Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 6 глава




Направления действий:

Достижение поставленной цели предполагает создание ресурсоэффективной пациентоцентрической системы здравоохранения, органично интегрирующей систему медицинского страхования, диагностику, лечение, реабилитацию, мониторинг и профилактику, что включает:

1) инвентаризацию и использование всех источников ресурсов, направленных на охрану здоровья граждан (бюджеты всех уровней, вложения в оздоровление работников на предприятиях, благотворительность, частные платежи населения, мощности ведомств, возможности использования межрегиональных и международных связей и т.п.);

2) балансировку объема обязательств с имеющимися ресурсами с учетом дифференцированных потребностей различных категорий населения;

3) планирование потребления ресурсов с учетом возможностей межведомственного и межтерриториального взаимодействия и активизации частных инициатив организаций и граждан на основе анализа эффектов от возможных альтернативных направлений использования ресурсов;

4) расширение моделей взаимодействия пациента с системой здравоохранения за счет развития телемедицинских технологий и современных средств коммуникации;

5) внедрение эффективных мотивационных систем оплаты труда медицинского персонала, ориентированных на удовлетворенность пациентов;

6) развитие различных форм страхования здоровья, внедрение механизма индивидуальной ответственности пациента за сохранение своего биологического потенциала.

Действия в рамках указанных направлений:

1) повышение к 2018 году средней заработной платы младшего и среднего медицинского (фармацевтического) персонала до 100 процентов, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, до 200 процентов от средней заработной платы в Республике Татарстан;

2) финансирование масштабной информационно-просветительской кампании с целью формирования моделей поведения, способствующих снижению заболеваний и сохранению здоровья населения: популяризация культуры здорового питания, спортивно-оздоровительные программы, профилактика алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;

3) оптимизация организационной модели оказания медицинской помощи за счет постепенного устранения "зон неэффективности": повышение мотивации врачебного персонала за счет расширения его экономической самостоятельности, развитие системы предоставления медико-социальной помощи, координация взаимодействия здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;

4) формирование моделей ведения здорового образа жизни, внедрение механизмов повышения ответственности работодателя за здоровье своих работников и создание условий для сохранения здоровья пожилых людей; расширение практики использования мобильных систем диагностики и мониторинга; развитие эффективных форм пропаганды; внедрение мотивационных механизмов повышения заинтересованности работодателей и работников в сохранении здоровья; разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и других факторов риска, в первую очередь среди детей и подростков; формирование культуры здорового питания населения;

5) повышение привлекательности системы здравоохранения Республики Татарстан для инвесторов и пациентов из других регионов и стран: создание проектов государственно-частного партнерства по оказанию высокотехнологичной помощи по отдельным направлениям; включение отдельных медицинских организаций республики в мировую систему рейтингов; расширение межрегионального и международного сотрудничества; развитие системы охраны здоровья матери и ребенка; совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных организациях;

6) переход к сервисной модели организации медицинской помощи: интегрированные решения при закупке диагностического и лечебного оборудования у производителя; переход от бюджетного содержания, ремонта и покупки основных средств к передаче их в долгосрочную аренду; покупка готовой услуги (медицинской помощи определенных качественных характеристик) у любого провайдера;

7) переход к модели многоуровневого дифференцированного медицинского страхования - постепенное разделение системы оказания медицинской помощи на две подсистемы: социальное страхование (личное участие граждан в оплате медицинской помощи в рамках рисковой модели ОМС) и социальное обеспечение (осуществление в интересах социально уязвимых слоев населения за счет общественных источников). Внедрение накопительных систем страхования от катастрофических рисков будет способствовать росту индивидуальной ответственности застрахованных лиц за свое здоровье и повышению качества человеческого капитала Республики Татарстан.

