Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 11 глава




- обеспечение безопасности экосистем крупных рек и прибрежных территорий путем внедрения систем очистки вредных выбросов промышленных предприятий, промышленных и бытовых стоков и через применение новых технологий переработки твердых бытовых отходов;

- повышение уровня занятости местного населения, его экономической активности в сфере услуг, а также улучшение качества городской среды прибрежных поселений путем развития туристических и рекреационных маршрутов;

- регулирование процессов землепользования и застройки на берегах рек через создание пространственных концепций и регламентов для прибрежных населенных пунктов и окружающих их территорий;

- обеспечение роста и устойчивости экономики прибрежных муниципальных районов через стимулирование "чистых" производств и сервисных компаний, имеющих "зеленый сертификат".

 

Принципы развития экозоны

Основными принципами пространственных преобразований, осуществляемых в рамках проекта, должны стать устойчивость развития экозоны, вовлеченность населения в этот процесс, социальная и экономическая эффективность, в первую очередь для существующих населенных пунктов и проживающего там населения. Особое внимание при планировании и реализации проекта следует уделять сохранению и усилению местной идентичности через бережное отношение к историческим застройкам и ландшафтам, развитие местных культурных институций.

 

Направления действий

Транспортная инфраструктура

Основным элементом транспортного каркаса экозоны станет дорога "Чистый путь" (Казань - Алексеевское - Чистополь - Камские Поляны - Нижнекамск), которая свяжет две крупнейшие агломерации региона и обеспечит комфортный доступ жителей больших городов к живописным ландшафтам и рекреационной инфраструктуре водного фронта рек Камы и Волги.

 

Базовая (коммунальная) инфраструктура

Выравнивание качества базовой инфраструктуры (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, вывоз и утилизация бытовых отходов) необходимо для сокращения разрыва в уровне жизни между жителями крупных городов республики и сельской местности. При реализации этой части проекта важны качественные показатели, в том числе экологические характеристики и степень устойчивости реализуемых решений.

 

Охрана окружающей среды

Необходимой составляющей экозоны должна стать система мониторинга, очистки вредных выбросов и утилизации отходов промышленных предприятий. В первую очередь такую систему следует внедрять в Камской агломерации (нефтехимические и химические предприятия в городах Нижнекамске и Менделеевске). Отдельное внимание следует уделять очистке стоков, попадающих в реки Волгу, Каму и Вятку. В рамках этого направления должен быть решен вопрос о перспективном уровне Нижнекамского водохранилища.

 

Туристические маршруты

Драйвером развития экозоны может стать реализация туристско-рекреационных проектов, запускающих процессы первичных преобразований как в исторических центрах городов и сел экозоны, так и в примечательных природных местах. Важно, чтобы эти проекты создавались на основе местных инициатив и выходили на рынок под единым брендом экозоны. Результатом будет изменение имиджа территории, ее популяризация среди жителей Татарстана и за его пределами. Вовлечение местных жителей в этот процесс изменит их восприятие собственной среды обитания и активизирует местные инициативы.

 

Система расселения и новая экономика прибрежных территорий

Организация системы расселения на прибрежных территориях без ущерба для окружающей среды является одной из задач проекта. Территории сел и садоводческих участков активно осваиваются жителями больших городов в качестве второго жилья. Для таких территорий целесообразно установить специальные требования, касающиеся доступа к береговой линии, энергопотребления и внутренней планировочной организации. Также определенные планировочные рекомендации должны быть разработаны и применены к береговым зонам городов, входящих в экозону.

Туризм и рекреация сыграют роль спускового крючка, первого драйвера развития. Основную добавленную стоимость в экозоне будут давать новые производства, имеющие "зеленый сертификат". В будущем при грамотном развитии городской среды и транспортного сообщения исторические города прибрежных территорий смогут стать альтернативой крупным агломерационным центрам в размещении инновационных компаний.

Управление реализацией и координация местных инициатив

С целью реализации проекта будет создан межмуниципальный координационный совет, который станет площадкой для переговоров и принятия решений.

