метанию ребенка-дошкольника (А.И.Бабаевой, Е.Н.Вавиловой, Е.Г.Леви-Гориневской, Т.И.Осокиной, Д.В.Хухлаевой)

 

Тема: Индивидуально – дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников.

Основные понятия: индивидуальный подход, дифференцированный подход, группы здоровья, уровень двигательной активности и физической подготовленности.

Понятия «индивидуальный подход» и «дифференцированный подход». Показатели осуществления дифференцированного подхода (состояние здоровья, уровень физической подготовленности, уровень двигательной активности, половая принадлежность).

По состоянию здоровья дети делятся на группы здоровья, и в зависимости от особенностей заболевания определяе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...