Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 10 глава




2) улучшение межрегиональных транспортных связей Казанской, Камской и Альметьевской агломераций с наиболее крупными городами Российской Федерации, а также со всеми центрами соседних регионов; к списку таких городов отнесены: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Чебоксары, Ульяновск, Ижевск, Йошкар-Ола, Киров и Оренбург;

3) интеграция республиканской системы скоростных связей непосредственно в агломерации региона, каждая из которых обладает сложной транспортной системой.

Все мероприятия, предлагаемые для реализации в рамках Концепции, разделены на две большие группы: План минимум и План максимум.

План минимум - это набор мероприятий, нацеленных на удовлетворение существующего и постепенно растущего в будущем спроса на транспортные передвижения. Его реализация предполагается в два этапа: часть мероприятий определена в качестве первоочередных и должна быть выполнена до 2020 года, второй этап включает в себя мероприятия, реализация которых планируется в период до расчетного срока (между 2020 и 2030 годами).

План максимум - это более широкий набор мероприятий, нацеленных не только на удовлетворение, но и на стимулирование спроса на транспортные передвижения, что будет способствовать опережающему развитию территорий Республики Татарстан. Их реализация возможна как за пределами расчетного срока (то есть после 2030 года), так и в более близкой перспективе при наличии соответствующей необходимости, политической воли и достаточного количества финансовых средств (оптимистический сценарий).

Под созданием скоростных транспортных коммуникаций в Концепции понимается:

- строительство скоростных автодорог I и II технических категорий (количество полос для движения автотранспорта не менее двух в каждую сторону) или реконструкция существующих автодорог до аналогичных технических категорий, обеспечивающих скорость движения автотранспорта не менее 100 км/час;

- строительство крупных мостовых переходов в составе скоростных автодорог;

- строительство скоростных и высокоскоростных железных дорог, реконструкция существующих железных дорог с целью введения ускоренного пассажирского сообщения, организация транспортно-пересадочных узлов;

- реконструкция аэропортов, нацеленная на увеличение их пропускной способности.

Базовый критерий оценки выполнения поставленных в Концепции задач - сокращение времени сообщения наземным транспортом между основными центрами расселения Республики Татарстан: Казанью, городами Камской и Альметьевской агломераций (до 1,5 - 2,5 часов), а также между этими центрами и аналогичными центрами Центральной России и Урала.

Благодаря своему географическому положению Республика Татарстан призвана сыграть лидирующую роль в создании устойчивого скоростного транспортного каркаса всего региона Поволжья, как связующего звена между Центральной Россией и Уралом.

Все потенциальные скоростные транспортные направления, обеспечивающие межагломерационные и межрегиональные связи Республики Татарстан, легко сочетаются с международными и федеральными транспортными коридорами, проходящими через регион (табл. 3.1, рис. 3.23). Это может существенно облегчить привлечение финансовых средств из федерального бюджета для реализации скоростных транспортных проектов в Республике Татарстан.

В таблицах 3.2 и 3.3, а также на рисунке 3.24 представлен полный список мероприятий по созданию системы скоростных связей в Республике Татарстан.

 

Таблица 3.1. Сочетание потенциальных скоростных транспортных направлений Республики Татарстан с федеральными транспортными коридорами


 

Межагломерационные/межрегиональные транспортные направления Транспортный коридор
Казанская агломерация - Камская агломерация (Главное направление) Казань - Чебоксары - Нижний Новгород - Москва Набережные Челны - Екатеринбург Набережные Челны - Уфа Москва - Татарстан - Урал - Сибирь (одно из направлений международного коридора "Транссиб")
Казанская агломерация - Альметьевская агломерация (Юго-восточное направление) Альметьевск - Оренбург - Казахстан Перспективный коридор Санкт-Петербург - Татарстан - Казахстан - Китай
Камская агломерация - Альметьевская агломерация (Восточно-Татарстанское направление) Набережные Челны - Ижевск - Пермь Альметьевск - Оренбург - Казахстан Межрегиональный коридор Северный Урал - Ижевск - Татарстан - Западный Казахстан
Казанская агломерация - Самара Перспективное ответвление коридора Санкт-Петербург - Китай, обеспечивающее связь Северо-запада Российской Федерации с Самарой и Тольятти в обход Москвы
Казань - Йошкар-Ола - Киров Казань - Ульяновск Межрегиональный коридор Республика Коми - Киров - Йошкар-Ола - Казань - Ульяновск - Саратов - Волгоград - Юг России
Казань - Удмуртская Республика - Пермь Перспективное ответвление коридора Москва - Урал, обеспечивающее кратчайшую связь Москвы с Пермью