 

3.2.4.2. Проект "Чистый путь"

Проект "Чистый путь" - это новая дополнительная скоростная связь в Республике Татарстан, которая свяжет между собой г. Казань, международный аэропорт "Казань", п.г.т. Алексеевское, г. Чистополь, п.г.т. Камские Поляны, г. Нижнекамск, аэропорт "Бегишево", г. Набережные Челны и, возможно, г. Менделеевск (рис. 3.26).

 

 

Рис. 3.26. Проект "Чистый путь"

 

Суть проекта - создание новой скоростной связи, формирующей единый коридор развития, который объединит Казанскую и Камскую агломерации, будет способствовать реализации проекта экозоны "Волжско-Камский поток". Проект позволит реализовать потенциал относительно малонаселенных муниципальных районов, расположенных в центральной части Республики Татарстан, каждый из которых, особенно среди имеющих выход к водному фронту реки Камы, обладает значительным потенциалом развития: рекреационным, историко-культурным, экологическим. В этих районах также имеются малые города - индустриальные центры и центры, ориентированные на развитие агробизнеса, нуждающиеся в улучшении транспортных связей.

Проект предполагает реконструкцию существующих автодорог со строительством обходов всех населенных пунктов. Новая скоростная автодорога (с количеством полос для движения не менее двух в каждую сторону) существенно улучшит связь между г. Казанью и мостом через реку Каму у села Сорочьи Горы, что также положительно скажется на связи Казань - Альметьевск и Казань - Самара. В районе г. Нижнекамска данная автодорога будет подключена к системе внутриагломерационных дорог Камской агломерации. На этой магистрали могут быть опробованы технологии автоведения транспорта, например, технология "умная" дорога.

 

3.3. Экономика: стратегия кластерной активации

 

3.3.1. Экономическая политика: условия эффективного использования человеческого капитала

Экономическое развитие прежде всего зависит от наличия в обществе стимулов к продуктивной деятельности, а также людей, готовых взять на себя лидерство и риски. Формируя человеческий капитал, необходимо одновременно создавать максимально благоприятные условия для ведения бизнеса в Республике Татарстан для предпринимателей - субъектов, занимающихся свободной, инициативной деятельностью, связанной с риском, направленной на получение прибыли. Лидеры бизнеса, наряду с инноваторами и креативным классом, - главные драйверы экономического развития. Создание благоприятных условий для их самореализации, победа в конкуренции с другими регионами за их привлечение в республику и удержание - важнейший вызов.

Глобальная конкурентоспособность Республики Татарстан - это успех предприятий в глобальной конкуренции. Татарстан должен быть открыт для крупнейших транснациональных корпораций, для партнерства с ними и организации ведения их бизнеса на территории республики, быть площадкой для их интеграции в рамках полюса роста "Волга - Кама". Важным условием успеха в глобальной конкуренции является привлечение в бизнес-среду Республики Татарстан крупнейших мировых игроков в качестве бизнес- и технологических партнеров, что позволит предпринимателям Татарстана включаться в международное разделение труда.

Республика Татарстан должна стимулировать региональные предприятия и предпринимателей к достижению более высоких позиций в рейтингах крупнейших компаний мира, России и Татарстана. Основные возможности открываются в сфере услуг. Так, в структуре 100 крупнейших компаний мира доля сферы услуг значительно превышает долю сферы услуг в структуре 100 крупнейших компаний России и Республики Татарстан. Анализ отраслевой специализации ведущих мировых компаний показывает формирующиеся новые рыночные ниши: финансовые и профессиональные услуги, телекоммуникации, фармацевтика, информационные технологии, а также производство электрооборудования (в этой отрасли открываются новые возможности в связи с использованием новых технологий, в первую очередь нано- и биотехнологий) (рис. 3.27).

Экономическая политика повышения конкурентоспособности призвана создавать как благоприятные условия для всех видов бизнеса, так и стимулы для развития в определенных направлениях и отраслях. Рациональное сочетание либеральных и дирижистских схем может быть выработано при вовлеченности всех предпринимателей (малых, средних и крупных) в данный процесс, согласовании интересов всего предпринимательского сообщества.