 

Проект "Медико-реабилитационный кластер"

Создание многофункционального межтерриториального интегрированного медико-реабилитационного кластера, рассредоточенного по территории:

1) Казанской агломерации: специализация на высокотехнологической помощи и инновационных методах лечения;

2) Камской агломерации: специализация на реабилитационных технологиях восстановления трудоспособности и оказания телемедицинской помощи;

3) сельской местности: специализация на проблемах геронтологической и реабилитационной помощи.

Управление кластером будет строиться в соответствии с лучшими мировыми практиками пациентоцентричных систем оказания помощи и поддерживаться современными логистическими и транспортными системами. Включение медицинских организаций республики в мировую систему рейтингов будет способствовать росту качества работы здравоохранения и привлечению пациентов из других регионов.

Кластер, сочетающий возможности диагностики, лечения, в том числе высокотехнологичного, рекреации, геронтологических услуг, туризма, станет базой для привлечения в Татарстан граждан других регионов и стран, нуждающихся в получении медицинской помощи или в медицинском образовании. Это вызовет мультипликационный эффект в сферах гостиничных и туристических услуг, бытовых услуг, индустрии здорового питания, в АПК, даст толчок инновациям в сфере медицинских технологий.

 

3.1.4. Культура, доступная всем

 

Текущая ситуация

Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО историко-культурного комплекса Казанского Кремля (2000 год) и Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (2014 год). Важным объектом культурного наследия является Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс, где в настоящее время ведется работа по созданию Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника федерального значения "Остров-град Свияжск". Казанский государственный университет (ныне - Казанский (Приволжский) федеральный университет) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО номинирован татарский национальный праздник Сабантуй, представляющий собой живую народную традицию. Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и интернациональным, объединяя вокруг своего майдана людей разных национальностей. Богатство и самобытность национальных традиций народов, проживающих в Татарстане, наряду с татарским Сабантуем зримо демонстрируют и такие фольклорные праздники, получившие государственный общереспубликанский статус, как русский "Каравон", чувашский "Уяв", марийский "Семык", удмуртский "Гырон быдтон" и другие.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Федора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова, Максима Горького, Василия Аксенова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.

В Республике Татарстан действуют семь творческих союзов, 14 государственных театров, около ста музеев и шесть музеев-заповедников, единственный в России филиал Государственного Эрмитажа, а также Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Татарская государственная филармония им. Г.Тукая и Большой концертный зал Республики Татарстан им. С.Сайдашева, на базе которых работают творческие коллективы высочайшего профессионального уровня - Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный струнный квартет Республики Татарстан и другие.

Широкое признание получили такие культурные бренды Татарстана, как Международный оперный фестиваль имени Ф.Шаляпина, Международный фестиваль классического балета имени Р.Нуриева, Казанский международный фестиваль мусульманского кино, Международный театральный фестиваль тюркских народов "Науруз", Международный фестиваль современной музыки "Европа - Азия" и другие.

В Татарстане сложилась сеть учебных заведений, обеспечивающих непрерывное профессиональное образование будущих специалистов культуры и искусства. В их числе 104 детские школы искусств, 8 средних специальных учебных заведений, Казанская государственная консерватория имени Н.Жиганова, Казанский государственный университет культуры и искусства и филиал Московского государственного академического художественного института имени В.Сурикова.

По объемам расходов консолидированного бюджета на культуру Республика Татарстан сопоставима только с тремя субъектами Российской Федерации - Москвой, Санкт-Петербургом и Московской областью. Однако заметный рост расходов наметился только с 2012 года. Так, в 2014 году доля расходов на культуру составила 4,4 процента, в то время как в 2012 году она составляла 3,2 процента, а в 2013 году - 4,2 процента консолидированного бюджета Татарстана.

По расходам консолидированного бюджета на культуру на душу населения Республика Татарстан фактически сравнялась с Санкт-Петербургом, а к 2013 году опередила среднероссийский уровень и превысила показатели Московской области.