 

 

Рис. 3.23. Республика Татарстан в контексте развития

федеральных и межрегиональных транспортных коридоров

 

Таблица 3.2. Сводная таблица мероприятий по созданию системы скоростных связей в Республике Татарстан - План минимум

 

Очередность Мероприятие
Первая очередь - 2020 год Строительство ВСМ Москва - Казань
Строительство продолжения ВСМ Москва - Казань до станции "Тихоново" (при соответствующем решении Правительства Российской Федерации)
Реконструкция автодороги М-7 (все участки)
А/д Шали - Бавлы (Европа - Западный Китай), I очередь
Южный обход Казани с мостом через реку Волгу
Дальний обход Камской агломерации с мостом через реку Каму у села Соколка
Реконструкция автодороги Альметьевск - Набережные Челны
Реализация проекта "Организация железнодорожного кольцевого движения в городе Казани"
Расчетный срок - 2020 - 2030 годы Автомагистраль "Чистый путь" - 1 этап (реконструкция существующих автодорог Казань - Сорочьи Горы, Нижнекамск - Камские Поляны до II категории, строительство обходов населенных пунктов)
А/д Шали - Бавлы (Европа - Западный Китай) - полное развитие
Проектные и подготовительные работы: Южно-Татарстанская магистраль с мостом через реку Волгу, северный автодорожный обход Казани
Паромная переправа Сюкеевский Взвоз (Камско-Устьинский муниципальный район) - Болгар

 

Таблица 3.3. Сводная таблица мероприятий по созданию системы скоростных связей в Республике Татарстан - План максимум

 

Очередность Мероприятие
Развитие межрегиональных дорог с 2020 года (по согласованию с регионами-соседями и Министерством транспорта Российской Федерации) - проектирование и начало строительства до 2030 года, окончание строительства после 2030 года А/д Казань - Малмыж - Пермь
А/д Р-241 Казань - Ульяновск
А/д А-295 Казань - Йошкар-Ола
А/д Алексеевское - Высокий Колок - Самара
А/д Алнаши - Екатеринбург
За пределами расчетного срока (после 2030 года) Автомагистраль "Чистый путь" - полное развитие (реконструкция автодороги Сорочьи Горы - Камские Поляны)
Северный автодорожный обход Казани
Южно-Татарстанская магистраль Буинск - Тетюши - Болгар - Альметьевск
Проект "АлаБег": а/д Нижнекамск - Набережные Челны; а/д аэропорт "Бегишево" - Елабуга - ОЭЗ "Алабуга"; мост через реку Каму
Скоростная связь "АлаБег" - ЛРТ
Реконструкция а/д Р-239
Грузовой ж/д обход Казани
Развитие системы ВСМ после 2020 года, по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, РЖД. В том числе подключение крупных городов и соседних регионов (Республики Марий Эл и Удмуртской Республики, Ульяновской области) к линии ВСМ путем реконструкции существующих железнодорожных линий для обеспечения пропуска по ним ускоренных межрегиональных пассажирских поездов сообщением "крупный город/центр региона - терминал ВСМ" Строительство ВСМ Казань - Екатеринбург
Реконструкция ж/д линии Волжск - Зеленодольск - Казань (терминал ВСМ) - Арск (организация ускоренной ж/д связи городов Казанской агломерации с терминалом ВСМ в Казани)
Реконструкция железной дороги Зеленодольск - Йошкар-Ола (организация ускоренной ж/д связи Республики Марий Эл с терминалом ВСМ в Казани)
Реконструкция железной дороги Зеленодольск - Буа - Ульяновск (организация ускоренной ж/д связи Ульяновской области с терминалом ВСМ в Казани)
Реконструкция железной дороги Письмянка (г. Лениногорск) - Альметьевская - Набережные Челны - терминал ВСМ Тихоново - Агрыз - Ижевск (организация ускоренной ж/д связи Удмуртской Республики и Альметьевской агломерации с терминалом ВСМ на станции Тихоново)