 


 

Рис. 3.27. Сравнение структуры (по выручке) 100 крупнейших

предприятий мира, России и Республики Татарстан в разрезе

основных отраслей

 

Стратегическая цель в части развития экономических отношений и институтов формулируется следующим образом.

 

СЦ-4 Сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннее территориальное развитие и внешнюю интеграцию

 

При этом важно найти общую идею, комплексный подход, позволяющие верно сконцентрировать ресурсы. В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования роста конкурентоспособности признан кластерный подход. Сегодня в развитых странах в рамках кластеров развивается более 50 процентов экономики и концентрируется более 40 процентов занятых.

Кластерный подход предполагает:

- создание инновационных кластеров в связке с действующими индустриальными (преимущественно промышленными) кластерами. Инновационный потенциал действующих индустриальных кластеров будет стимулировать развитие инновационных кластеров;

- формирование интегрированных технологических цепочек, обеспечивающих повышение доли добавленной стоимости, производимой в республике;

- переход от макроэкономического регулирования к промышленной, технологической и кластерной политике с использованием активных методов вмешательства государства в экономическое развитие;

- помощь государства в продвижении отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках;

- межрегиональную интеграцию в процессе разработки кластерной политики и образование трансграничных кластеров;

- государственную политику стимулирования развития связей между вузами, исследовательскими институтами и бизнесом и привлечения в центры знаний и предпринимательства крупных зарубежных фирм;

- формирование центров конкурентоспособности и высоких технологий, технополисов на базе и вокруг университетов;

- "подтягивание" отсталых территорий посредством формирования кластеров, основанных на инновационных технологиях.

В Республике Татарстан на протяжении ряда лет уже реализуется кластерный подход, создан Камский инновационный территориально-производственный кластер (Камский кластер), который определен как одна из основных точек роста экономики республики. Реализация инвестиционных проектов данного кластера позволит утроить объем промышленного производства и довести его до уровня двух триллионов рублей. Важная роль в развитии экономики Камского кластера отводится Особой экономической зоне промышленно-производственного типа на территории муниципального образования "Елабужский муниципальный район" "Алабуга" (далее - ОЭЗ ППТ "Алабуга"), на ее территории уже действуют 15 современных заводов, инвесторами вложено более 86 млрд руб., создано более 5 тысяч рабочих мест. Выпускается высокотехнологичная продукция, направленная, прежде всего, на импортозамещение, - это автомобили, теплоизоляционная продукция, плиты МДФ, листовое стекло, стекловолокно и др.

Эффективным инструментом в обеспечении внешнеэкономических интересов Республики Татарстан является работа полномочных, постоянных и торгово-экономических представительств Республики Татарстан. По состоянию на 1 января 2015 года функционирует 15 представительств Республики Татарстан в странах ближнего и дальнего зарубежья и восемь представительств Республики Татарстан в субъектах Российской Федерации. В число основных задач всех представительств входят представление торгово-экономических интересов Татарстана и развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами и регионами пребывания, а также поиск потенциальных партнеров и инвесторов для поддержания приоритетных направлений развития экономики республики.

Мировой опыт и успешный татарстанский опыт дают основания сделать стержнем экономической политики Республики Татарстан кластерную активацию, под которой понимается государственная экономическая политика, направленная на повышение конкурентоспособности и экономический рост региона посредством поддержки кластеров и процессов кластерообразования, модернизации современной экономики и создания "умной" экономики на основе механизмов кооперации и государственно-частного партнерства.

Кластерная активация концентрируется на приоритетных направлениях, способных обеспечить экономический рост и высокую конкурентоспособность на межрегиональных и международных рынках.

В экономике Татарстана сегодня можно выделить три составные части:

- традиционная экономика (преимущественно третий технологический уклад);

- современная экономика (преимущественно четвертый технологический уклад);

- "умная" экономика (сочетание пятого - шестого технологических укладов).