Вместе с тем уровень заработной платы работников культуры, несмотря на позитивную динамику, продолжает отставать от средней по экономике республики и в 2014 году составил 65,6 процента от средней заработной платы в Республике Татарстан. Этот показатель ниже среднероссийского уровня (73,2 процента в 2014 году) и отстает от соответствующих показателей субъектов Российской Федерации, которые сопоставимы с Республикой Татарстан по расходам консолидированного бюджета на культуру. Такой уровень заработной платы недостаточен для конкурентоспособности сферы культуры на рынке труда, не позволяет обеспечить приток молодых квалифицированных специалистов в отрасль.

Существующие проблемы связаны с состоянием сети учреждений культуры, уровнем обеспеченности и охвата населения учреждениями культуры, их финансовым обеспечением. Ситуация в сфере культуры Татарстана характеризуется выраженной неравномерностью. По числу культурно-досуговых учреждений и библиотек, а также по уровню обеспеченности ими населения Республика Татарстан превышает общероссийский уровень и уровень других субъектов Российской Федерации. В то же время Татарстан по уровню обеспеченности концертными организациями и филармоническими коллективами, театрами, музеями, парками существенно отстает от других субъектов Российской Федерации, сопоставимых по расходам консолидированных бюджетов на культуру, а также от общероссийского уровня.

При сохранении сложившегося тренда развития сохранятся и проблемы финансового обеспечения культурно-досуговых учреждений и библиотек, что не позволит им соответствовать современным требованиям. Так, по финансовому обеспечению в расчете на одно учреждение, доле бюджетных средств на развитие, доле учреждений, находящихся в удовлетворительном состоянии, клубы и библиотеки Республики Татарстан уступают другим субъектам Российской Федерации, сопоставимым по уровню расходов консолидированного бюджета на культуру. На фоне недостаточного бюджетного обеспечения культурно-досуговых учреждений и библиотек отмечается и довольно низкая доля внебюджетных поступлений.

Ключевые вызовы:

- рост доли людей с высшим образованием, развитыми культурными запросами и интересами;

- рост доли семей, стремящихся развивать творческие способности детей;

- переход к информационному обществу;

- переход к инновационной экономике, основанной на знаниях;

- превращение человеческого капитала в главный фактор развития;

- повышение требований к творческому потенциалу работников;

- опережающее развитие креативных индустрий и кластеров.

Целевое видение и задачи


 

Ц-1.4 Качество и разнообразие культурной жизни являются реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала
З-1.4.0.1 Содействовать высоким достижениям Республики Татарстан в сфере культуры и искусства
З-1.4.0.2 Обеспечить расширенное воспроизводство творческих кадров за счет улучшения системы образования в сфере культуры и искусства, реальной кооперации и интеграции образовательных организаций, реализующих программы общего и дополнительного образования, и учреждений культуры
З-1.4.0.3 Сохранить и актуализировать культурное наследие как фактор въездного культурного туризма
З-1.4.0.4 Создать условия для интенсивного развития творческих индустрий и повышения их конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта
З-1.4.0.5 Обеспечить опережающее развитие культурной инфраструктуры в городских агломерациях
З-1.4.0.6 Обеспечить доступность высоких образцов культуры и участия в культурной жизни для жителей сельских и отдаленных территорий за счет распространения передвижных культурно-информационных комплексов и гастрольной деятельности
З-1.4.0.7 Повысить общую культуру общения и поведения

 

Направления действий:

1) укрепление государственного сектора культуры и искусства:

- развитие системы грантов для деятелей культуры и творческих коллективов мирового уровня: арт-бренды Татарстана;

- развитие системы предпрофессионального и профессионального образования;

- реконструкция зданий культурных учреждений, находящихся в неудовлетворительном состоянии и не отвечающих современным требованиям к условиям осуществления культурной деятельности;

- популяризация и предоставление новых видов услуг в области культуры с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечение правовых и экономических условий для повышения качества и разнообразия услуг учреждений культуры и искусства;

2) развитие кооперации сферы культуры и туризма:

- обеспечение правовых и экономических условий для кооперации и интеграции образовательных организаций общего и дополнительного образования, учреждений культуры и туризма;

- формирование и продвижение широкого спектра маршрутов культурного туризма, создание сети информационно-туристских центров, эффективного маркетинга и логистики для капитализации культурного наследия и арт-брендов Татарстана;

- расширение сети визит-центров;

- использование информационных технологий для создания виртуальных туров по культурным учреждениям Татарстана;

- обеспечение деятельности передвижных культурно-информационных комплексов, расширение финансовой поддержки гастрольной деятельности творческих коллективов;

3) создание креативного кластера.

Флагманский проект "Креативные индустрии Татарстана" (3.1.6.5).

Предлагаемые действия призваны превратить культуру в сбалансированную экосистему, способствующую формированию конкурентоспособного творческого кластера, созданию привлекательной культурной среды, обеспечивающей сохранение наследия и традиций, возможности для участия в культурной жизни и творческой самореализации каждого человека независимо от места жительства и уровня дохода. Предлагаемые меры будут обеспечивать партнерство культуры, образования и туризма и реализовываться на основе сетевого взаимодействия организаций и учреждений социально-культурной сферы, опираться на саморасширяющиеся творческие ресурсы и культурные инициативы. Финансовую основу сможет обеспечить, с одной стороны, увеличение расходов консолидированного бюджета Республики Татарстан на культуру, с другой - развитие государственно-частного партнерства и стимулирование меценатства.

 

3.1.5. Занятость и социальная защита

 

Текущая ситуация

Человеческий капитал будет накапливаться в республике, только если он будет находить себе эффективное применение и, прежде всего, в инновационной сфере. Это требует серьезных преобразований в регулировании рынка труда, поддержке занятости и социальной защите.

Глобальный характер производства инновационной продукции неразрывно связан с глобальным характером как рынков сбыта продукции, так и рынков факторов производства, в том числе и человеческого капитала. Следствием этого являются высокая мобильность квалифицированных специалистов и высокая конкуренция за них со стороны компаний и стран (регионов). Перед Республикой Татарстан стоит сложная задача - стимулировать спрос на инновации, как следствие, - на человеческий капитал, и одновременно обеспечить достаточное предложение необходимого человеческого капитала, учитывая при этом взаимосвязь между деятельностью инновационных компаний, подготовкой кадров на территории республики и межрегиональной и международной мобильностью лиц с высоким уровнем человеческого потенциала и человеческого капитала.

В Республике Татарстан принят и реализуется ряд программных документов, напрямую и косвенно влияющих на рынок труда. Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принимаются меры, направленные на повышение информированности работодателей и граждан о действующих кадровых агентствах, улучшение качества услуг в сфере содействия занятости населения. Так, функционируют 15 городских и 30 районных центров занятости населения. Увеличение сроков поиска работы на фоне роста напряженности на рынке труда свидетельствует о необходимости повышения качества управления распределением трудовых ресурсов на региональном уровне.

В целях долгосрочного планирования объемов рынка труда Республики Татарстан по видам экономической деятельности принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Татарстан".

Таким образом, в Татарстане уже проводится достаточно активная политика в сфере занятости населения, но недостаточная с учетом поставленных амбициозных целей развития республики, достижение которых усилит сложившиеся разрывы между спросом и предложением на рынке труда. В ближайшие 10 - 15 лет в Татарстане, как и во всей стране, произойдет ухудшение демографической ситуации и сокращение численности населения трудоспособного возраста. В перспективе Республике Татарстан придется решать сложные задачи модернизации занятости путем повышения конкурентоспособности населения, привлечения высококвалифицированных мигрантов в инновационные секторы экономики, роста мобильности населения республики и оптимизации территориальных пропорций занятости в разных типах поселений с целью инновационного развития крупнейших городов, обеспечения кадрами для промышленного развития и сохранения экономически жизнеспособного села.