 


 

Рис. 3.24. Сводная схема создания системы скоростных связей

в Республике Татарстан с учетом очередности

 

При реализации проектов транспортной инфраструктуры необходимо соблюдение основных требований градостроительных и экологических регламентов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Должно быть обеспечено сохранение экологического баланса антропоприродной среды, природных ландшафтов зеленых массивов и поверхностных водоемов. Каждому проекту должны предшествовать анализ и оценка состояния воздушного бассейна примагистральных территорий, ландшафтных характеристик проектируемой и прилегающих территорий, влияния основных источников и факторов антропогенного воздействия на территорию.

Обязательным условием реализации данных проектов является разработка мероприятий по:

- защите от негативных инженерно-геологических процессов;

- защите почв;

- сохранению и/или восстановлению лесных массивов и ценных ландшафтов;

- охране водных объектов;

- снижению акустического воздействия на существующую и проектируемую застройки.

 

3.2.3.6. Развитие логистической инфраструктуры Республики Татарстан

Ключевые объекты логистической инфраструктуры концентрируются в Казанской, Камской и Альметьевской агломерациях.

Казанская агломерация. Ключевые объекты логистики сосредоточены непосредственно в Казани или вблизи Казани - это логистический комплекс "Q-Park Казань" и "Тандер", логопарки "Биек Тау" и "Константиновский", а также многофункциональный логистический комплекс "Деловые линии". Перечисленные объекты загружены неравномерно, имеются резервы оптимизации их использования. Кроме того, основной задачей на ближайшие годы станет успешная реализация проекта "Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр" (далее - СММЛЦ) и логистической составляющей в СМАРТ Сити Казань.

Свияжский многофункциональный логистический комплекс способен стать центром притяжения существующих в Поволжском регионе грузопотоков и создания новых. Кроме того, перенесение из города Казани на территорию СММЛЦ грузовых железнодорожных перевозок, грузовой портовой работы создаст условия для развития высвобождаемой городской территории, позволит разместить на побережье реки Волги в городской зоне туристско-рекреационные объекты.

Придание территории СММЛЦ и прилегающей территории статуса особой экономической зоны позволит привлечь значительный поток инвестиций, создать дополнительный импульс для развития предпринимательства по примеру особых экономических зон "Алабуга" и "Иннополис".

Камская агломерация. Индустриальные парки и логистические центры, такие как индустриальный парк КИП "Мастер" и логистико-распределительный центр "Логикам" (ЛЦ "Мастер"), обслуживают потребности крупных промышленных предприятий и развиваются в связке с ними. В ближайшее время на территории ОЭЗ "Алабуга" будет введен в эксплуатацию распределительный центр Havi Logistics. В сложившихся условиях спрос на объекты логистики в целом удовлетворяется.

Альметьевская агломерация. Здесь нет ни одного современного многофункционального логистического центра. При этом в юго-восточной зоне республики пересекаются две автодороги федерального значения М-5 "Урал" (Москва - Самара - Уфа) и Р-239 (Казань - Оренбург). В срок до 2020 года в эксплуатацию будет сдана автодорога "Европа - Западный Китай", участок которой также проходит по рассматриваемой территории. Учитывая выгодное географическое положение на пересечении существующих и проектируемых крупных автодорог, а также существующий спрос на качественную инфраструктуру, первостепенное внимание стоит уделить развитию логистики в Альметьевской агломерации в рамках проекта "Восточные ворота Татарстана".

Отдельно стоит отметить ввод в эксплуатацию автодороги "Европа - Западный Китай" в 2020 году, которая станет глобальным транспортным, экономическим и социальным коридором на протяжении всего пути следования. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и придорожного сервиса вдоль данной трассы является одной из важных составляющих для экономики региона и будет способствовать достижению стратегической цели - "Татарстан - глобальный хаб".

