Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.




Принцип автономии является одним из основных принципов деятельности образовательной организации. Использование понятия автономии образовательных организаций необходимо для более точного разграничения компетенции государственных органов управления образованием и органов управления образовательными организациями.

В соответствии со ст. 28 комментируемого Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. При этом законодатель уточняет, что образовательная организация может самостоятельно (автономно) осуществлять вышеперечисленные виды деятельности при условии соблюдения предписаний нормативных правовых актов Российской Федерации и устава образовательного учреждения.

В статье 89 комментируемого Федерального закона принцип автономии образовательной организации закреплен в качестве одного из принципов управления системой образования: "Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер".

Рассмотрим данный принцип на примере его реализации в деятельности образовательной организации высшего образования.

Автономия образовательной организации высшего образования проявляется в разных направлениях.

В рамках действующего законодательства Российской Федерации образовательная организация высшего образования осуществляет разработку и принятие устава, в котором закрепляются основные положения, регулирующие ее жизнедеятельность. Значительными полномочиями образовательная организация обладает в сфере организационно-кадровой политики. Она самостоятельно определяет структуру управления, решает вопросы распределения должностных обязанностей, штатного расписания, подбора, приема на работу и расстановки кадров и т.д.

Образовательная организация самостоятельно формирует студенческий контингент. Однако, реализуя данные полномочия, образовательная организация должна руководствоваться установленными для нее контрольными цифрами и квотами, оговоренными лицензией.

Образовательная организация высшего образования самостоятельна в осуществлении образовательного процесса в рамках, очерченных уставом, лицензией и свидетельством о государственной регистрации. Она разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы, программы учебных курсов; организует методическое обеспечение образовательного процесса; осуществляет контроль успеваемости и промежуточную аттестацию студентов.

К компетенции образовательной организации высшего образования относится ряд вопросов оплаты труда работников: установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств (с учетом установленных ограничений), надбавок и доплат к должностным окладам работников, определение порядка и размеров премирования работников и т.д.

Образовательная организация высшего образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование учебных помещений в соответствии с установленными требованиями и в пределах собственных финансовых средств. Ею создаются также необходимые условия нормального функционирования подразделений общественного питания, медицинских учреждений и т.д.

Понимаемая таким образом автономия образовательной организации высшего образования становится реальной правовой категорией, активно используемой в процессе правоприменения.

Вокруг принципа автономии образовательной организации активно формируется судебная практика. В этой связи отметим, например, решение Верховного Суда РФ от 29 ноября 2002 г. N ГКПИ02-1254 <28>.

--------------------------------

<28> СПС "КонсультантПлюс".

 

Рассматривая гражданское дело по жалобе г-на Юдина Г.П. об отмене пункта 8 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 1994 г. N 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России" <29>, в части разрешения государственной образовательной организации высшего образования самостоятельно устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях и коммунальные услуги <30>, Верховный Суд РФ решил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь, среди прочего, на норму законодательства об образовании, закрепившую принцип автономии высшего учебного заведения. В мотивировочной части своего решения Верховный Суд РФ отмечает, что в соответствии с законодательно закрепленным принципом автономии высшего учебного заведения и исходя из особенностей экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования, Закон об образовании предоставил право образовательным организациям устанавливать порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

--------------------------------

<29> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 104 (в настоящее время документ утратил силу).

<30> Заявитель оспаривал нормативный правовой акт, так как он, по его мнению, противоречил действующему законодательству и нарушал его права, поскольку вынуждал его платить за проживание в общежитии суммы, превышающие в несколько раз оплату благоустроенной квартиры аналогичной площади.

 

Принцип автономии не должен пониматься как некая гарантия бесконтрольности и безнаказанности образовательной организации: он не означает ее выведения из-под контроля органов, наделенных соответствующими полномочиями, и предполагает применение установленных законом санкций в случае нарушения образовательной организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией.

Автономия образовательной организации предполагает ответственность перед личностью, обществом и государством за осуществляемую ею образовательную деятельность.

