Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Эколого – развивающая среда в ДОУ.




Основные понятия: лаборатория природы; предметно–развивающая среда; самостоятельное познание; экспериментирование; экологическая культура.

 

Принципы организации развивающей среды. Требования к организации экологически развивающей среды. Лаборатория природы как элемент экологически развивающей среды. Роль воспитателя в организации среды и экологическом образовании дошкольников.

Литература для подготовки.

  1. Артаманова О.В. Предметно–пространственная среда, её роль в развитии личности //Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4.
  2. Рыжова Н. Экологизация развивающей предметной среды //Дошкольное воспитание. – 1999. - № 3.
  3. Никонова Н.О. Талызина М.И. Предметно–развивающая среда и её роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста /Сб. «Воспитываем дошкольников самостоятельными». - СПб., 2000.

 

Раздел 2. Методы и формы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Основные понятия: игровые обучающие ситуации; игрушка – аналог, игровая обучающая ситуация с использованием литературных персонажей; игровая обучающая ситуация типа путешествия.

Игровые обучающие ситуации. Типы. Методика проведения занятий с использованием игровых обучающих ситуаций.

Литература для подготовки.

  1. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1998.
  2. Мир природы и ребенок /Под ред. Л.М.Маневцовой. – СПб., 1998.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2000.

 

Основные понятия: опыт; цель опыта; содержание опыта; фиксация; поисковое действие; лаборатория природы.

Значение опытов. Методика проведения опыта. Фиксация опыта. «Лаборатория природы».

Литература для подготовки.

  1. Мир природы и ребенок /Под ред. Л.М.Маневцовой. – СПб., 1998.
  2. Рыжова Н. А. Планета – наш дом. – М., 1999.
  3. Никонова Н. О., Талызина М. И. Предметно–развивающая среда и её роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста /Сб. «Воспитываем дошкольников самостоятельными». - СПб., 2000.

 

Основные понятия: наблюдения; циклы наблюдений; экскурсия.

Значение экскурсий в экологическом образовании детей. Виды экскурсий: природоведческая, экологическая, эстетическая, сельскохозяйственная. Организация и методика проведения экскурсий, работа после экскурсии.

Литература для подготовки.

  1. Мир природы и ребенок /Под ред. Л.М.Маневцовой. – СПб., 1998.
  2. Листок на ладони /Под ред. Л.М.Маневцовой. – СПб., 2003.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. – М., 1998.

 

 

Часть 7. Методика развития детского изобразительного творчества.

Тема: Использование дидактических игр при обучении изобразительной деятельности.

Основные понятия: игра, дидактическая игра, цветоведение, колор, спектр, основные цвета, составные цвета, хроматические, ахроматические цвета, теплые и холодные цвета, их эмоциональная характеристика, оттенки цветов, образные названия цветов, цветовосприятие.

Дидактическая игра на занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Структура, цели, задачи, педагогический и художественно-эстетический аспекты дидактических игр по цветоведению. Примеры тематики. Методика обучения.

Литература для подготовки.

1. Афонькина, Дидактическая игра в эстетическом воспитании дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – стр.2.

2. Комарова Т.С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности //Дошкольное

воспитание. – 1997. - № 6. – стр.25.

3. Комарова Т.С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М., 2002.

4. Москвин В.А. Межполушарная симметрия и проблемы цветоведения //Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – стр.77.

 

Тема: Анализ и оценка детских работ.

Основные понятия: анализ и оценка детских работ, приемы организации просмотра, проектирование содержания анализа, импровизационные действия, способность к сопереживанию успехам и неудачам детей, качество детских работ, приемы, активизирующие художественное восприятие, программное содержание занятия.

Значение анализа детских работ. Воспитательное и учебное значение совместного анализа выполненных детьми работ. Способы размещения детских работ при анализе в зависимости от темы занятия, возраста детей, вида занятия. Формы проведения оценки и анализа детских работ в разных возрастных группах; приемы взаимодействия взрослых с детьми в процессе этой деятельности.

Примеры вариантов анализа детских работ в разных возрастных группах.

Литература для подготовки:

1. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.,2000.

2. Агафонова Ю.А. Коллективные работы на уроках изоискусства как средство формирования межличностных отношений //Начальная школа. – 2003. - № 12. – стр.83.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: коллективные работы //Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. – стр.59.

 

Тема: Коллективные занятия по изобразительной деятельности.

Основные понятия: нравственно-эстетическое воспитание, совместная деятельность детей, «сотворчество» педагога и ребенка, коллективное планирование, коллективные работы, совместно-индивидуальная форма работы, совместно-исследовательская форма организации детей, совместно-взаимодействующая форма организации, замысел, композиция, материал, разделение труда, оценка, методы обучения (прямые, косвенные), соподчинение своей части работы с работой товарища.

Воспитательное значение коллективных занятий. Условия, обеспечивающие формирование коллективных отношений. Формы организации коллективных занятий: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая. Методы обучения коллективному планированию. Этапы коллективной работы детей. Коллективные работы как средство формирования межличностных отношений. Примерная тематика коллективных работ в разных возрастных группах.

Литература для подготовки.

4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

5. Агафонова Ю.А. Коллективные работы на уроках изоискусства как средство формирования межличностных отношений //Начальная школа. – 2003. - № 12. – стр.83.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: коллективные работы //Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. – стр.59.