Начатая в 2015 году разработка Подпрограммы "Развитие сети логистических центров в Республике Татарстан" Программы "Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы" позволит определить оптимальные места расположения логистических комплексов различных классов и создать прочный логистический каркас региона как основу развития рынка логистических и терминально-складских услуг.

 

3.2.3.7. Система обращения с отходами

К числу основных проблем в области обращения с отходами в Республике Татарстан относятся:

- высокий процент отходов, подвергаемых захоронению, а не переработке;

- неполнота охвата населенных пунктов систематическим сбором и вывозом отходов;

- отсутствие высокоэффективных производств по переработке отходов;

- низкий уровень экологической культуры;

- отсутствие необходимого учета и контроля образования и движения отходов.

В связи с постепенным ростом объемов образования различных категорий отходов с каждым годом нагрузка на существующие полигоны только возрастает, все более острыми становятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды из-за ненадлежащей эксплуатации полигонов, необходимости их территориального расширения и прочего. Во многих сельских поселениях систематический вывоз образующихся отходов фактически отсутствует, что является главной предпосылкой появления несанкционированных свалок.

Значительная доля отходов, которая в настоящее время подвергается захоронению, могла бы поступать на переработку, что позволило бы многократно сократить нагрузку на полигоны и получить готовое сырье, пригодное для дальнейшего вовлечения в производственный процесс.

Рациональным представляется создание в республике трех центров управления отходами в трех экономических зонах, аккумулирующих достаточные производственные мощности.

Пилотным выбран проект обращения с отходами в Камской экономической зоне. Цель проекта состоит в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления за счет организации эффективной системы управления при условии достижения баланса между экологическими и экономическими аспектами проекта (в частности, формирования социально приемлемых тарифов за счет реализации эффекта масштаба и централизации управления отходами).

Достижение цели проекта требует решения следующих задач:

- максимизация охвата территории проекта деятельностью по сбору, вывозу и сортировке отходов производства и потребления, в частности, доведение доли собираемых твердых бытовых и крупногабаритных отходов населения и предприятий до 100 процентов за счет совершенствования подходов к организации сбора отходов, применения единой тарифной политики, а также использования современного оборудования, позволяющего вести учет и прием отходов по факту образования;

- централизация всего потока образующихся отходов в одном месте (межмуниципальном центре управления отходами), позволяющая обеспечить оптимальную загрузку производственного оборудования;

- развертывание автоматизированных производственных мощностей по сортировке, измельчению и переработке отходов;

- ввод в эксплуатацию оборудования для переработки отдельных категорий отходов с целью получения готовой продукции, пригодной для дальнейшей реализации;

- создание сети перегрузочных станций, обеспечивающей максимально эффективный территориальный охват всех муниципальных районов на территории проекта и оптимизирующей транспортные расходы предприятий, специализирующихся на сборе и вывозе отходов в отдельных районах и населенных пунктах;

- внедрение современных технологий в области переработки отходов за счет формирования экологического технопарка при центре управления отходами, представляющего собой площадку для размещения производственных мощностей сторонних организаций с предоставлением требуемой инфраструктуры и непосредственного доступа к перерабатываемым отходам;

- оптимизация нагрузки на функционирующие на территории проекта полигоны с последующей консервацией и/или закрытием тех полигонов, которые выработали свой ресурс;

- организация сбора, вывоза и утилизации отходов как единой комплексной услуги в качестве важнейшего аспекта совершенствования тарифной политики в области вывоза и переработки отходов с целью обеспечения планомерного перехода к селективному сбору отходов и оплате по фактическим объемам их образования;

- разработка мер и предложений по совершенствованию экологической политики в области регулирования утилизации отдельных категорий отходов с целью ограничения захоронения отходов, которые могут быть подвергнуты сортировке и переработке;

- максимизация вовлечения существующей инфраструктуры в реализацию проекта с обеспечением поступательного перехода к более современным технологиям в течение срока реализации проекта.

