Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 4. Методика развития речи.




Тема 1: Решение задач речевого развития в процессе ознакомления дошкольников с явлениями социальной жизни.

Основные понятия: метод непосредственного наблюдения, умственная активность, речевая активность, суждение, существенные признаки, познавательная деятельность, обследовательские действия, бытовой словарь, обществоведческий словарь, эмоционально-оценочная лексика.

Метод наблюдения, его педагогическая ценность. Экскурсии как «способ методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей»*. Требования к организации и проведению экскурсий: тематика, подготовка воспитателя и детей, приёмы, обеспечивающие «активность восприятия», определение «речевых форм, которые будут закрепляться или предлагаться впервые»*.

Педагогическое обоснование тематики и количества экскурсий.

Своеобразие содержания экскурсий по ознакомлению с окружающим в разных возрастных группах.

* Цитаты: Е.И. Тихеева. Развитие речи детей. – М., 1981.

 

Тема 2: Приёмы развития монологической речи дошкольников.

Основные понятия: монолог, связность речи. Целостность речи, тип высказывания (описание, повествование, рассуждение), структура текста, внутритекстовая связь, общая структура оформленности текста; моделирование, модель, схема, предметный план.

Владение монологической речью как высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей) в разных возрастных группах.

Формирование представлений о структуре высказывания. Модель как схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Виды моделей. Модель, выступающая в качестве изображения структуры воспринимаемого текста. Модель как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при выборе модели.

 

Тема 3: Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду.

Основные понятия: речевое развитие, речевое общение, генерализация языковых явлений, языковое обобщение, языковые навыки, коммуникативные умения, коммуникативные способности, комплексный подход, комплексные занятия, связная речь, словарная работа, грамматический строй речи, языковая сторона речи.

Овладение правилами и нормами родного языка и развитие коммуникативных способностей как основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста. Направления работы: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического), функциональное (развитие связной речи, речевого общения), познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Учёт индивидуальных различий речевого уровня у детей одного возраста.

Формирование речевой деятельности в процессе организованного обучения. Многоаспектность этого процесса. Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития, речевого и эстетического аспектов. Художественно-речевая деятельность.

Комплексный подход к организации занятий, его направленность на решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе – задачу развития связной речи. Тематический принцип построения занятий. Тематика занятий. Взаимосвязь речевых задач, её особенности на каждом возрастном этапе. Приоритетные линии развития каждой задачи.

 

Тема 4: Знакомство дошкольников с литературными произведениями.

Основные понятия: пересказ, план пересказа, осмысленность текста, полнота передачи текста, мнемотехника, мнемотаблица, обучающие и развивающие мнемотаблицы.

Значение знакомства дошкольников с литературными произведениями. Формы работы с художественной литературой: чтение, рассказывание, заучивание, пересказ, литературные утренники, викторины, различные виды театра.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи, сложная деятельность, в которой развиваются мышление, творческое воображение, память. Виды пересказа: подробный, краткий, с изложением текста выборочно, творческие дополнения. Требования к пересказу. Приемы: выделение образных слов и выражений, составление плана, театрализованные игры.

Значение заучивания стихотворений: интерес к языку, ритмичность, мелодика речи, образность и выразительность речи, развитие произвольной и смысловой памяти.

Формирование представления о структуре пересказа с включением элементов мнемотехники. Мнемотехника – система схем, таблиц по развитию искусственных приемов запоминания. Мнемотаблица – схема, структура, в которой заключена различная информация для развития логического и образного мышления, тренинг основных познавательных процессов.

Литература для подготовки.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.

2. Грищенко З.А Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004.

3. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О.С.Ушаковой. – М., 1999.

4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника. – М., 2008.

5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2004.

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.

7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М., 2008.

 

 

Часть 5. Методика математического развития.

Тема 1: Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы.

Основные понятия: преемственность, интеллектуальное развитие, математическое развитие, математическая подготовка, качество знаний, гибкость, прочность, уровень умений и навыков учебной деятельности, познавательная активность.

Преемственность как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся умений, знаний, навыков.

Предматематическая подготовка детей, её соответствие возможностям дошкольников; требования современного начального обучения как фактор, определяющий содержание, организационные формы, методы и средства обучения в детском саду.

Преемственность в содержании программ по математике для 1 класса и детского сада. Теоретико-множественная основа построения программ. Основные разделы программ (количество и счёт, размер, форма, пространство и время), их освоение в детском саду, углубление и расширение в школе.

Уровни готовности к изучению математики в школе и конкретные педагогические меры, способствующие совершенствованию знаний и умений детей.

 

Тема 2: Совместная работа детского сада и семьи по вопросам математического развития детей.

Основные понятия: воспитательные функции семьи, образовательный уровень родителей, педагогическая культура родителей; формы совместной работы детского сада и семьи, способы широкой педагогической пропаганды.

Основные направления работы с родителями. Учёт конкретных условий жизни и воспитания в семьях, возрастных и индивидуальных особенностей.

Формы работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей: родительские собрания и конференции, выставки наглядных пособий с описанием их использования, открытие понятий по математике для родителей, беседы, групповые и индивидуальные консультации, папки-передвижки и т.п.

Содержание и методика проведения понятий в семье. Возможности семьи точно учитывать возрастные и индивидуальные психологические возможности конкретного ребёнка в конкретный период его жизни.

 

Тема 3: Формы организации работы по развитию математических представлений детей.

Основные понятия: форма обучения, коллективные, дифференцированные, индивидуальные формы обучения, интеграция учебных задач, интеграция разных видов деятельности, средства обучения, функции средств обучения, методы обучения.

Содержание понятия «математическое развитие», его цель в современных образовательных программах; место и формы организации получения знаний, лежащих в «зоне ближайшего развития», с точки зрения программных требований к уровню предматематической подготовки детей. Реализация программных требований, комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач на коллективных и коллективно-групповых занятиях. Индивидуально-групповое обучение, его место в педагогическом процессе в разных образовательных программах.

Структура занятий, методы и дидактические средства, используемые в каждой из частей.

Усвоение нового, закрепление, повторение пройденного на занятиях. Контрольные занятия.

Руководство процессом усвоения и закрепления знаний и умений со стороны воспитателя, средства и приёмы активизации процесса обучения.

 

Тема 4: Дидактические средства математического развития.

Основные понятия: игровое замещение, наглядные модели, умственные способности, логические операции, сенсорные эталоны.

Логические блоки Дьенеша как средство прямого управления развитием умственных способностей ребенка, овладения действиями замещения и наглядного моделирования.

Сенсорные эталоны и их воплощение в блоках.

Этапы обучения освоению логических операций на разбиение по свойствам (цвет, форма, величина). Умение выявлять разнообразные свойства, называть их, обозначать адекватным словом их отсутствие, удерживать в памяти 2-3 свойства, обобщать объекты в группу по одному, двум, трем свойствам, с учетом наличия или отсутствия каждого.

Примеры игр и упражнений с блоками для каждого этапа.

Литература для подготовки.

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2004.

2. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия: Для студентов средних педагогических заведений. – М., 1997.

3. Математика от 3 до 7 /Сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб., 1997.

4. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб., 2008.

5. Щербакова В.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2000.

 

 

Часть 6. Методика экологического образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...