7. Афанасьева Р., Соловьева О. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации //Дошкольное воспитание. – 1985. - № 7. – стр.11.

 

Тема: Работа по развитию художественного творчества детей, направленная на воспитание любви к родному городу.

Основные понятия: патриотизм, любовь к родному городу, понятие «петербуржец», культура Санкт-Петербурга, краеведение, культурология, творчество, детское творчество, нравственное воспитание, нравственные чувства, эмоциональная отзывчивость, эстетическое отношение к действительности, образное познание действительности, обследование, наблюдение, наблюдательность, творческое воображение, «образное видение окружающего», замысел, художественные средства выразительности, «ручная умелость», техника рисования, лепки, аппликации.

Нравственное воспитание дошкольников. Патриотизм, своеобразие его проявления у детей дошкольного возраста. Любовь к родному городу. Культура Санкт-Петербурга. Понятие «маленький петербуржец». Особенности изобразительного творчества детей. Система работы по развитию художественного творчества детей, направленная на воспитание любви к родному городу.

 

Тема: Развитие детского изобразительного творчества.

Основные понятия: творчество, детское изобразительное творчество, изобразительная деятельность детей, способности, интересы, способы творческих действий, качество детской продукции, индивидуальный «почерк», индивидуальный и дифференцированный подход, единая позиция педагогов, методы, приемы обучения, показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей, художественно-творческие способности.

Детское изобразительное творчество. Взгляды педагогов на проблему развития детского изобразительного творчества. Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

§ отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве (искренность, непосредственность, увлеченность);

§ способы творческих действий (дополнения. Изменения в рисунке, использование знаковых приемов в новой ситуации;

§ качество детской продукции (индивидуальный «почерк», индивидуальная цветовая гамма, своеобразие манеры исполнения).

Условия развития детского творчества:

§ широкий подход к решению проблемы «творчество – стиль жизни» (в повседневной жизни постановка детей

§ организация яркой, содержательной интересной жизни ребенка в ДОУ (яркие впечатления, опыт);

§ единая позиция педагогов;

§ учет индивидуальных черт ребенка при формировании творческих способностей (темперамент, характер, психические процессы);

§ атмосфера творчества на занятии (чувства, эмоции);

§ комплексное использование методов и приемов;

§ материальное обеспечение занятия.

Литература для подготовки.

1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2003.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997, стр.27-32.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990.

4. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. – М., 1994.

5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 2005.

6. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? //«Дошкольное воспитание». – 2005. - №2.

 

 

Часть 8. Методика музыкального развития.

Тема: Психология музыкальных способностей ребенка.

Основные понятия: музыкальные способности; музыкальность; структура музыкальности; эмоциональная отзывчивость; музыкальный слух; музыкальная память; чувство ритмичности.

Различные подходы к проблеме музыкальных способностей (гештальтпсихология – психолог Г.Ревеш; психология элементов – С.Симора). Работа Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей». – М., 1985.

Развитие музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских инструментах, музыкально-дидактические игры).

Примеры практических заданий для детей по развитию индивидуальных музыкальных способностей дошкольников (хоровод, инсценировка песен, музыкально-дидактические игры и т.д.)

 

Тема: Слушание музыки – основной путь развития эмоциональности ребенка.

Основные понятия: слушательская культура, репертуар, тема, программа, концерт.

Роль слушания музыки в развитии общей музыкальности ребенка и, в частности, в развитии его эмоциональной отзывчивости. Три основные темы, лежащие в основе программы по слушанию музыки. Характеристика репертуара по слушанию музыки в разных возрастных группах, его усложнение. Формы работы по слушанию музыки (концерты).

Литература для подготовки.

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., Просвещение, 1983.
  2. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. – М., 1987.
  3. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., 1990.
  4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., Academia, 1998.
  5. Радынова О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольника.
  6. Теплов В.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1993

 

 

3. Условия организации и проведения.

  • Критерии оценок:

Ответ выпускника на междисциплинарном государственном экзамене обсуждается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии, и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, по теоретическим вопросам обнаруживает глубокие и полные знания. Развёрнуто аргументирует выдвигаемые теоретические положения, способен критически проанализировать существующие противоречия в разных теоретических школах и направлениях. Способен привести конкретные примеры и дать иллюстрации из практической деятельности к основным положениям социально – педагогической и психологической теорий. Демонстрирует достаточные практикуемые умения и навыки профессионального общения.

Оценка «хорошо» ставится, если студент строит ответ в соответствии с планом, подтверждает основные положения примерами, в ответах на вопросы представлены разные подходы к отдельной проблеме, но с недостаточной аргументацией. Наблюдается некоторая непоследовательность изложения материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ не достаточно логично выстроен, обнаруживаются неполнота и слабая аргументированность анализа существующих психологических теорий и концепций. Выдвигаемые положения недостаточно обоснованы и не всегда логичны. Ответ имеет в целом описательный характер. Современная социально – педагогическая и психологическая лексика используется неполно или ошибочно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при неспособности студента правильно раскрыть основные категории социальной педагогики и психологии, при наличии в ответе ряда серьёзных неточностей, грубых ошибок. Выводы и заключения либо отсутствуют, либо имеют поверхностный характер. Материал ответа излагается с помощью бытовой лексики, при этом появляется стремлением подменить социально – педагогические категории рассуждениями практически – бытового характера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...