Реализация проекта предполагается на основе механизма государственно-частного партнерства - концессии в формате BOT (Build-Operate-Transfer).

 

3.2.3.8. Институциональные меры в сфере пространственного развития

Сочетание социально-экономического и территориального планирования

В целях экономии ресурсов и повышения степени согласованности документов социально-экономического и территориального планирования, определяющих пространственное развитие, целесообразно соблюдать определенную последовательность разработки стратегических документов.

Шаг 1. На основании принятой Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан разрабатываются стратегии муниципальных образований, сгруппированных по восьми зонам (см. 3.2.1):

1) Казанская агломерация;

2) Камская агломерация;

3) Альметьевская агломерация;

4) Предкамская сельская подзона;

5) Закамская сельская подзона;

6) Предволжская сельская подзона;

7) сельские территории пояса Камской агломерации;

8) сельские территории пояса Альметьевской агломерации.

Синхронизированная по времени и методике разработка стратегий нескольких муниципальных образований, входящих в зону, позволяет повысить качество, сократить стоимость и сроки разработки, создает предпосылки для межмуниципального сотрудничества в реализации принятых мер. При этом одновременно будут получены и стратегии отдельных муниципальных образований, и стратегия соответствующей зоны. Стратегии развития отдельных зон предусматривают масштаб рассмотрения, позволяющий решить чрезвычайно важную задачу перехода от уровня республики к уровню отдельного муниципального образования при обеспечении координации развития в рамках зоны. Реализовать такой подход можно либо через механизм межмуниципального сотрудничества, либо на республиканском уровне с использованием созданных проектных площадок проекта "Татарстан-2030".

Шаг 2. Стратегии муниципальных образований станут базой для корректировки документов территориального планирования отдельных муниципальных образований, разработки консолидированных инфраструктурных схем, в составе которых разрабатываются транспортный и инженерный каркасы, рассматривается размещение объектов социального, производственного, коммунального и иного назначения для отдельных частей территорий.

Разработку (корректировку) документов территориального планирования предваряют исследования (социологические, транспортные и другие), на основании которых составляются технические задания, которые должны согласовываться на уровне республиканских и муниципальных исполнительных органов власти.

Шаг 3. Ведение мониторинга и планомерная актуализация документов территориального планирования создадут предпосылки для следующего цикла обновления Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан и Схемы территориального планирования Республики Татарстан.

Для обеспечения обозначенных процессов информацией действующая Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИС ОГД) должна быть дополнена, детализирована и преобразована в Информационно-аналитическую систему управления градостроительным развитием территорий (ИАС УГРТ).

 

Координация пространственного развития

Современная управленческая система в республике, как и в целом в России, отстроенная на ведомственном подходе к задачам управления, чаще всего не учитывает природы территории. Для устойчивого развития принципиальное значение имеет формирование общего подхода к управлению реализацией территориальных и отраслевых программ. Содействовать этому призваны проектные площадки проекта "Татарстан-2030".

В рамках деятельности проектных площадок и при содействии Совета муниципальных образований Республики Татарстан могут быть созданы постоянно действующие координационные советы по пространственному развитию агломераций и координационные советы по пространственному развитию сельских районов, не входящих в агломерации.

Координационные советы смогут выполнять функции коллективного заказчика документов стратегического планирования, решая следующие задачи: выработка единой политики, согласование интересов, координация действий с органами государственной власти, формирование общих задач и путей их решения в сфере транспортной, инженерной, социальной и других инфраструктур, содействие в оказании информационно-аналитических и проектных услуг инвесторам.

 

Образование и исследования в сфере пространственного планирования

Сохранение и наращивание исследований, посвященных развитию и планированию территорий, поиск индивидуальной стратегии дальнейшего развития градостроительных школ с учетом опыта зарубежных аналогов являются основными задачами в сфере совершенствования подготовки профессиональных кадров. Образовательная система должна сохранять уникальные черты отечественного градостроительного образования с аккуратным включением в общемировую систему профессионального образования за счет развития специальностей и направлений обучения внутри "средо-формирующей" модели, создания платформ становления "управленческой" модели и гибкой адекватной реакции на запросы общества в части формирования других (например, "исследовательской") моделей градостроительного образования (табл. 3.4).