В установленном порядке образовательная организация несет ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, качество образования, за реализацию образовательных программ в неполном объеме. Также предусматривается ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье ее обучающихся и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод участников образовательных правоотношений.

Контроль за соответствием деятельности образовательной организации целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредители образовательной организации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выдавший ему лицензию на ведение образовательной деятельности.

Для реализации принципа автономии образовательной организации педагогические работники и обучающиеся наделяются академическими правами и свободами.

Автономия и самостоятельность образовательных организаций проявляются в предоставлении обучающимся, педагогическим и научным работникам определенных академических прав и свобод - свободы педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, права выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободы студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставление академических прав и свобод нацелено на создание оптимальных условий для научного и педагогического творчества, поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Очевидно, что цели образовательной деятельности не могут быть достигнуты в отсутствие свободы выбора мировоззренческой, нравственной и идеологической основ образования, свободы в определении методики обучения, свободы научно-исследовательского и педагогического творчества, свободного поиска, изложения и распространения информации. В сфере высшего образования, где самым тесным образом переплетены образование и наука, названные свободы традиционно именуются академическими свободами.

Образование в демократическом обществе должно быть свободным, обеспечивающим плюрализм мнений, взглядов и убеждений. В противном случае невозможно воспитать подлинно свободную и независимую личность, гарантировать многие конституционные права и свободы (уместно упомянуть статью 44 Конституции РФ, в соответствии с которой "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания").

Вместе с тем свобода и плюрализм в образовании не должны восприниматься как вседозволенность, пропаганда и реализация идей, запрещенных законом (расовая, религиозная и национальная вражда и нетерпимость, фашизм, пропаганда войны и т.д.).

Законодательство определяет понятие академических прав и свобод, очерчивая круг субъектов, которым они предоставляются (педагогические и научные работники образовательного учреждения, обучающиеся), а также определяя их содержание.

Так, педагогические работники образовательной организации наделяются правом свободно, по своему усмотрению излагать предмет учебной дисциплины, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

За обучающимися закреплена академическая свобода получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Они наделяются правом участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов. И это право может быть ограничено только условиями договора, заключенного между обучающимся и лицом (физическим или юридическим), оказывающим ему содействие в получении образования и в последующем трудоустройстве.

Участие обучающегося в формировании содержания своего образования осуществляется путем выбора факультативных и элективных <31> курсов, через реализацию обучающимся права осваивать, помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки, любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данной образовательной организации, в порядке, предусмотренном ее уставом, а также преподаваемые в иных образовательных организациях (по согласованию между ними) и т.д.

--------------------------------

<31> Элективные курсы - это курсы, избираемые в обязательном порядке для данного направления подготовки.

 

Наделение субъектов образовательных правоотношений академическими правами и свободами предполагает установление соответствующих обязанностей.

Так, обучающиеся обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами, соблюдать устав образовательной организации.

Педагогические и научные работники образовательных организаций обязаны развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности, обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки, гражданскую позицию, способности к труду и т.д.

Предоставление образовательным организациям основных академических прав и свобод является общепризнанным принципом образовательного права и закрепляется в ряде международно-правовых источников <32>.

--------------------------------

<32> Принцип автономии образовательных организаций и предоставление академических прав и свобод становились основным предметом обсуждения на международных конференциях (Конференции по академической свободе и университетской автономии (Синая, 1992 г.) и др.).

 

В Великой хартии европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) они отнесены к фундаментальным принципам университетской жизни.

В этом авторитетном источнике современного европейского образовательного права закрепляется: "Университет, будучи в центре различно организованных обществ в силу разнообразных географических условий и различий исторического развития, является автономным учреждением, которое критическим образом создает и распространяет культуру через научные исследования и образование. Чтобы адекватно реагировать на нужды современного мира, он должен иметь моральную и интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и экономической власти, реализуя свою деятельность в области исследований и образования" <33>. Государственная власть и университеты, каждый в соответствии со своей компетенцией, должны гарантировать фундаментальный принцип жизни университетов - свободу исследований, образования и подготовки.