Ключевые вызовы:

- рост конкуренции в российских регионах за человеческие ресурсы, что требует повышения привлекательности и конкурентоспособности рынка труда Республики Татарстан;

- тенденция смены нескольких профессий в течение жизни;

- низкое качество человеческого капитала в республике: формальная "переобразованность" при низком качестве образования;

- институциональная ловушка соотношения средней премии за высшее образование и условий жизни. Республика Татарстан отстает, с одной стороны, от регионов, в которых специалисты с высшим образованием могут получить большие доходы, с другой - от регионов, которые при меньших приростах дохода от высшего образования обеспечивают лучшие условия проживания. Соответственно возникает миграция в другие регионы, где выше заработки и лучше условия труда и проживания;

- структурные дисбалансы на рынке труда: дефицит квалифицированных промышленных рабочих и технических специалистов, а также специалистов в сфере высоких технологий, необходимых для приоритетных инновационных направлений развития Республики Татарстан;

- недостаточная территориальная мобильность населения, необходимая для сокращения дисбаланса спроса и предложения на локальных рынках труда и повышения эффективности занятости;

- значительные масштабы "серого" рынка труда, высокая доля неформальных доходов;

- сокращение доли трудоспособного населения;

- большой поток нелегальных трудовых мигрантов;

- низкий уровень безработицы, но выход из безработицы направлен в экономическую неактивность, особенно среди женщин;

- высокое неравенство в распределении доходов, которое не трансформируется в инвестиции и новые рабочие места (в условиях стагнации этот вызов обостряется);

- недостаточная заинтересованность работодателей в инвестициях в подготовку и повышение квалификации работников для своего предприятия;

- рост доли социальных выплат в структуре доходов;

- отсутствие механизма учета доходов граждан, не принимающих предложения по трудоустройству на вакантные рабочие места и не имеющих оснований не быть занятыми;

- направленность системы социальных выплат в основном на поддержку пожилых людей, хотя максимальные риски бедности - у детей.

Целевое видение и задачи


 

Ц-1.5 Гибкий рынок труда, системы содействия занятости и социальной защиты обеспечивают эффективную занятость и получение конкурентных доходов от вложений в человеческий капитал
З-1.5.0.1 Привлекать и удерживать в Республике Татарстан кадры для инновационной экономики
З-1.5.0.2 Внедрить модель рынка труда, обеспечивающую гибкость, защищенность и управляемость
З-1.5.0.3 Повысить эффективность и результативность деятельности служб занятости за счет установления четких целей для активных мер поддержки занятости
З-1.5.0.4 Облегчить территориальную мобильность населения и трудовую миграцию в пределах республики для более эффективного использования рабочей силы
З-1.5.0.5 Привлечь на рынок труда экономически неактивное население республики, особенно женщин с детьми, трудовых мигрантов из других регионов, стимулировать население пенсионного возраста сохранять трудовую активность
З-1.5.0.6 Повысить уровень социальной защищенности бедных семей с детьми посредством программ, реализуемых на основе оценки нуждаемости и принципов социального контракта
З-1.5.0.7 Повысить качество и доступность социального обслуживания для пожилых с целью содействия активному долголетию

 

Направления действий:

В сфере регулирования рынка труда и поддержки занятости:

Гибкость рынка труда достигается гарантированной свободой найма и увольнения сотрудников, а также возможностью использовать рабочее время сотрудников в зависимости от нужд нанимателей и потребностей сотрудников (гибкое рабочее время), перемещать работников в зависимости от нужд нанимателей (функциональная гибкость), устанавливать заработную плату в зависимости от возможностей нанимателя, с одной стороны, и ожиданий работников - с другой (гибкая заработная плата).

Переход к модели гибкого рынка труда возможен только при условии создания системы опережающего обучения, построенной на жесткой связи "работодатель - профессиональные образовательные организации - работник", где связующими механизмами выступают: система профессиональных стандартов; обновляемый прогноз потребности в трудовых ресурсах; программы профессионального образования, разрабатываемые совместно с работодателем.