 

Таблица 3.4. Задачи и инструменты развития системы профессиональной подготовки кадров в Татарстане


 

Задачи развития Инструменты развития
Сохранение национальной и региональной идентичности системы пространственного планирования Разработка самостоятельного сценария развития системы профессиональной подготовки градостроительных кадров Республики Татарстан
Консолидированное совместное развитие системы высших, средних и постдипломных образовательных организаций в системе профессиональной подготовки градостроительных кадров Республики Татарстан
Интеграция с мировой системой пространственно-территориального планирования Поддержка и методическое сопровождение развития новых градостроительных специализаций и направлений обучения, обеспечивающих многоролевую подготовку будущих участников планировочной деятельности
Разработка учебных дисциплин и учебных планов в соответствии с требованиями Болонского процесса
Развитие системы пространственного планирования Республики Татарстан в контексте мировых трендов Создание и развитие устойчивого образовательного пространства Республики Татарстан
Развитие системы дополнительного архитектурно-градостроительного образования населения Создание условий для осуществления диалога между проектным сообществом, населением и представителями власти для поиска компромисса в сфере городского планирования, благоустройства, территориального планирования

 

Необходимо воссоздать и институализировать механизм постоянных научных и проектных исследований в сфере пространственного планирования, например, в форме Исследовательского института территориального планирования Республики Татарстан. В сферу деятельности такого института должны войти: базовые научные исследования; разработка научно-методических материалов по стратегии пространственных преобразований, включающих понятийный аппарат пространственного планирования, принципы и подходы, применяемые при разработке документов пространственного планирования; расширение объектного поля градостроительного планирования. Институт сможет вести постоянную актуализацию региональной нормативно-правовой базы градостроительного планирования, реагируя на меняющиеся социально-экономические условия.

Институт может быть включен как в структуру Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, так и в действующие научно-образовательные структуры Казанского государственного архитектурно-строительного университета или Академии наук Республики Татарстан.

В рамках республиканских грантовых программ, поддерживающих научные исследования и профессиональное образование, целесообразно выделить направление поддержки территориального планирования, включающее предоставление грантов на осуществление исследований и эскизного проектирования, субсидий на проектную проработку программ развития. Это жизненно важно для возрождения и развития профессии планировщиков-градоустроителей, от квалификации которых определяющим образом зависит проектирование пространства будущего. В решении этой задачи Республика Татарстан может взять на себя роль лидера, развивая соответствующее направление как сферу специализации на российском и международном рынках.

 

3.2.4. Флагманские проекты пространственного развития

 

3.2.4.1. Экозона "Волжско-Камский поток"

Зона активного развития прибрежных территорий - экозона "Волжско-Камский поток" - это межотраслевой проект регионального масштаба, создающий комплексное видение развития водных пространств и прибрежных ландшафтов муниципальных районов, расположенных вдоль рек Волги, Камы, Вятки и Белой (рис. 3.25).

 


 

Рис. 3.25. Экозона "Волжско-Камский поток"

 

Цели проекта:

- обеспечение доступа населения к водным и прибрежным ландшафтам республики (путем упорядочения землепользования, решения задач формирования туристско-рекреационных комплексов, систем удаления и переработки бытовых и промышленных отходов, систем водоотведения и очистки стоков, путем благоустройства выходов к воде, устройства причалов для маломерного и туристического флота);

- повышение культуры природопользования водными и прибрежными ландшафтами крупнейших рек Республики Татарстан;

- поддержка и капитализация природных и культурных ценностей на прибрежных территориях;

- обеспечение синергетического эффекта при развитии прибрежных территорий через общее видение будущего, совершенствование системы управления и мониторинг результатов реализации проекта.

Задачи проекта:

- обеспечение связности и доступности прибрежных ландшафтов и населенных пунктов через развитие сети региональных и местных дорог, а также маршрутов общественного транспорта;

- повышение уровня жизни в малых городах и селах экозоны путем развития инженерной инфраструктуры;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...