--------------------------------

<33> Цитируется по: Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г.А. Лукичева. М., 2004. С. 28.

 

В статье 2 "Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" <34> устанавливается, что в соответствии с Рекомендацией о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г., высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны "пользоваться полной академической свободой и автономией, понимаемыми как комплекс прав и обязанностей, будучи при этом полностью ответственными и подотчетными перед обществом".

--------------------------------

<34> Принята в Париже на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" (5 - 9 октября 1998 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

 

В Рекомендации ЮНЕСКО "О статусе научно-исследовательских работников" <35> зафиксировано, что "академическая свобода", под которой следует понимать свободное распространение информации о результатах, гипотезах и критических высказываниях, является неотъемлемой частью научного процесса и обеспечивает гарантию точности и объективности научных результатов.

--------------------------------

<35> Принята в Париже 20 ноября 1974 г. на 18-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // СПС "КонсультантПлюс".

 

Комментируемый принцип автономии образовательных организаций, наделения педагогических работников и обучающихся академическими правами и свободами дополняется законодателем требованиями информационной открытости образовательных организаций и предоставления или публичной отчетности.

Автономия и самостоятельность образовательной организации предполагают обеспечение максимальной открытости и транспарентности при осуществлении образовательной деятельности.

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам. Для этого соответствующая информация размещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Объем информации, доступность которой обязана обеспечить образовательная организация, определен в статье 29 комментируемого Закона.

Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность информации:

- о ее учредителях, режиме работы, о структуре и об органах управления образовательной организацией;

- о реализуемых образовательных программах;

- о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

- о языках образования;

- о федеральных государственных образовательных стандартах и образовательных стандартах (при их наличии);

- о руководстве образовательной организации и персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности;

- о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема;

- о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

- о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

- и др.

На официальном сайте образовательной организации размещаются копии устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или бюджетной сметы образовательной организации, документа о порядке оказания платных образовательных услуг, документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей, и т.д.

Названные информация и документы подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в порядке, который определен Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации" <36>.

--------------------------------

<36> СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3964.

 

Важным элементом системы государственно-общественного управления образованием является публичная отчетность образовательной организации, которая представляет собой комплексное информирование о результатах деятельности и основных направлениях развития данной образовательной организации.

Публичная отчетность направлена на обеспечение активного участия общественных институтов в развитии образования, достижение максимальной информированности о состоянии системы образования, создание благоприятного инвестиционного климата в образовании и т.д.

Формами публичной отчетности являются, например, доклады о состоянии региональных и муниципальных систем образования, публичные доклады школ. Так, публичный доклад школы представляет собой форму ежегодного информирования общественности о деятельности школы, достигнутых результатах, о проблемах ее функционирования за отчетный период. Из публичного доклада родители могут узнать, какие образовательные услуги предоставляет школа, каковы правила приема детей, условия обучения, результативность деятельности школы и педагогов, эффективность управления. Общественность, подключаясь к процессу подготовки презентации и обсуждения публичного доклада, получает возможность реально участвовать в управлении школой.

Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.

Демократизм управления образованием предполагает выборность органов управления (например, избрание ректора, деканов факультетов, заведующих кафедрами в высших учебных заведениях), коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т.д.), представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т.д., публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы эффективного контроля и т.д.

Управление образованием носит государственно-общественный характер. Это положение закреплено также в ст. 89 комментируемого Закона: "Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер".

Государственно-общественный характер управления образованием означает активизацию общественного участия в управленческой деятельности: общественность получает представительство в органах управления образованием, создаются различные общественные органы управления образованием (попечительские, родительские советы и т.д.).

В соответствии со ст. 26 комментируемого Закона в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

В той же статье комментируемого Закона устанавливается, что в целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации.

Юридической гарантией прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями являются соответствующие статьи 34, 44 и 47 комментируемого Закона, в соответствии с которыми вышеперечисленные субъекты наделяются академическими правами на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...