Традиционная экономика - это экономика потерявших лидерство в середине XX века технологических укладов, являющаяся основным источником занятости, преимущественно в аграрной сфере. Современная экономика - это экономика уходящих технологических укладов, сегодня она обеспечивает загрузку базовой инфраструктуры и функционирование региона при высокой занятости. Новая инновационная "умная" экономика, в основе которой набирающий силу пятый и зарождающийся шестой технологические уклады, - залог лидерства и самодостаточности Республики Татарстан в будущем.

Современная экономика имеет предел развития, в стратегической перспективе среднегодовой прирост ее добавленной стоимости будет ограничен коридором 1,5 - 2 процента в год. Назовем это ограничение "оранжевой чертой" (рис. 3.28). Оно объясняется высокой зависимостью экономики Татарстана от крупнотоннажного/крупносерийного производства, слабо ориентированного на конечного потребителя (основные производственные мощности были созданы еще в советский период и успешно функционировали в постсоветский).

Ключевым механизмом преодоления "оранжевой черты" станет кластерная активация.

Кластерная активация будет способствовать индустриальной эволюции - переходу от временного ограничения конкуренции (замещения импорта) через стимулирование развития локальных производств к устойчивому экспортоориентированному развитию на открытом конкурентном рынке.

Кластерная активация придает новые акценты политике создания экосистем предпринимательства и инноваций, инвестиционной политике.

 

 

Рис. 3.28. "Оранжевая черта" разделяет современную

экономику и "умную" экономику

 

3.3.2. Экосистема предпринимательства

 

Текущее положение

Республика Татарстан за последние годы благодаря активной работе и заложенному предыдущими поколениями фундаменту достигла значительных результатов в развитии экономики и повышении качества жизни населения. Объем ВРП по итогам 2014 года превысил 1,6 трлн руб., инвестиции в основной капитал за последние пять лет составили 2,26 трлн руб. Увеличивается уровень диверсификации экономики: за пять лет доля обрабатывающего сектора в объеме промышленного производства увеличилась с 58 до 70 процентов, доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта выросла с 35 до 60 процентов.

По показателям развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) республика занимает в России лидирующие позиции. МСП Республики Татарстан - это порядка 140 тысяч субъектов, обеспечивающих рабочими местами более чем 480 тысяч человек (четверть всех занятых в экономике). Доля МСП в экономике республики по итогам 2014 года составила 25,5 процента (в развитых странах мира этот показатель варьирует от 40 до 70 процентов).

Проводимая Татарстаном политика позволяет ему лидировать среди регионов России по количеству объектов инфраструктуры для поддержки предпринимательства, в числе которых особые экономические зоны, индустриальные парки и технопарки, государственные бизнес-инкубаторы, центры молодежного инновационного творчества и пр. Сегодня поддержка предпринимательства - один из важнейших приоритетов. Ежегодно на эти цели в республике направляется более двух миллиардов рублей. Действуют такие формы финансовой поддержки МСП, как программа "Лизинг-грант", гарантийный и микрофинансовый фонды, целевые субсидии и другие программы, благодаря которым за последние три года создано более 8,5 тысячи новых рабочих мест. Крупной площадкой для развития собственного производства малых и средних инновационных высокотехнологичных компаний является Технополис "Химград", в котором базируются 215 профильных компаний. Создается Центр кластерного развития Республики Татарстан в области переработки полимеров.

Развитие предпринимательства - одна из ключевых целей и центральный элемент совершенствования институциональной среды республики.

Ключевые вызовы:

- политика кластерной активации позволяет по-новому взглянуть на развитие предпринимательства. Конкурентоспособный кластер - это взаимосвязанные крупный, средний и малый бизнес. При этом роль МСП очень велика, особенно в развитии инновационных направлений и комплекса услуг, в том числе финансовых и профессиональных, туристско-рекреационных, а также услуг в области здравоохранения, образования, социальных и бытовых сервисов, направленных на удовлетворение потребностей человека. Сегодня МСП эффективно используется как форма построения бизнеса в рамках крупных корпораций и холдингов;

- наиболее перспективной и эффективной формой МСП являются профессиональные сервисные компании, поскольку им свойственны высокая предпринимательская культура, использование проектного управления, командные принципы работы, непрерывное образование и самосовершенствование сотрудников, гибкие формы занятости, персонификация продуктов и услуг, инновационность, умение взаимодействовать с партнерами и конкурентами;

- развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры поддержки МСП в Республике Татарстан должно осуществляться не только за счет государственного финансирования, но и крупного бизнеса - потенциально крупнейшего потребителя товаров и услуг малых предприятий. Это позволит повысить адаптивность крупных компаний к потребностям рынка, создать действенную систему субконтрактных отношений с малым и средним бизнесом и, самое главное, вовлечь малый и средний бизнес в сферу производства.