Необходимые действия:

- модернизация занятости и рост ее эффективности путем повышения качества рабочей силы и трансформации отраслевой и территориальной структуры занятых, а также определения приоритетов мер поддержки занятости. Такая политика требует дополнительных инвестиций в обустройство приезжающих, в том числе в решение жилищной проблемы;

- формирование и продвижение бренда Республики Татарстан как привлекательного работодателя на российском рынке труда;

- развитие программ профессиональной подготовки разного уровня с привлечением молодежи, в том числе из-за пределов республики, и созданием условий для последующего трудоустройства в Татарстане;

- создание единого образовательного ресурса, консолидирующего отраслевые образовательные программы и предполагающего свободный удаленный доступ;

- создание карты отраслевых и общеотраслевых карьерных маршрутов для школьников, студентов, работающих граждан региона;

- создание системы грантовой поддержки участия в образовательных программах, гарантирующих возможность найти работу;

- создание эффективной информационно-коммуникационной платформы, основанной на формализованных компетенциях и позволяющей аккумулировать достоверную информацию о соискателях и вакансиях;

- разработка механизмов объективной оценки компетенций с привлечением работодателей и образовательных организаций (республиканская система картирования компетенций);

- создание системы добровольного страхования от безработицы и потери трудоспособности;

- расширение программ самозанятости и стимулирование развития малого бизнеса, особенно в сельской местности и небольших городах, в том числе среди экономически неактивного населения;

- стимулирование экономической активности и профессиональное обучение экономически неактивного населения, способного выйти на рынок труда (незанятые женщины с детьми, инвалиды), стимулирование населения пенсионного возраста на сохранение трудовой активности. Для каждой из указанных групп предусматриваются определенные стимулы, такие как гибкие формы занятости, развитие качественных и недорогих детских дошкольных образовательных организаций, расширение форматов работы вне офиса, создание дружественной городской среды для перемещения инвалидов, повышение размера будущих пенсий для лиц, продолжающих работать по достижении пенсионного возраста и другие.

 

Программа внедрения проектного финансирования для территориальных программ занятости

Программа нацелена на повышение эффективности и результативности службы занятости за счет стимулирования территориальной мобильности населения и трудовой миграции в пределах республики, привлечения на рынок труда экономически неактивного населения республики. Программный подход позволит четко ориентировать активные меры поддержки занятости и сфокусировать программы и ресурсы территориальных центров занятости населения на цели и задачи Стратегии с учетом специфики проблем локальных рынков труда. Внедрение проектного финансирования не противоречит основным мероприятиям Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", но приоритетными станут программы служб занятости, адресованные целевым группам (незанятые женщины с детьми, внутренние и внешние мигранты, молодежь). Программно-целевой подход потребует мониторинга эффективности и результативности программ содействия занятости и межведомственного взаимодействия. В минимальном варианте программа может быть реализована в рамках ресурсов Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы". При выделении дополнительных ресурсов могут быть реализованы эффективные программы содействия занятости молодежи и женщин с детьми, переподготовки мигрантов, внедрена технология социального контракта, позволяющая повысить качество человеческого капитала клиентов служб занятости и их производительность труда.

В сфере социальной защиты:

- снижение неравенства за счет поддержки малоресурсных групп населения и ликвидация отдельных форм проявления бедности. В условиях низких темпов экономического роста и неблагоприятных демографических тенденций социальная поддержка фокусируется на содействии экономической активности и повышении качества трудовых ресурсов из малоресурсных групп населения, увеличении вклада социальной защиты в экономический рост за счет развития услуг по социальному обслуживанию;

- повышение качества и доступности социального обслуживания для лиц пожилого возраста с целью содействия активному долголетию посредством расширения негосударственного сегмента услуг по социальному обслуживанию за счет увеличения госзаказа для НКО, расширения государственно-частного партнерства и благотворительности;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...