Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признание приоритетности образования.




Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ) <3>.

--------------------------------

<3> РГ. 25.12.1993. N 237.

 

Государство заинтересовано в неуклонном развитии образования, так как с этим напрямую связаны:

- вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации;

- состояние национальной безопасности.

Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.

Закрепление приоритетного характера развития образования нацелено на создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Российского государства, обеспечение высокого качества жизни в России и упрочения национальной безопасности.

Не случаен тот факт, что первый нормативный правовой акт новой российской государственной власти был посвящен именно образованию. В преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" <4> говорится о приоритетности сферы образования, исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.

--------------------------------

<4> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 31. Ст. 1025.

 

Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:

- создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);

- финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);

- подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);

- укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования);

- развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования).

Исходя из принципа приоритетности образования правительство определяет основные цели и задачи образования, устанавливает, что система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе <5>.

--------------------------------

<5> Приведенные цели и задачи образования были сформулированы в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в 2000 г. (данный правовой акт был отменен Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").

 

Приоритетность образования закрепляется также на международном уровне. ЮНЕСКО в своих докладах и иных документах связывает приоритетность образования с его особым значением для развития личности и общества <6>. Деятельность ЮНЕСКО нацеливает международное сообщество на предоставление образования всем, на всех уровнях и на протяжении всей жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей <7>. В документах ЮНЕСКО образование определяется как важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития.

--------------------------------

<6> См., например: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века "Образование: сокрытое сокровище" // http://www.ifap.ru/library/book201.pdf и др.

<7> См.: http://www.unesco.org/new/ru/education/.

 

Несколько стратегических задач, связанных с образованием, были включены в список "Целей развития ООН на рубеже тысячелетия":

- бесплатное и обязательное начальное образование и равенство полов в начальной и средней школе;

- содействие образованию в качестве одного из основных прав человека;

- повышение качества образования путем диверсификации его содержания и методов;

- содействие экспериментам, новаторству, публикациям и обмену данными и передовым опытом, а также развитию диалога по вопросам политики в области образования <8>.

--------------------------------

<8> Там же.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...