Целевое видение и задачи

Увеличение доли и роли профессиональных сервисных фирм в экономике Татарстана - одно из приоритетных направлений развития. Для таких фирм, как и для бизнеса в целом, нужны благоприятный хозяйственный климат, экосистема предпринимательства.


 

Ц-4.3 Татарстан - комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей МСП
З-4.3.0.1 Стимулировать развитие кадрового потенциала предпринимательства, рост предпринимательской инициативы и расширение доступа предпринимателей к человеческому капиталу в Республике Татарстан
З-4.3.0.2 Обеспечить качество и доступность инфраструктуры и фондов для предпринимателей (включая субъекты МСП)
З-4.3.0.3 Стимулировать субъекты предпринимательства к расширению рыночной доли и повышению эффективности бизнеса
З-4.3.0.4 Снизить административные барьеры и создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса; укрепить сотрудничество и координацию в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства
З-4.3.0.5 Создать благоприятную цельную экосистему инноваций, увеличить долю инновационного предпринимательства
З-4.3.0.6 Обеспечить равный доступ к природным ресурсам для предпринимателей (включая субъекты МСП)
З-4.3.0.7 Повысить доступность финансовых ресурсов, совершенствовать финансовые механизмы поддержки предпринимательства; стимулировать развитие предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере (включая субъекты МСП)

 

Направления действий:

1) по направлению "Человеческий капитал":

- обучение предпринимательству и лидерству в учебных заведениях Республики Татарстан;

- развитие системы образовательных программ для субъектов предпринимательства, включая специальные краткосрочные программы переподготовки;

- создание отраслевых ресурсных центров;

- создание кадровых центров при Торгово-промышленной палате Республики Татарстан, Торгово-промышленной палате города Набережные Челны и региона Закамье и Торгово-промышленной палате города Альметьевска для обеспечения взаимовыгодных отношений с МСП по подготовке кадров и реализации совместных программ;

- привлечение предпринимателей в Республику Татарстан;

- стимулирование развития новых форм гибкой занятости в рамках регионального рынка труда;

2) по направлению "Пространство, реальный капитал":

- создание новых и развитие имеющихся объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры поддержки предпринимателей (включая субъекты МСП);

- обеспечение доступности инфраструктуры для предпринимателей (включая субъекты МСП);

- стимулирование обновления основных фондов предпринимателями (включая субъекты МСП);

3) по направлению "Рынки":

- проведение на регулярной основе диагностики развития крупного, среднего и малого предпринимательства в Республике Татарстан (с формированием ежеквартального публичного отчета);

- стимулирование расширения взаимодействия бизнеса Республики Татарстан с ведущими мировыми и российскими транснациональными компаниями;

- стимулирование повышения эффективности взаимодействия субъектов МСП с крупными предприятиями республики; обеспечение понятных и прозрачных планов по закупке товаров у МСП крупными государственными корпорациями;

- содействие контрактации, расширение привлечения субъектов МСП к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; стимулирование всех предприятий Республики Татарстан бюджетной сферы к закупкам товаров у местных товаропроизводителей; расширение участия малых и средних компаний в импортозамещении;

- развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами МСП, на региональные и зарубежные рынки;

- стимулирование развития МСП в отдельных сферах (молодежное предпринимательство, социальное предпринимательство и пр.);

4) по направлению "Институты":

- повышение качества оказания государственных услуг субъектам предпринимательства;

- повышение качества контрольно-надзорной деятельности на территории республики в отношении субъектов предпринимательства (создание единого реестра проверок; реализация концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; сокращение избыточной нагрузки в виде штрафов для субъектов МСП; контроль практики необоснованного применения антимонопольных норм в отношении субъектов предпринимательства);

- вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;

- стимулирование создания новых бизнесов;

- стимулирование формирования/выделения в рамках крупного бизнеса профессиональных сервисных компаний (стимулирование бизнес-аутсорсинга);

- создание и развитие портала "Дом предпринимателя" (с формированием разделов по принципу "одно касание": "Развитие рынков сбыта"; "Механизмы и институты поддержки предпринимательства"; "Развитие человеческого капитала"; "Инновационное предпринимательство"; "Устойчивое природопользование"; "Развитие инфраструктуры и пространства"; "Привлечение финансирования");

- обеспечение планирования и реализации мероприятий по развитию предпринимательской инициативы с учетом особенностей социально-экономического развития в муниципальных образованиях Республики Татарстан;

- продвижение государственной политики в области поддержки МСП (разработка коммуникативной стратегии в отношении имиджа МСП; пропаганда предпринимательской деятельности (в т.ч. с акцентом на развитие молодежного предпринимательства); повышение уровня информированности предпринимателей о мерах и программах поддержки (развитие интернет-коммуникаций, создание систем информирования предпринимателей на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг, тиражирование лучших практик поддержки предпринимательства, развитие систем навигации по реализуемым мерам поддержки);

- создание и развитие во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан структурных подразделений по развитию предпринимательства и привлечению инвестиций;

- создание и развитие отраслевых ассоциаций предпринимателей для эффективного взаимодействия между бизнесом и властью;

- создание постоянно действующей дискуссионной площадки для предпринимателей;

5) по направлению "Инновации":

- содействие трансферу технологий;

- стимулирование применения передовых технологий, используемых по всему миру менее трех лет, или технологий, распространение которых в соответствующей отрасли не превышает 15 процентов, а также обеспечение поддержки коммерциализации научных разработок;

- стимулирование внедрения принципов бережливого производства на предприятиях МСП;

- создание молодежного инновационного технопарка;

- стимулирование инновационного предпринимательства; создание республиканского реестра патентодержателей и инновационных проектов с целью дальнейшего их продвижения;

- поддержка реализации инновационных проектов субъектов предпринимательства;

- создание системы упреждающей подготовки разрешительной документации на применение новых инновационных продуктов и материалов;

6) по направлению "Природные ресурсы":

- обеспечение равного доступа, стабильности и прозрачности правил обращения с природными ресурсами для предпринимателей (включая субъекты МСП);

7) по направлению "Финансовый капитал":

- обеспечение максимальной включенности региональных субъектов МСП в федеральные программы поддержки;

- формирование и ежеквартальная актуализация инвестиционного меморандума МСП Республики Татарстан;

- проработка набора мер сопровождения привлечения инвестиций для реализации проектов субъектов МСП;

- обеспечение реализации максимально полного набора механизмов поддержки (финансовой, инфраструктурной, социальной) экспорта;

- развитие альтернативных источников финансирования предпринимательских инициатив (краудфандинг, венчурное финансирование, государственное кредитование стартапов и пр.);

- стимулирование развития предпринимательства в инвестиционно-финансовой сфере и сфере профессиональных услуг.

 

3.3.3. Инвестиционная политика

 

Текущее положение

В 2014 году по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах Республика Татарстан вошла в пятерку субъектов Российской Федерации, обеспечивших наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнеса. Активная инвестиционная политика обеспечивает высокий уровень объема инвестиций в основной капитал. Период 2009 - 2013 годов характеризовался динамичным ростом, в результате которого объем инвестиций в основной капитал в республике вырос в два раза, достигнув в 2013 году уровня 520,2 млрд руб. При этом в 2014 году обозначилась тенденция торможения инвестиционного процесса. По итогам года объем инвестиций в основной капитал составил 542,8 млрд руб., или 100 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2013 года. Основными субъектами инвестиционного процесса в Республике Татарстан являются Инвестиционный совет Республики Татарстан, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, отраслевые министерства, ведомства, консалтинговые организации, Торгово-промышленная палата Республики Татарстан и другие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...